Главные вкладки

    Консультация по логопедии на тему:
    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ТРЁХЛЕТКИ

    СУРИКОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА


    К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не выговapивает звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи предлагаем ряд упражнений.

    Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

    Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

    Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

    Упражнение: Опиши картинку
    Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

    ЧИСТОГОВОРКИ

    • Звуки М, П, Б

    1. Ом-ом-ом-ом — мы построим новый дом.
    2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
    3. Бы-бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
    4. Мама Милу в ванне мыла.
    5. Петя пилил пилой пень.
    6. Любят бананы все обезьяны.

    • Звуки Т, Д, Н

    1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
    2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
    3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
    4. Собака Том сторожит дом.
    5. Дарья дарит Дине дыни.
    6. Няня нянчит Надю с Ниной.

    • Звуки Г, Й, К, Х

    1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
    2. Га-га-га — у козы рога.
    3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
    4. На горе гогочут гуси.
    5. Хомячку на ухо села муха.
    6. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.

    • Звуки Ф, В

    1. Аф-аф-аф — мы постовим в угол шкаф.
    2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
    3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
    4. Наш Филат не бывает виноват.

    • Звук С

    1. У Сони сани с горки едут сами.
    2. Сеня в лесу встретил лису.
    3. У нас газ погас.
    4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
    5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

    • Звук З

    1. Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
    2. У Зины козлик в корзине.
    3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
    4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
    5. У Зины звонок звенит звонко.
    6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.


    • Звук Ц

    1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
    2. Из колодца вода льется.
    3. Не велика птица синица, да умница.
    4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
    5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
    6. Слава поставил цветы на подоконник.
    7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
    8. Нет конца у моего кольца.

    • Звук Ш

    1. Нашей Маше дали мало каши.

    • Звук Ж

    1. Жа-жа-жа — убежали два ежа.
    2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
    3. Хорош пирожок, внутри творожок.

    • Звук Ч

    1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
    2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
    3. Шубка овечки греет лучше печки.
    4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

    • Звук Щ

    1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
    2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
    3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

    • Звук Л

    1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу
    2. Ли-ли-ли — суп соленый, не соли!
    3. Дед Данила делил дыню.
    4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

    • Звук Р

    1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
    2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
    3. У меня на кармашке маки и ромашки.

    УПРАЖНЕНИЯ НА СМЕШАННЫЕ ЗВУКИ

    Стоит воз овса, возле воза овца.
    Собака сидит на цепи.
    Заглянет солнце и к нам в оконце.
    На круше у Шура жил журавль.
    Кошка спит, а мышку видит.
    Ежик лежит под ёлкой.
    Лёжа хлеба не добудешь.
    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
    Мальчик чистит лошадку щеткой.
    Щенок играет с мячом.
    Са-ша-ша — Соня моет малыша.
    Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
    Шесть мышат в шалаше шуршат.
    Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
    Вымыли мышки миски для мишки.
    Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.
    Ца-ча-ча — растет птенчик у грача.
    У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
    Девочка пьет чай из чашки.
    Ща-са-са — под кустом сидит лиса.
    У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
    Щи да каша — пищи наша. Всякой вещи свое место.
    Рыбу ловит рыболов.
    Весь в реку ушел улов.
    Вкусная халва, мастеру хвала.
    Римма и Тима шли мимо тира.
    Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
    «Да-да-да — в огороде лебеда»,
    «Ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
    «Ша-ша-ша — принесли домой ерша»
    «Ту-ту-ту — молока дадим коту»
    «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
    «Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
    «Жу-жу-жу — я на солнышке лежу»... и так далее.

    СКОРОГОВОРКИ

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека — в реке рак,
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку греку — цап.

    Карл украл у Клары коралы,
    Клара у Карла украла кларнет.

    На дворе трава,
    На траве дрова,
    На дровах детвора.

    Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Надел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне он смешон.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_0004.docx16.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ТРЁХЛЕТКИ

    К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не  выговapивает  звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи предлагаем ряд упражнений.

    Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

    Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

    Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

    Упражнение: Опиши картинку
    Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

    ЧИСТОГОВОРКИ

    • Звуки М, П, Б

    1. Ом-ом-ом-ом — мы построим новый дом.
    2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
    3. Бы-бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
    4. Мама Милу в ванне мыла.
    5. Петя пилил пилой пень.
    6. Любят бананы все обезьяны.

    • Звуки Т, Д, Н

    1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
    2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
    3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
    4. Собака Том сторожит дом.
    5. Дарья дарит Дине дыни.
    6. Няня нянчит Надю с Ниной.

    • Звуки Г, Й, К, Х

    1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
    2. Га-га-га — у козы рога.
    3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
    4. На горе гогочут гуси.
    5. Хомячку на ухо села муха.
    6. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.

    • Звуки Ф, В

    1. Аф-аф-аф — мы постовим в угол шкаф.
    2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
    3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
    4. Наш Филат не бывает виноват.

    • Звук С

    1. У Сони сани с горки едут сами.
    2. Сеня в лесу встретил лису.
    3. У нас газ погас.
    4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
    5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

    • Звук З

    1. Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
    2. У Зины козлик в корзине.
    3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
    4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
    5. У Зины звонок звенит звонко.
    6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.


    • Звук Ц

    1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
    2. Из колодца вода льется.
    3. Не велика птица синица, да умница.
    4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
    5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
    6. Слава поставил цветы на подоконник.
    7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
    8. Нет конца у моего кольца.

    • Звук Ш

    1. Нашей Маше дали мало каши.

    • Звук Ж

    1. Жа-жа-жа — убежали два ежа.
    2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
    3. Хорош пирожок, внутри творожок.

    • Звук Ч

    1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
    2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
    3. Шубка овечки греет лучше печки.
    4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

    • Звук Щ

    1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
    2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
    3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

    • Звук Л

    1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу
    2. Ли-ли-ли — суп соленый, не соли!
    3. Дед Данила делил дыню.
    4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

    • Звук Р

    1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
    2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
    3. У меня на кармашке маки и ромашки.

    УПРАЖНЕНИЯ НА СМЕШАННЫЕ ЗВУКИ

    Стоит воз овса, возле воза овца.
    Собака сидит на цепи.
    Заглянет солнце и к нам в оконце.
    На круше у Шура жил журавль.
    Кошка спит, а мышку видит.
    Ежик лежит под ёлкой.
    Лёжа хлеба не добудешь.
    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
    Мальчик чистит лошадку щеткой.
    Щенок играет с мячом.
    Са-ша-ша — Соня моет малыша.
    Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
    Шесть мышат в шалаше шуршат.
    Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
    Вымыли мышки миски для мишки.
    Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.
    Ца-ча-ча — растет птенчик у грача.
    У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
    Девочка пьет чай из чашки.
    Ща-са-са — под кустом сидит лиса.
    У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
    Щи да каша — пищи наша. Всякой вещи свое место.
    Рыбу ловит рыболов.
    Весь в реку ушел улов.
    Вкусная халва, мастеру хвала.
    Римма и Тима шли мимо тира.
    Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
    «Да-да-да — в огороде лебеда»,
    «Ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
    «Ша-ша-ша — принесли домой ерша»
    «Ту-ту-ту — молока дадим коту»
    «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
    «Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
    «Жу-жу-жу — я на солнышке лежу»... и так далее.

    СКОРОГОВОРКИ

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека — в реке рак,
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку греку — цап.

    Карл украл у Клары коралы,
    Клара у Карла украла кларнет.

    На дворе трава,
    На траве дрова,
    На дровах детвора.

    Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Надел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне он смешон.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

    В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

    Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

    «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ТРЁХЛЕТКИ

    К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не выговapивает звук Р и шипящие зв...

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ТРЁХЛЕТКИ

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ТРЁХЛЕТКИ К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не в...