Методическая разработка "Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Осень, зима, весна» "
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Комплекс пальчиковых игр и упражнений

«Осень, зима, весна»

Учитель-логопед: Косачева Наталья Анатольевна

Город Воткинск Удмуртская Республика


Пояснительная записка

У детей наряду с речевыми нарушениями часто отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в воспитательно-образовательной системе предусматривается использование методов и приемов развития моторики рук.

Многие авторы, исследователи детской речи указывают на зависимость развития речи детей от сформированности движений пальцев рук. Формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев, и этот факт используется в коррекционной работе с детьми.

Упражнения, пальчиковые игры являются общеизвестными и активно применяются в логопедической работе. С их помощью развивается не только мелкая моторика руки, но и развивается внимание, память, и конечно речь.

В своей работе я активно использую как уже известные игры и упражнения, так и собственные разработки. Включаю пальчиковые игры и в начале логопедического занятия, применяю упражнения в середине и на завершающем этапе. Из своего опыта могу точно сказать, что с помощью пальчиковых игр и упражнений можно решить целый ряд задач как на занятии, так и в игровой деятельности детей: развитие мелкой моторики рук, координация движений; развитие навыка сжимания, разжимания пальцев в кулак и умения вращать кистями; развитие  моторики трех основных пальцев руки: «большого», указательного», «среднего» и тренировка кончиков пальцев рук посредством  тонизирующего массажа и давления на точки мелкой мускулатуры, отвечающей за активизацию речевых центров головного мозга. развитие ловкости рук, тактильной памяти; развитие произвольного внимания и его качеств, таких как концентрация, устойчивость; обогащение сенсорного опыта детей.

Хочу поделиться с вами комплексом пальчиковых игр и упражнений «Осень, зима, весна», которые будут полезны для использования в своей деятельности логопедам, воспитателям, родителям с начала и до конца учебного года.


Осень

Пальчиковая игра «Осень»

Материал: желуди, орехи, мешочки с крупой.

Ветер с листьями играет

(вращение кистями рук)

То поднимет, то бросает

(сжимать в кулаке желудь, орех или мешочек с любой крупой)

Кружит в вальсе листопад

(руки сжать в кулачок, вытянуть указательный палец вперед (вращение))

Поздней осени наряд

(движения повторяются)

На ветвях березки белой два листочка уцелело

(руки от локтей подняты вверх и расставлены по ширине плеч; на слово «два» показать 2 пальца. Можно показать пальцы по порядку, начиная от 1 до 5, например, 5 – большой палец, 4 – указательный).

Упражнения с предметами, природными материалами и элементами дидактической игры

Материал: разноцветные баночки с крышкой, желуди, грибок (игрушка или картинка), листья.

Загадки:

  1. В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький грибок будущего лета  (желудь)

  1. Что же любит белка? (орехи)
  2. Проворный маленький зверек

Пыхтя, тащил домой …  (грибок)

Ни головы, ни ножек,

Конечно это … (ежик)

Упражнения:

  1. Раскрутить крышку и отгадать, какие листья в баночке? Назвать листья (от дуба – дубовые, от липы – липовые и т.д.).
  2. Разложить листья, семена по баночкам, закрутить крышку.

Упражнения с прищепками и предметами

Материал: корзинки с деревянными или пластмассовыми прищепками (края корзины не должны быть слишком толстыми)

  1. Взять прищепки тремя пальцами. Прицепить прищепки к краям корзине на скорость; прицепить одной рукой, а оцепить другой.
  2. Держа прищепки тремя пальцами, прицепить их к краям той корзины, где находятся фрукты или овощи, назвать их.
  3. Найти фрукты и овощи в мешочке на ощупь, назвать их.
  4. Взять прищепку и назвать её цвет, прикрепить прищепки на края корзины. Усложнить задание и прикрепить прищепки в определенной последовательности (по схеме, по речевой инструкции педагога.

Игра «Ежик»

Материал: картонная картинка ежика, фигурки ежей из разных материалов, деревянные или пластмассовые прищепки, мешочек с крупой или другими мелкими предметами.

  1. Снимать прищепки с фигурки ежика под стихотворение.

Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слезы: «Ежики – занозы»!

Испугались ежики: несут щипцы и ножики,

И давай по штучке вынимать колючки.

Э.Котляр

  1. В мешочек с крупой или пробками, бусинками спрятать игрушечного ежика. Предложить на ощупь определить, кто спрятался в мешочке.

В чудесном мешочке жилец поселился,

Скорей отгадай, кто же там появился?

  1. Показывать фигурку ежика, изображать издаваемые им  звуки. Указательным пальцем надавливать на внутреннюю сторону ладони, изображая иголочки.

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки

На меня они глядят, молока они хотят.

Кто же это? (еж)

Как фыркает ежик? (ф-ф-ф)

Как ежик сопит носиком? (с-с-с)

Как ежики шуршат листьями? (ш-ш-ш)

Как ежик цокает лапками? (цок-цок, пощелкать язычком).

  1. Выслушать стихотворение, добавить нужные слова, указательным пальцем удерживать шишку, поднимая вверх, вправо, влево, вниз.

Бежит ежик мимо елки,

Есть у ежа … (иголки).

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние …(лежат).

Игра «Дождик»

Цель:

Дождик, дождик, поливай,

(на каждое слово пальцами обеих рук поочередно стучать по столу, изображая дождь)

Будет хлеба каравай. Будут булки,

Будут сушки, будут пряники, ватрушки.

(перечисляя по очереди, загибать пальцы левой руки пальцами правой руки, при повторе наоборот)

Дождик, дождик, уходи. Тучки, солнце, разгони.

(ритмично прохлопать в ладоши, увеличивая темп)

Свети, свети, солнышко.

(руки поднять, с растопыренными «веером» пальцами, ладони к себе)

На пожелтевшее полюшко

(ладони вместе вверх)

На поспевшую пшеницу

(ладони вместе вниз)

На чистую водицу

(ладони вместе влево)

На наш садочек, на деревца листочек

(локти вместе, кисти – крона дерева, пальцы разъединены, поочередно соединить пальцы обеих рук).

Игра «Непоседа-ветер»

Непоседа ветер знает все на свете

(взмахи руками над головой)

Знает, как поет лягушка: «Ква, ква, ква».

( первый вариант – сжимание-разжимание кулачков, второй вариант – изобразить лягушку)

Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу».

( встать, сложить ладони лодочкой, захватить ракушку со стола ладонями и поднести сначала к левому уху, потом – к правому)

Знает, как кричит ворона: «Кра-кра-кра».

( скрестить руки на уровне запястий и прижать их друг к другу, потом ладони расслабить и отпустить, взмахнуть ладонями как крыльями)

Знает, как мычит корова: «Му-му-му».

(изобразить пальцами корову: пальцы в кулак, указательный и мизинец выпрямить).

Игра «Мыши и сыр»

Материалы: маленькая игрушечная мышка, маленькие картинки мышей, приклеенных на прищепки,   большая картонная картинка сыра.

Прицепить прищепки с картинками мышей на сыр.

Что же любят мыши?

Он желтый, в нем много дыр.

Это вкусный, ароматный … (сыр)

Ешьте, мышки, на здоровье,

Мы накормим вас с любовью.

Игра «Полянка с грибочками»

Выполнять действия с предметами.

Облака бегут по небу высоко, высоко.

(перекатывать между ладонями предмет, ладони вверх)

Улетают самолеты далеко, далеко.

(ладони от себя, перекатывать предметы быстро)

А с грибочками поляна близко, близко.

(ладони к себе)

Чтоб грибочки нам сорвать, поклонимся низко, низко.

(ладони вниз, показывать, как ищут грибы)

Чтоб грибочки подрастали, мы дождем их поливали.

(постукивать подушечками пальцев по разным поверхностям, изображая дождь)

Игра «Рыбки»

В синем небе облака,

(между ладонями перекатывать камень вверх)

Под горой бежит река.

(ладони вниз слева направо)

Рано утром у реки

(предмет удерживать подушечками пальцев сначала правой руки, потом – левой)

Тянут сети рыбаки.

(руки загибаем)

Много рыбы наловили,

(камень удерживать ладонями, подушечки пальцев направить в стороны с напряжением)

Рыбу в сети посадили.


Зима

Использование стихотворения В.Суслова «Зябнут птицы, зябнут звери»

при выкладывании, вылепливании букв 

Материал: крупы, бусинки, пластилин.

Прочитать стихотворение, назвать слова со звуком «З» (замерзают, звери, мерзнут, залезают, гнезда, морозно, заре, звезды), выложить букву «З» из разных круп, вылепить из пластилина.

Зябнут птицы, зябнут звери,

Замерзают в норах звери,

Залезают в дупла, гнезда.

В синем небе звезды мерзнут,

Затухают на заре.

Ух, морозно в январе.

Игра «Мороз»

Материал: маленькие бутылочки, свисток)

Вечер приближается,

(соединять каждый палец правой и левой руки)

Вьюга начинается.

(взять бутылочки или свисток, задуть губки «трубочкой» и посвистеть)

Крепчает мороз,

(с усилием сжать кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос –

(пальцами слегка пощипать щеки снизу вверх, нос)

Надо их отогревать, теплым воздухом дышать.

(подышать на ладоши)

Вечер приближается,

(соединять каждый палец правой и левой руки)

Темнота сгущается.

(закрыть ладонями глаза)

Нам уже домой пора,

(сцепить кончики пальцев, с усилием потянуть руки)

До свидания, ура!

(помахать руками)

Игра «Елка»

Ее всегда в лесу найдешь,

(пальцы растопырены, локти на столе, изобразить дерево)

Пойдешь гулять и встретишь.

(указательный и большой палец идут по столу)

Стоит колючая, как еж,

(ладони под углом друг к другу, пальцы переплести и выпрямить)

Зимою в платье летнем.

Это наша елочка, колючая иголочка.

(надавливать указательным пальцем на внутреннюю сторону ладони).

Игра «Украсить елочку»

Материал: раскраска «Елочка», пипетка, вода, краски, бусины, пинцет,  прищепки, картинка елочки из картона.

Задания:

  1. Раскрасить елочку цветными каплями (игрушки) с помощью пипетки.
  2. Пинцетом переносить бусинки на елочку, украшая ее.
  3. Нарядить картонную елочку с помощью прищепок без схемы или по схеме (2 синих, 1 желтая прищепки и т.д.)
  4. Выложить елочку из бусинок, крупы.

Пальчиковая игра-инсценировка  «зимняя изба»

Материал: снежинки на ниточках.

У зимы в лесу изба, во все стороны резьба.

(крыша – 5,4,3 пальцы; окошко – 2,1 пальцы)

Это крыша, вот окошко, а вот дверь.

Никакой на свете зверь, не откроет эту дверь.

(кулак плотно сжат)

Налетел ветер, дверь у избы сломал-поломал,

Чем её отремонтировать?

Едет, едет взад-вперед, на две части разоймет,

С ней работать я привык, вжик-вжик.

(поставить ладони ребром, «пилить», выполняя движения вперед-назад)

Чтобы доски стали гладки, постругайте их, ребятки. Струг, струг, стружки падают вокруг.

Пока мы дверь в лесу чинили, мы загадку сочинили:

«Много звездочек тонких, как стекло, звездочки холодные, а зиме тепло.

Дверь тихонько заскрипела, чудо, что-то полетело (снежинки).

Это  веселые снежинки скачут с шапки на тропинку.

(подтолкнуть всеми пальчиками висящую «снежинку»)

Мы сколотим поскорей для зимы в избушке дверь,

В руки молоток возьмем и на улицу пойдем,

Вот у нас пятерка братьев –

(рука от локтя вертикально, пальчики растопырены, не напряжены)

Дома все мы без пальто,

(пальцы левой руки поочередно поглаживают пальцы правой руки от основания к кончику, «раздевают»)

А на улице зато

(пошевелить пальцами)

Нужно каждому пальто.

( пальцы левой руки поочередно поглаживают пальцы правой руки от основания к кончику, «одевают»)

Ну, за работу приходится браться.

(четыре пальца одновременно сжимают в кулак большой палец в стороне)

Четверо кличут пятого братца.

(несколько произвольных «поклонов», кулачок крепко сжимается)

 (стучим кулачками).

Сам худ, голова с пуд, стучит тук, тук, тук.

Сбил, сбил,

(кулачок об кулачок)

Сколотил,

(указательный палец об указательный)

Сбил, сбил,

(кулачок об кулачок)

Сколотил,

(большой палец об мизинец).

Сбил, сбил,

(кулачки об локти)

Сколотил

(кулачки пор плечам).

Что-то гвозди не на месте, приготовить надо клещи.

(указательные и большие пальцы правой руки округлить и соединить – это клещи, остальные пальцы – в кулак, левая рука – кулак )

Тащи гвозди – один, два, три, все достали. Посмотри.

(по очереди «клещами» правой руки захватывать пальцы левой руки, выпрямлять, развести все пальцы).

У зимы в лесу изба, во все стороны резьба.

(крыша – 5,4,3 пальцы; окошко – 2,1 пальцы)

Починили быстро дверь и теперь, никакой на свете зверь не откроет эту дверь!

(хлопать в ладоши)

Игра «Пальтишко»

Без пальто гулял мальчишка,

(пальцы левой руки поочередно поглаживают пальцы правой руки от основания к кончику, «одевают» и наоборот)

И замерз он как глупышка,

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

(растирать все пальцы поочередно).


Весна

«Скоро весна»

Скоро кончится зима,

(ритмично 2,3,4,5 пальцы прикладываются к 1 пальцу)

Постучится к нам весна.

(два хлопка руками или ритмичное постукивание ладонями по столу)

Солнца жаркие лучи

(руки перекрестить, пальцы растопырены в стороны)

Превратят снега в ручьи

(погладить тыльную сторону ладони указательным пальцем, изображая волны)

Птицы станут щебетать,

(ладони как крылья, руки скрестить на уровне запястий, изобразить полет)

Руки – толстый лед ломать.

(пальцы переплести, стучать запястьями)

Упражнение  «Ручейки»

Материал: деревянные брусочки.

Бегут как змейки по двору ручьи и ручейки.

Веселые и звонкие бегут вперегонки.

(катать брусочек руками по столу)

Игра «Весенняя»

Проснулось теплое солнышко,

(не спеша потянуть руки и развести их в стороны)

Осветило, обогрело землю своими лучиками.

(перекрестить согнутые руки в локтях, поднять и прижать друг к другу)

Треснул на реках лёд и плывет, плывет.

(разорвать руки)

На солнце тает, тает, тает.

(растопырить пальчики, одновременно сгибать поочередно пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони)

Игра «Весна пришла»

На поляне зайчики

(поскоки указательного и среднего пальцев по столу)

Скачут словно мячики,

(ладонью стучать по столу)

Побежали по земле

(указательный и средний пальцы  «идут» по коленкам или по столу)

И исчезли как во сне.

(хватательные движения кулачками)

Добежали до полянки

(указательный и средний пальцы «идут»)

А там уже подснежники появляются, весне улыбаются.

(пальцы щепоткой – бутоны, медленно развести пальцы)

Около деревни темные проталины снегом оставлены.

(руки высоко согнуть в локтях, пальцы развести)

Лопнули почки, показали нос листочки.

(руки в кулаки, резко разжать их, показать ладошки, пальцы прижать друг к другу)

Птички щебечут, птички летают, весну встречают.

(ладони как крылья, руки скрестить на уровне запястий, изобразить полет)

Скоро им гнезда вить, малых деток заводить.

(пальцы левой руки собрать щепотью и обхватить ладонью левой руки)

Упражнение «Почки – листочки»

Весной на ветках почки набухают, словно бочки.

Скоро лопнут  почки, появятся листочки.

(ладонь округлить, постепенно раздвигая пальцы и раскрывая ладони)

Упражнение «Ведерки»

По дороге шла весна, ведра с дождиком несла.

(ладонь на столе, пальцы поднимаются по очереди)

Зацепилась за иголки, опрокинула ведерки.

(дуть на пальцы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексы бодрящей гимнастики для детей 4-5 лет"

В данной разработке приведены разнообразные комплексы бодрящей гимнастики с закаливающими процедурами на весь учебный год....

Методическая разработка. Комплекс психогимнастики по сказке "Волк и семеро козлят"

Комплекс специальных занятий направленных  на развитие эмоциональной сферы и  снятие эмоционального напряжения у  ребенка....

Методическая разработка "Комплексы утренней гимнастики" в ДОУ

II младшая группаСЕНТЯБРЬКомплекс 11.Ходьба за педагогом по залу.       Упражнения без предметов2.       И. п. — ноги на ширине ступни...

Методическая разработка по развитию речи на тему: «Уходи зима седая, в гости мы зовем весну!»

Цель: Обобщать представления о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;Задачи: Коррекционно-образовательные: -активизация речевой и интеллектуаль...

"Методическая разработка комплекса оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей 5-6 лет"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Методическая разработка комплексов утренней гимнастики .

Содержание и план построения утренней гимнастики.Упражнения в утренней гимнастике располагаются в определенном порядке, так, чтобы они поочередно оказывали воздействие на самые разнообразные группы мы...

Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"

Методическая разработка НОД  по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...