Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]
картотека по логопедии по теме

Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_l-l.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

[Л] - [Л`] - 1

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ             АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ             ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ             ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ               ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ             ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ               ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ        ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ          ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ            ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ             ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ    ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ              ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ    

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 2

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова парами.

лавка – лямка            лапа – шляпа            пола – Поля

Алла – Аля                юла – Юля                флаги – фляги

игла – земля              метла – петля           кулачок – светлячок  

гладя – глядя             глазки – коляски      вобла – воля

кукла – туфля            плачем – пляшем     делать – делят

ложа – лёжа               лот – лёд                   ложечка – Лёшечка

ловко – Лёвка            лоб – лёд                   лов – Лёва

 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 3

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

лом – лён                     ложка – Лёшка            пилот – полёт

болото – полёты         колосья – колёса       кашалот – самолёт

уголок – уголёк          слово – слева               зло – взлёт

клок – клён                 плот – плётка               слон – силён

солодка – селёдка      лоток – лоток               ластик – листик

лапки – липки             латунь – летун            ласты – листы

лак – лик                      лук – люк                    лосёнок - лисёнок

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 4

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

лужа – Люда         лучший – колючий       клумба – клюква

блузка – блюдце   случай – ключ               клуб – клюв

клубок – любой     клуб – клюв                 скорлупка – шлюпка

кулаки – кульки    плач – плеч                   гладить – глядеть

Слава – слива         лыжи – лежи                лыко – лихо

лысый – лисий       улыбка – улитка          полынь - павлин

слыть – слить         клык – клик                  орлы – Орли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 5

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

плыть – лить            хлыст – лист             слышать – слишком

пыл – пыль               гол – голь                  кол – коль

кил – киль                тол – толь                  мол – моль

мел – мель                ролл – роль               угол – уголь

стол – столь             ел – ель                      дал – даль

цел – цель                стал – сталь               был – быль  

ослы – росли           чехлы – несли           щеглы – текли  

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 6

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

башлык – велик      валка – Валька     закалывать – закаливать

мелком – мельком  волны – вольный  галка – галька

колка – Колька        полка – полька      булка – Булька

волна – вольна        лак – ляг                 лог – лёг

лук – люк                 лыс – лис                уголок – уголёк

цел – цель                был – быль             гол - голь  

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

 Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 7

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания

лисья голова                       галка на гальке

ландыши в лесу                  поляна за лугом

полотно из льна                  длина волос

плеск волны                        кольцо из золота

лепесток лотоса                  соль в солонке

масло в маслёнке                половинка лимона

жёлтая листва                     колючие иголки

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 8

Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

лента из шёлка               сильный голос

налитой колос                зелёное одеяло

железный лом                голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 9

Упражнение № 9. Произносить (читать)  предложения.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 10

Упражнение № 10. Произносить (читать)  предложения.

Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 11

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 12

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

                          (Лопата)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 13

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт –

Белого найдёт.

                          (Заяц и лиса)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 14

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась

                             (Самолёт)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 15

Упражнение № 15. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

                          (Ёжик)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 16

Упражнение № 16. Произносить (читать) скороговорки.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я  трудом его поймала.

Быть хозяйкой не легко

 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 17

Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

      1. Посадил дед лук,                      2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб.                        Мы посуду сами мыли.    

Увидел лук внук,                          Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб.                        Помогали нашей маме.

Удивительная штука:

Слезы капают у внука.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 18

Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

        1.Мама Милу с мылом мыла                2.  Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло.                      Промочила валенки

Мама Миле говорила:                              Валенки у Валеньки

- Не сердись, дочурка Мила!                   Сохнут на завалинке.

- Не сержусь - сказала Мила,

- Я выплакиваю мыло.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 19

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

         

                                  Злаки.

Все злаки на поле,

Все злаки на воле,

Довольны все злаки,

Что дали им волю.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 20

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Люблю землянику,

Люблю голубику,

Люблю и малину,

Люблю и клубнику.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 21

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

На речке МЕЛЬ,            На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ.            На речке – ГАЛЬКА.

Купили ЛУК.                 На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК.               А танец – ПОЛЬКА.

 

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 22

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

         

У осла – ослёнок,

У козла – козлёнок,

У лисы – лисёнок,

У кого телёнок?

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 23

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Ехал на олене,

Ехал на осле,

Ехал на лошадке,

Но не на козле.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 24

Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 25

Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.  Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.  Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов. 
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 26

Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца. 
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 27

Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя. 
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело. 
Голодная кума лиса залезла в сад. 
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 28

Упражнение № 28. Произносить (читать) пословицы.

Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик. 
Дело в шляпе. Лиха беда -начало.  Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.  У плохих людей язык злодей. 
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.  Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 29

Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

Не все то золото, что блестит.  Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.  Маленькая ложь за собою большую ведёт. 
Откладывай безделье, но не откладывай дела. 
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой. 
Золото и сквозь пыль блестит.  Поскользнулся - ещё не упал. 
Палец слаб, а кулак силён.  Кончил дело - гуляй смело. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 30

Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

Отольются волку овечьи слёзки.  В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.  Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.  Своя лепёшка лучше чужого плова. 
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 31

Упражнение № 31. Произносить (читать)  рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

                                                                             По Л.Толстому

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека заданий для дифференциации р-л

картотека заданий для дифференциации р-л...

домашнее задание по дифференциации звуков И-Ы

буклет содержит речевой материал, задания для дифференциации в самостоятельной речи ребенка звуков И-Ы....

Картотека заданий по дифференциации звуков [Р]-[Л]

Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Р]-[Л]...

Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.

Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые...

Картотека автоматизации и дифференциации звуков

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков....

Игры и игровые задания на дифференциацию звуков.

Даётся перечень и описание игрового материала для использования на логопедических занятиях....

"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"

Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...