Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Важенцева Инна Геннадьевна

Программное содержание

- На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа.

 - Развивать стремление грамматически правильно строить высказывания. 

- Добиваться умения самостоятельно передавать содержание монолога. 

- Развивать творческое воображение при составлении рассказа.

  Дифференцированный подход в соответствии с гендерной технологией: 

- Упражнять «условно-одаренных» детей в различении слов-предметов (что?), слов-признаков (какой?), слов-действий (что делает?) 

- «Типичным девочкам» давать возможность высказываться первыми, поощрять за точные, лексически выстроенные ответы. - Уделять внимание «типичным мальчикам» подбору описательных прилагательных на занятии и в предварительной работе; поощрять нестандартные высказывания.

 Обогащение словаря: Арктика, зачин, кульминация, развязка. 

Активизация словаря: Хищное, крупный, полярный, океан. 

Предварительная работа

- Рассматривание иллюстраций, 

- чтение художественной и научно-популярной литературы, 

- рисование и лепка белого медведя,

- системный оператор (белый медведь), 

- морфтаблица, 

- Д/И «Да-Нет». 

Содержание НОД

Воспитатель: - Ребята, отгадайте слово, которое здесь спрятано. ( По первым звукам в названии картинок – «Белый медведь»). 

Воспитатель: – Кто такой белый медведь? 

Дети: – Самое крупное, сильное животное севера. 

Воспитатель: – Где живет белый медведь? 

Дети:– Северный полюс, Арктика. 

Воспитатель: – Как еще можно назвать медведя? 

Дети: - Полярный, хищный, хозяин севера. 

Воспитатель: – Давайте опишем, какой он? 

Дети: – медведь очень большой, крупный. У него белая, густая и теплая шерсть. Она сохраняет тепло и бережет от холода. Искрится на солнце. У медведя небольшая, вытянутая голова. Уши маленькие. Нос черный, хорошо заметен на белом снегу, отличный нюх. У белого медведя мощные лапы, сильные, с огромными когтями. Есть небольшой хвостик. 

Воспитатель: – Чем питается полярный медведь? 

Дети: - Рыба, тюлени… 

Воспитатель: – Поэтому, это животное…? 

Дети: – Хищное. 

Воспитатель: – А каковы повадки медведя? Какой он по характеру? 

Дети: - Наводит страх на всех обитателей северного полюса. 

Воспитатель: – А всегда медведь такой? 

Дети: – Нет. Медведь незлой, когда сыт. Медведица с любовью относится к своим детенышам: ухаживает за ними, кормит, учит всему. 

Воспитатель: – Какое значение имеют белые медведи в природе? 

Дети: – Выращивать детенышей. Ведь белых медведей очень мало осталось в природе. 

Воспитатель: - Люди используют медведей в своих целях: в зоопарке, в цирке, съемке в кино… 

Задание для «Условно-одаренных» детей  – прочитать слова и приклеить их к нужным серединкам снежинок.

 Серединки снежинок: "Что?"(Кто),  "Какой?", "Что делает?"

Лучики со словами: лапы, нос, океан, рыба, льдина, охота; суровый, белый, сильный, хищный, полярный, крупный, суровый; ловит, догоняет, плывет, рычит, переваливается, лакомится 

С остальными детьми продолжается беседа. 

Воспитатель:– Как вы думаете, ребята, друг медведя – это кто? 

Дети: – Хорошая погода, кит, снег, человек… 

Воспитатель:– Враг у полярного медведя есть? Кто? 

Дети: – Холод, ночь, браконьеры… 

Воспитатель: – Давайте проверим задание у ребят (у условно-одаренных). Может кто еще добавит слова? 

Физминутка: (дети произносят слова и движениями изображают животных и их действия) 

Вот огромный вырос кит 

Выпрыгнул плавник акулы 

Бурый мишка сладко спит, 

Дремлет бегемот сутулый. 

Вон в прыжке дельфин застыл 

Морж подставил солнцу спину, 

Длиннохвостый крокодил 

Что-то говорит пингвину …

Здесь на берегу морском 

Я смотрю на глыбы – камни. 

Раскидало на просторе 

Всех зверей чудное море. 

Воспитатель: – Вы много интересного узнали о полярном медведе. Давайте сочиним рассказ о нем. Вспомните структуру рассказа. 

(Воспитатель вывешивает схему для составления  рассказа)

 РАССКАЗ:

Начало (зачин) - Когда? Где? Кто? Какой?

Середина (завязка, кульминация) - развитие событий

Конец (развязка) - завершение истории

Воспитатель: – А что могло произойти с нашим героем, поможет вот эта таблица 

(морфтаблица – см. приложение). 

Мы ее с вами недавно ее составили. 

Воспитатель: – Очень интересный получился рассказ. Молодцы, ребята. Работали вы замечательно. А, чтобы не забыть этот рассказ, всем домашнее задание – составить схему рассказа при помощи символов.

Приложение. 

Морфологическая таблица (метод ТРИЗ и РТВ)

 

Полярный кит

Тюлень

Морж

Полярники

Белый медведь

Какая-то проблема

Затянуло от сильного мороза океан коркой толстого льда. Киту нечем дышать…

Сильный мороз. Океан вдруг замерз, тюленю нечего есть.

Браконьеры отпилили клыки. Что делать?

Очень холодно;

Нет света не станции…

Берлогу занесло снегом;

Потеря героя…

Приключения

Путешествия на спине кита

 

 

 

 

Ловля рыбы

 

Тюлень отличный рыболов. Он ловко и проворно ловит рыбу.

 

 

Медведи то же любят полакомить-ся рыбой.

Встреча солнца

Весело плавает по океану, выпускает фонтанчики.

Любят погреться на солнце, лежа на льдине. Наслаждаются его ярким светом и небольшим теплом

Люди устали от вечной темноты. Радуются появлению солнца. Ведь его так долго ждали…

Медведи выходят из берлоги в поисках добычи.

Катание на льдинах

Своим огромным весом и размером кит прокладывает путь в океан, раздвигая льдины.

Любят отлеживаться на льдинах, греть спину…

Льдина вдруг откололась, люди оказались в океане…

Отправляются в длительное плавание на льдине.

праздник

 

Тюлени и моржи устроили соревно-вания…

Люди любуются северным сиянием, небо разноцветное, красивое…

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Лексические игры и упражнения»  Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое воспр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема:Лексико – грамматические упражнения.

Программное содержание:Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.Продолжать учить де...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речиЗадача:- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относител...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «В гостях у сказки»

Программное содержание. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словес...

Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной к школе группы Тема: «Все мы знаем и умеем»

Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Задачи: Образовательные: учить подбирать антонимы к словам, закреплять навыки звуко-слогового анализа, совершенствовать грамматические...