Конспект открытого занятия в старшей группе Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия на формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»
Раздольненского района Республики Крым
Конспект открытого занятия
в старшей группе
Пересказ рассказа
«Как медведь сам себя напугал»
(по Н. Сладкову)
Подготовила и провела воспитатель:
Пискарева В. Р.
пгт Раздольное
2025
Тема: Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели.
Программные задачи:
- Совершенствовать умение детей пересказывать текст с опорой на графические модели.
- Развивать умение анализировать содержание произведения.
- Формировать у детей слуховой и зрительный контроль за правильностью составления пересказа.
- Обучать детей приёмам планирования собственного пересказа.
- Закреплять навыки грамматически правильно строить своё высказывание.
- Продолжать развивать координация движений.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийная презентация «Как медведь сам себя напугал», иллюстрации: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор графических моделей; аудиозапись.
Словарь: хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
Предварительная работа:
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Просмотр презентации «Как медведь сам себя напугал».
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Сегодня много интересного вас ждёт,
Занятия каждый для себя найдёт.
О лесных зверятах хотите узнать?
Я помогу вам все понять.
И с гостем лесным мы будем играть,
Рассказывать и рассуждать.
2.Основная часть
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычный лес, где произошло что-то очень странное!
-Посмотрите ребята, там, за старым дубом, кто-то спрятался! (Воспитатель подходит к дереву)- Да, это же медведь! И он очень напуган!
-«Ребята, в лесу переполох! Наступила осень, но медведь не может заснуть, потому что боится! Ему срочно нужна помощь! Чтобы помочь косолапому, мы с вами отправимся в сказку и узнаем, почему медведь стал таким пугливым?!»
-Вы готовы стать настоящими спасателями? (Ответы детей)
-Я уверена, что у медведя в лесу есть друзья, ведь он тоже как и мы с вами, любит играть и веселиться. Чтобы узнать с кем наш мишка дружит, мы поиграем в игру с шишкой «Узнайте, о ком я говорю», чтобы правильно ответить на вопрос, обратите своё внимание на красочные иллюстрации.
Игра «Узнайте, о ком я говорю» (с шишкой).
Косолапый, бурый, неуклюжий (медведь),
Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц),
Болтливая, длиннохвостая (сорока),
Ловкая, маленькая (белка),
Сильные, длинноногие (лоси).
-Молодцы ребята, всех друзей медведя узнали!
-Ребята, очень много написано рассказов, загадок и сказок о животных, которые живут в наших лесах.
-Сегодня мы прочитаем и перескажем рассказ Н. Сладкова. Найдите среди портретов известных писателей, портрет Николая Ивановича Сладкова? Какие факты из жизни Николая Ивановича вам известны? Назовите произведения Сладкова? (Дети перечисляют произведения).
-Мы с вами хорошо знакомы с мнемотехникой, и чтобы мы справились с заданием, давайте попробуем по мнемодорожкам прочитать чистоговорки. (Работа с мнемодорожками).
-Молодцы ребята! Перед тем, как я вам прочитаю интересную историю, которая произошла в лесу, давайте рассмотрим мнетаблицу и постараемся узнать, о ком будет идти речь в произведении. (Работа с таблицей)
Сядьте прямо, и слушайте внимательно, как это было.
Чтение адаптированного рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
-«Вошёл медведь в тёмный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Услышал медведь шум, испугался и убежал из тёмного леса. Так медведь сам себя напугал.»
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.
- Куда вошёл медведь? (Медведь вошёл в тёмный лес.)
- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
- Как повёл себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из тёмного леса.)
- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
-В рассказе Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», есть незнакомые слова, сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи по-другому», чтобы узнать значение этих слов.
Игра: «Скажи по-другому».
-Как можно заменить слова:
-Какое значение у слова хрустнула (треснула, громко сломалась)
-Угодила (попала)
-Насторожил (прислушался)
-Дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги)
-Пошли лоси по лесу кусты ломать (лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломались).
-Прежде чем я ещё раз прочитаю вам рассказ, давайте немного с вами отдахнем!
Физкультминутка «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам (прыгают, согнув руки перед грудью)
Белка прыгает по веткам,
Гриб несёт бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый, (идут вперевалку)
У него кривые лапы,
Без тропинок, без дорожек
Катиться колючий ёжик (двигаются, в полуприседе, сделав круглые спинки).
-Что мы можем сделать, чтобы не забыть, что в рассказе было сначала, что потом? (Составить план пересказа).
- А как мы можем составить план, если мы ещё не умеем писать? (Составить мнемотаблицу или зарисовать эпизоды, сложить по порядку рисунки и рассказать по ним.)
- Правильно, ребята. Мнемотаблицу я уже подготовила, давайте ее с вами рассмотрим. (Работа с мнемотаблицей)
Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
- Я прочитаю рассказ ещё раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.
Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.
(Дети пересказывают рассказ).
-Ребята, посмотрите, мне кажется, мы с вами помогли преодолеть стах у нашего медведя, и он уже сладко спит в своей уютной, тёплой берлоге!
3.Заключительная часть
Итог занятия.
- Молодцы, ребята! Вы замечательно пересказали нам рассказ! Что вам больше всего понравилось в рассказе? Как вы думаете, почему медведь испугался?
-Правильно, медведь был не очень смелым и внимательным. Ребята надо быть храбрыми и любознательными.
-Не забудьте познакомить родителей с новым произведением Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». А сейчас вы можете нарисовать рисунки к рассказу и мы с вами их рассмотрим и перескажем ещё раз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;Совершенствовать навык...

Конспект открытого занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа «Как заяц сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
На примере данного занятия показана работа над пересказом небольшого текста, его подготовка к восприятию предлагаемого материала и работа по закреплению и расширению знаний детей по данной теме....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной р...

Сидим дома 9 апреля . Тема «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»
Материал для занятия родителей с детьми дома....
