Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Три медведя"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ловяга Светлана Васильевна

Занятие основано на сюжете знакомой сказки, помогает активизировать словарь детей, закрепить умение подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова,  обучать использованию в речи описательных рассказов с использованием  предлогов  на, над, в, от.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи  (подготовительная группа)

«Три медведя»

Программное содержание:

- активизировать словарь детей по темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие      животные»;

- закрепить умение подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

- обучать использованию в речи описательных рассказов с использованием  предлогов  на, над, в, от;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мыслительные процессы;

- совершенствовать звуковую культуру речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- способствовать стимуляции тактильных ощущений, развивать общую и мелкую моторику

- воспитывать доброту, отзывчивость, учить бережно относиться ко всему.

Оборудование:

Оформление зала «Сказочный лес»: избушка, печка с атрибутами старинной избы; предметные картинки диких животных и их детенышей; маска медведя; игрушечные инструменты; «сухой бассейн» (горох, фасоль).

Предварительная работа:

- чтение и театрализация русской народной сказки «Три медведя»;

- загадывание загадок;

- самомассаж  кистей рук и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем говорить о сказках, помогать сказочным героям, будем оценивать их поступки, учиться  правильно и красиво говорить. Я предлагаю вам  побывать в сказочном лесу. Готовы? Чтобы очутиться в сказочном лесу, нужно сказать следующие слова:

               Я на ножке покручусь

               В сказочном лесу окажусь!

Вот мы и в сказочном лесу. Что вы видите?

(Деревья, избушку, печку).

В.  Как вы думаете, какие сказочные герои  могут жить в этом лесу?

Д. Волк, заяц, медведь, лиса.

В. А теперь изобразим этих героев.

«Театр зверей» (развитие общей моторики). Дети под музыку ходят по кругу, изображая движения и повадки животных: волка, лисы, зайца.

Медведь

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед

И в рот его кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

- Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Воспитатель: Дети, смотрите – короб. Что же там внутри? (Достает из короба письмо.)  Вот что тут написано: «Дорогие ребята! Помогите нам. Злой волшебник проник в наш лес и перепутал все сказки и всех сказочных героев». Поможем сказочным героям?

Задание 1. Злой волшебник перепутал добрых и злых героев сказок. Помогите разобраться (можно показать иллюстрации):

               Волк  - злой.

               Красная шапочка – добрая.

               Змей Горыныч – злой.

               Иван-царевич – добрый.

               Колобок – веселый.

               Баба Яга – злая.

Задание 2. Отгадайте, о какой сказке идет речь в загадке:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

                        (Три медведя.)

Задание 3. Игра  «Назови семейство»

Медведь – медведица – медвежонок.

Волк – волчица – волчонок.

Лис – лиса – лисенок.

Заяц – зайчиха – зайчонок.

Еж – ежиха – ежонок.

Белка – бельчонок.

Задание 4. Игра «Чей предмет?»

Большая ложка – медведя, поменьше ложка – медведицы, а маленькая ложечка – медвежонка.

Большая чашка – медведя, поменьше чашка – медведицы, а маленькая чашка  - медвежонка.

Большой стул – медведя, поменьше стул – медведицы, а маленький стульчик – медвежонка.

Большая кровать – медведя, поменьше кровать – медведицы, а маленькая кроватка – медвежонка.

Физминутка «Зарядка лесных жителей»: (Выполнять движения согласно тексту):

У нас славная осанка

Мы свели свои лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как серый волк-волчище,

И как заинька-трусишка,

Вот свернулся  волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

«Сухой бассейн»: небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) заполнить на 8см промытым и просушенным горохом или фасолью.

1. Опустить кисти рук в «бассейн»,  «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

Мы пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

2. «Лягушки»: Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Задание 4. Антонимы:

Большой – маленький.

Высокий – низкий.

Голодный – сытый.

Открыть – закрыть.

Пустой – полный.

Громко – тихо.

Тонкий – толстый.

Сломанный – отремонтированный.

Задание 5. Синонимы

Назовите предметы так, как их называют в сказках, и как мы называем их сейчас:

Изба – дом.

Горница – комната.

Похлебка – еда.

Миска – тарелка.

Печка – плита.

Шаль – платок.

Лавка – стул.

Задание 6. Игра «Подбери слова-родственники» к словам «лес», «медведь»:

Медведь, медведюшка (слова из песни «Ох, медведюшка ты, батюшка), медведица, медвежонок, медвежий.

Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник,  лесовичок.

Задание 7. Составление рассказов-описаний:

                             МЕДВЕДЬ

Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.

                             КРОВАТЬ

Кровать – это мебель. Она стоит в спальне. У кровати есть место для лежания, две спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы  спать.

                               ЛОЖКА

Ложка – это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла. Они бывают столовые, чайные и кофейные.

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «У медведя во бору».

 Задание 8. Рассматривание сюжетной картинки «У медведей в горнице».

Дети отвечают на вопросы, используя предлоги.

Какие герои изображены на картине?

Что стоит на столе?

Что лежит на кровати?

Что висит над кроватью?

Что нарисовано справа на картинке?

Что нарисовано слева на картинке?

Что висит на гвозде?

Кто сидит в середине?

Кто сидит справа от Настасьи Петровны?

Кто сидит слева от  Настасьи Петровны?

Задание 9. Вы помните в сказке «Три медведя у маленького мишутки поломался стул?

Перед вами предметы: зубная щетка, нож, молоток, гвозди, вилка, карандаш, ручка. Возьмите то, что поможет Маше  починить стул.

 

Воспитатель: Дети, ответьте на вопросы: (дети отвечают полным ответом)

Куда пошла девочка? Зачем?

Была ли она трудолюбива?

Куда попала девочка?

Как она себя там вела?

Как отнеслись к ее поведению медведи?

Правильно ли девочка себя вела?

Знакомство с пословицами: Доброму гостю и хозяин рад.

                                                    Будь приветлив, не будь назойлив.

Воспитатель: Дети, где мы с вами побывали, о какой сказке беседовали?

Давайте сделаем вывод по сказке: как нужно вести себя в незнакомом доме или в гостях.

Нужно вести себя воспитанно, и тебе все будут рады.

Сказочные герои благодарят вас  за помощь и дарят вам подарки (подарок).

А теперь нам надо возвращаться в детский сад.

                      На одной ножке покрутись,

                      В детский садик  возвратись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»

Программное содержание: - На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа. - Развивать стремление грамматич...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ сказки "Три медведя""

Конспект по развитию диалогической речи детей средней группы детского сада. С опорой на серию сюжетных картинок, с элементами драматизации....

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя»

Конспект занятия по развитию речи  по сказке «Три медведя» Подготовила: Сафина А.В. Цели:Учить детей внимательно слушать сказку, эмоционально воспринимая содержание.Уметь от...

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя»

Цель: познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию....

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя»

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя»Цель: Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку. Развитиемонологической речи.Программное содержание...

конспект занятия по развитию речи "Произведение Е. Чарушина Медведь"

Цель: развитие связной речи.Задачи:- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;- упражнять в сравнении разных ...