ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речецветик»
рабочая программа по логопедии по теме

Корженюк Татьяна Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа учителя - логопеда "Речецветик".  Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rabochaya_programma2.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

(ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)

   СОГЛАСОВАНО:                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

   Педагогический совет                                                                          директор Детского сада «Чебурашка»,

   протокол №  3                                                                                        филиал  Детского сада «Светлячок»

   от 31.08.2016                                                                                                             ______________А.В. Сухинина

                                                                                                                                «31»_____________2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Речецветик»

                                                                                    Учитель – логопед:

                                                                               Корженюк Т.В.

г. Заводоуковск 2016г.

Содержание:

1.    Пояснительная записка………………………………………………………………...3

2.    Цель, задачи………………………………………………………………..…………  4

3.    Учебно – тематический план………………………………………………………  ...5

4.    Содержание программы…………………………………………………………….. ..8

5.    Годовой календарный учебный график……………………………………………   12

6.    Организационно – педагогические условия реализации программы……………   12

7.    Планируемые результаты…………………………………………………………… 14

8.    Оценочные и методические материалы:

        - формы контроля….……………………………………………………………..…  14

        - критерии отслеживания усвоения программы….……………………………..… 15

        - условия реализации программы………………………………………………….. 19

        -  воспитательная работа…………………………………………………………… .22

        -  литература……….……………………………………………………………….    24

        Приложение №1……………………………………………………………………….25

                                 

1.    Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей 4-7 лет по коррекции звукопроизношения в дошкольных образовательных учреждениях.

В связи с тем, что на индивидуальные занятия с логопедом в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории с тяжелыми нарушениями речи, а так же дети, прошедшие обследование ПМПК, возникла необходимость оказывать помощь детям в возрасте 4-7 лет с нарушениями звукопроизношения в форме дополнительной образовательной услуги.

Дополнительная образовательная услуга  облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Актуальность и педагогическая целенаправленность программы «Речецветик»  -  повышение эффективности процесса предупреждения и  коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы дошкольной организации.

Основной базой дополнительной общеразвивающей программы являются:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Мозайка" под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева;

3. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,

4. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

   

2.    Цель,  задачи

Цель:  сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе реализации Программы  решаются следующие

задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;

- развитие слухового восприятия;

- развитие мотрики;

- формирование фонематического слуха;

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, воспитателями.

3. Учебно – тематический план

Вся коррекционная работа планируется на каждого ребенка индивидуально, исходя из характера его фонетических нарушений.

Составляется индивидуальный маршрут, который условно делится на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап

(подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков)

 Месяц,

   тема

цель

Задачи

     часы

 

Октябрь-

   1,2,3          

 неделя

«Ходит осень по дорожкам»

подготовка слухового и речедвигательно-го анализаторов к постановке звуков

ЗАНЯТИЕ №1 - №6

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

- формирование и развитие целенаправленной,

продолжительной воздушной струи выдыхаемого воздуха;

-      знакомство с органами артикуляционного аппарата;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие мимических мышц лица;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

       

    ~ 6 ч.

                                      II.    Постановка звука

октябрь-

4-ая нед.

ноябрь-

1-3 нед.

«В мире животных»

Формирование правильного артикуляц-го уклада изолирован-но (нарушенного) звука

       

   

ЗАНЯТИЕ №1 - №8

-  развитие мелкой моторики;

-  формирование целенаправленной,

продолжительной воздушной струи;

-  развитие артикуляционной моторики;

-  постановка нарушенного звука;

 -  развитие слухового восприятия;

 -  развитие фонематического анализа;

 

     ~ 8 ч.

                                              III. Автоматизация звука

ноябрь-

4-ая  нед.

декабрь-

1-3 нед.

«Что подарит нам зима, чем порадует она»

Закрепление условно – рефлекторных речедвигатель-ных связей на различном речевом  материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

ЗАНЯТИЕ №1:

1. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие умения выполнять специальные артикуляционные упражнения поставленного звука.

3. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения посредством использования различных игровых ситуаций.

ЗАНЯТИЕ № 2:

1.Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие умения выполнять специальные артикуляционные упражнения поставленного звука с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения.

3. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения и слогов (прямой или обратный, в зависимости от особенностей автоматизации данного звука).

ЗАНЯТИЕ № 3:

1. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие умения выполнять специальные артикуляционные упражнения поставленного звука с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения.

3. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слогов со стечением согласных звуков.

ЗАНЯТИЕ № 4:

1.Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слогов, слов:

-поставленный звук в начале слова;

-поставленный звук в конце слова;

-поставленный звук в середине слова;

-поставленный звук в словах со стечением согласных.

ЗАНЯТИЕ № 5

1. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слов, словосочетаний, чистоговорок.

ЗАНЯТИЕ № 6:

1. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе фразовой речи.

ЗАНЯТИЕ № 7:

1. Продолжать осуществлять коррекцию и развитие фонематического слуха и восприятия

поставленного звука.

2. Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе связной речи.

 

      ~7 ч.

                                                IY. Дифференциация звука

декабрь

4 нед.

январь

3-4 нед.

«Наши любимые игрушки»

Развитие слуховой дифференциации, закрепление произноситель-

ной дифференциации,

Формирование фонематического анализа и синтеза

ЗАНЯТИЕ №1

Дифференциация изолированных звуков

ЗАНЯТИЕ № 2

Дифференциация звуков в слогах:

ЗАНЯТИЕ № 3

Дифференциация звуков в словах

ЗАНЯТИЕ № 4

Дифференциация звуков в предложениях

ЗАНЯТИЕ № 5

Дифференциация звуков в связной речи

     ~5 ч.

                                        Y. Закрепление правильного звукопроизношения

февраль

1-2 нед.

«Транспо-ртные средства»

Формирование у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

Занятие №1

1. Закрепить правильное звукопроизношение в стихах

ЗАНЯТИЕ № 2

1.Закрепить правильное звукопроизношение в сказках и рассказах

ЗАНЯТИЕ № 3

1.Закрепить правильное звукопроизношение в свободной речи.

      ~3ч.

        

4. Содержание программы

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования и продолжается до 1 июня.

Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап 

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

-  укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

-   устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     

      Виды коррекционной работы на данном этапе следующие:

      1.Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш;

- сонор Л;

            - шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения:

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

            Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки  

            устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

       2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах 

            - С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в  

            обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

            Примечание: звонкие согласные З, Ж,  З'   не автоматизируются в обратных слогах.

            - Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением  

            согласных.

            - Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно  

           вырабатывать вибрацию.

      3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в

        той же  последовательности.

        По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и  

        закрепляется  в словах с данным слогом.

       4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении

       слов немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие

       рассказы,  подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

          5.  Дифференциация звуков:

        - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

          6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре,      

          развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

                  мышления на отработанном в произношении материале.

  1. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
  2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

            Лексические и грамматические упражнения.

            Нормализация просодической стороны речи.

            Обучение рассказыванию.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  4. Постановка звуков разными способами.
  5. Автоматизация звуков в речи.
  6. Дифференциация звуков в речи.

       План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения

       Подготовительные упражнения.

  1.  Постановка звуков.
  2.  Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
  3.  Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
  4.  Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
  5.  Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.     

             Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика). Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

                           Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

1.Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

-  в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;

- в детском саду под руководством воспитателя;

- с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3.   Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 5.  Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.

 6.  Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

                   Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

Исследователями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
  2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
  3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
  5. Использование инновационных технологий: упражнения с массажным мячом Су-джок, игры с кинетическим песком.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в

детском саду и дома:

-   упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

-   игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

     В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

5. Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.09.2016 – 31.05.2017

Продолжительность учебного процесса

45 недель

Режим работы

2 раза в неделю, во второй половине дня

Выходные

суббота, воскресенье, праздничные дни

Каникулы

01.01.2017 – 11.01.2017

Педагогическая диагностика

01.09.2016 – 15.09.2017

10.05.2017 – 25.05.2017

Количество занятий

2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц,  

72 занятия в год

В приложении №1 представлен годовой календарный учебный график по коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Основными задачами которого являются формирование фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухо – произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи.

График раскрывает содержание коррекционных технологий, которые позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, обеспечивает его поступательное развитие.

Продумано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансировано чередование специально организованной образовательной деятельности и нерегламентированной деятельности, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

        

6.  Организационно – педагогические условия реализации программы

1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.

С мая – экспресс – обследование речи детей + связная речь.

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:

- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год;

- артикуляционную гимнастику;

- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;

- работа с воспитателями.

Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные) – 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних каникул и трехлетних месяцев.

Форма работы (организации) – индивидуальная. Продолжительность индивидуальных занятий определяется возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей (средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут) - 2 раза в неделю. Занятия с детьми проводятся во второй половине дня. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

В работе используются методы:

практические, наглядные и словесные. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов.

Практические методы: упражнения, игры и моделирование.

Упражнения   эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Они подразделяются на подражательно - исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);   конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);  творческиепредполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Используются  речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

— осознание ребенком цели упражнения;

— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;

— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

— осознанное выполнение практических и речевых действий;

— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе коррекции;

— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов. Наглядные средства соответствуют следующим требованиям: быть хорошо видны детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью.

Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения звука, для развития лексико-грамматического строя речи; совершенствования связной речи.

Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.

Рассказ  воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.

Беседа может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Использование беседы соответствует следующим условиям:

— опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка;

— учитывать особенности мышления ребенка;

— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

— необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;

— характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности.

Таким образом,  выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия определяет перспективу процесса устранения дефектов произношения.

Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.

Данная программа доступна к применению в детском саду. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

8.   Планируемые результаты

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей. Выпуск детей проводится в течение всего коррекционно-развивающего периода по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка. Списки детей - выпускников оформляются протоколом.

Дети должны научиться:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- составлять рассказ, пересказ;

- владеть коммуникативными умениями и навыками.

9. Оценочные и методические материалы

Формы контроля

На логопедических занятиях по исправлению звукопроизношения необходимо соблюдать фонетический режим  (систематический контроль  за  произношением  ребенка со стороны взрослых).

Все ошибки, которые ребенок допускает в речи, должны быть обязательно исправлены.

Если ребенок может воспроизвести звук правильно, то взрослый добивается от ребенка адекватного произнесения.

Контроль за произношением проявляется в следующих формах:

- установка перед ответом («Говори правильно!», «Говори четко!», «Говори без ошибок!», «Говори хорошо!»;

- одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно и четко!», «Молодец!»);

- замечание, если ребенок говорит небрежно, хуже своих речевых возможностей; при этом дается образец правильной речи («Послушай, как надо!», «Повтори так же»).

А так же применяются такие формы контроля, как:

- наблюдение;

- беседа;

- диагностика;

- мониторинги;

- заполнение экспертных листов.

Критерии отслеживания  усвоения программы

Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики речи и др.

Для проведения обследования произношения  используется «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б.  Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей (С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р`, Л, Л`).

Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных  авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой.

Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.

     В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. В основном это слова с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: Р. Л, Ш и т.д., так как не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.

     При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям, где отсутствовали:

1)Звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук.

2) Другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.

Задание 1.1. «Назови слово» (слова со звуком [C]).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [C].

Материал: Иллюстрации: собака, сумка, усы, автобус, нос, снеговик.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [C] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [C]  на другие звуки (например, на звук  [C`] или              

на звук  [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук  [C] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.2. « Назови слово» (слова со звуком  [C`]).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [C`].

Материал: Иллюстрации: сеть, семь, синий, письма, гусь, апельсин.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C`] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [C`] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [C`]  на другие звуки (например, на звук  [C] или              

на звук  [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук  [C`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.3. «Назови слово» (слова со звуком  [З]).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [З].

Материал: Иллюстрации: зубы, замок, коза, ваза, зонт, звезда.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [З] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [З]  на другие звуки (например, на звук  [З`] или              

на звук  [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук  [З] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.4. «Назови слово» (слова со звуком  [З`]).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [З`].

Материал: Иллюстрации: узел, зелёный, газета, зебра, обезьяна, земляника.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З`] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [З`] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [З`]  на другие звуки (например, на звук  [З] или              

на звук  [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук  [З`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.5. «Назови слово» (слова со звуком  [Ц]).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Ц].

Материал: Иллюстрации: цепочка, цветы, яйцо, пуговица, огурец, индеец.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ц] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Ц] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Ц]  на другие звуки (например, на звук  [Т`]).  Неправильное положение языка. Значит звук  [Ц] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.6. «Назови слово» (слова со звуком [Ш] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Ш].

Материал: Иллюстрации: шапка, шахматы, машина, мешок, душ, шишка.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ш] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Ш] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Ш]  на другие звуки (например, на звук  [С`] или на звуки [С],  [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук  [Ш] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.7. «Назови слово» (слова со звуком  [Ж] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Ж].

Материал: Иллюстрации: жук, ежи, жёлудь, ножницы, ножи, жираф.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ж] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Ж] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Ж]  на другие звуки (например, на звук  [З`] или на звуки [З],  [Ш]. Неправильное положение языка. Значит звук  [Ж] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.8. «Назови ласково». ( слова со звуком  [Ч] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Ч].

Материал: Иллюстрации: чайник, чемодан, мяч, ключ, очки, бабочка.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ч] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Ч] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Ч]  на другие звуки (например, на звук  [Т`]).  Неправильное положение языка. Значит звук  [Ч] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.9. «Назови ласково». (слова со звуком  [Щ] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Ч].

Материал: Иллюстрации: щётка, щука, ящик, овощи, плащ, щепки.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Щ] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Щ] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Щ]  на другие звуки (например, на звук  [С`]).  Неправильное положение языка. Значит звук  [Щ] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.10. «Назови ласково» (слова со звуком   [Л] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Л].

Материал: Иллюстрации: лук, лампа, пила, молоток, дятел, белка.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Л] неавтоматизирован – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Л]  на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук  [Л] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.11. «Назови ласково» (слова со звуком  [Л`] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Л`].

Материал: Иллюстрации: лейка, лев, лимон, телефон, улитка, пальто.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л`] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Л`] неавтоматизирован  – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Л`]  на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук  [Л`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.12. « Назови ласково» (слова со звуком [Р] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Р].

Материал: Иллюстрации: рыба, ведро, корова, помидор, топор, трактор.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Р] неавтоматизирован – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Р]  на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]).  Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук  [Р] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Задание 1.13. «Назови ласково» (слова со звуком [Р`] ).

Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со  звуком [Р`].

Материал: Иллюстрации: репка, ремень, фонари, верёвка, дверь, брюки.

Методика проведения.

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.

Оценка результатов.

 - Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р`] в начале, середине и конце слова.  Звук есть – 3 балла.

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в

середине слова. А звук в конце слова  отсутствует). Значит звук  [Р`] неавтоматизирован. – 2 балла.

-  Ребёнок заменяет звук  [Р`]  на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]).  Неправильное положение языка.  Горловое произношение звука. Значит звук  [Р`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

Условия реализации программы 

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя - логопеда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предполагает наличие необходимых условий для занятий: 

-  логопедического кабинета;

-  методических пособий;

-  дидактического материала;

-  материально-техническое обеспечение;

-  программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса;

-  информационно-методическое обеспечение.

Игры и методические пособия:

  1. Наборы  карточек по темам  5 шт.
  2. Настольный театр 2 шт.
  3. Предметные картинки 20 шт.
  4. Серии картинок для составления рассказов 2 шт.
  5. Книги – иллюстрации 3 шт.
  6. Волшебный словарик «Волшебный цветок» 1 шт.
  7. Карточки  на ЗАС 5 шт.
  8. Сюжетные картинки 6 шт.
  9. Массажные мячи 4 шт.
  10. Деревянные игрушки 7 шт.

Обеспечение систематических занятий:

-  календарно-тематическое планирование;

-  последовательное выполнение всех задач.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями:

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать базу для речевого развития, необходимо взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю – логопеду.

Разграничение функций и обязанностей учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекции звукопроизношения

Цель логопеда

Цель воспитателя

Формирование произносительных умений и навыков:

- Устранение дефектного произношения; -  Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

-  Формирование практических умений и навыков пользования (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью

-  Активно участвует в коррекционной работе.  

-  Систематически контролирует и исправляет речь детей.

-  Автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, фразах, предложениях, текстах.

Задача – тщательная и всестороння подготовка к длительной и кропотливой работе:

-  Вызвать интерес к логопедическим занятиям;

-  Развивать слуховое внимание, память, фонематического восприятия в играх специальных упражнениях;

-  Формировать и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

-  Развивать, в процессе систематических упражнений и овладение комплексом пальчиковой гимнастики, мелкую моторику рук.

Подготовительный этап

Учитель-логопед в зависимости от характера нарушений звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой предложенной учителем-логопедом форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап постановки звука

Учитель-логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука. Использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Постановка звуков (способ постановки смешанный)

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука. Фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки символы артикуляционных профилей и звукоподражания. Материал для закрепления предоставляет логопед «Папка для вечерних логопедических занятий» (индивидуально с каждым ребенком).

Этап автоматизации звука (первичная дифференциация звука)

Учитель-логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует их на слух в произношении. Последовательно вводит его в речь.

Учитель-логопед и воспитатель автоматизируют звуки в словах.  Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Автоматизируют звуки в предложениях, в спонтанной речи.  Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом. Дифференцируют на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

 

Образовательная деятельность воспитателя по заданию учителя - логопеда:

- Развивать слуховое внимание, память, фонематического восприятия в играх специальных упражнениях.

-  Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

-  Развивать мелкую моторику рук, в процессе систематических упражнений и овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

-  Закрепление поставленного звука контроль речи ребенка, с целью избегания дефектного произношения.

-  Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

-  Заучивание специально подобранного логопедом стихотворного материала, повторение слогов, слов, предложений, рассказов и текстов на изучаемый звук.

-  Формирование практических умений и навыков пользования (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

                                     

-  особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

     В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии «духа открытия»;

- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;

- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

- поддержка у детей ощущения успешности.

Работа с родителями

№ п/п

Направление работы

Сроки проведения

1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

Открытые занятия.

Обучающие занятия-практикумы.

Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей.

Заполнение индивидуальных тетрадей.

Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

     В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, дидактические игрушки, зеркала и т.д.

Воспитательная работа

Включает в себя задачи:

- Повышение речевой активности детей;

- Формирование навыков культурного общения;

- Формирование навыков сотрудничества;

- Развитие умения подчинять свои действия инструкциям;

- Формирование личностных  качеств, как:

доброжелательность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Литература

1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.

2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.

3. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.

4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

5. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.

7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192

8. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.

9. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

10. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.:Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).

12. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.

   

                                                                                     

                                                                                                                              Приложение №1

Годовой календарный учебный график

по коррекции звукопроизношения у детей

Этапы

коррекционной работы

      Направления

коррекционной

работы

Методы логопедического воздействия

I этап –

подготовительный

Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков

1.Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

        

I.Пальчиковая гимнастика  (комплексы).

II.Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

III.Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

IY. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- наматывание нитки на катушку, клубок;

- выкладывание из палочек, веревочек геометрических фигур, изображений (по схеме и самостоятельно);

- игры с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- Игры с пуговицами, пробками, прищепками…

Y. Использование инновационных технологий:

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

2.Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи;

формирование нижнереберного, диафрагмального дыхания

Игровые упражнения (не речевые): «Пилка дров», «Надуй игрушку», «Листочки шелестят», «Задуй свечу», «Чайник закипел», «Вертушка», «Снежинки летят», «Раздуй картинку» и т.д.

3.Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса

1. Игровые упражнения (речевые): «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер», «В лесу», «Лесенка» и т.д.

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.

4.Развитие артикуляторной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков

1.Упражнения на развитие мышц лица:

а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.);

б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения «Дети загорают», «Подарок», «Кислый лимон», «В зоопарке»).

2.Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е. Хватцеву).

*Артикуляционная гимнастика включает:

а)статические упражнения («Лопаточка», «Иголочка», «Горка», «Чашечка» и т.д);

*Динамические упражнения («Улыбка» - «Трубочка», «Качеля», «Маляр», «Почистим зубки» и др.)

*Развитие артикуляторных движений проводится в 2-ух направлениях:

а) развитие кинетической основы движений;

б) развитие кинестетических ощущений.

5.Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

1.Упражнения на узнавание неречевых звуков («Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо – громко» и т.д.

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале ( «Найди картинку», Близко – далеко», «Хлопки», «Кто летит?»)

6.Развитие слухомоторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур).

Цель: подготовка к работе над звуко – слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.

1.Упражнения на оценку ритмов.

2.Упражнения на воспроизведение ритмов:

- по слуховому образцу;

- по инструкции.

7.Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

1. Упражнения на различения слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинки», «Найди пару», «Поезд» и др.).

2.Упражнения на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный – зеленый – синий», «Угадай, где спрятался звук»).

Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.

           II этап –

этап формирования первичных произносительных навыков.

III этап –

этап формирования коммуникативных умений и навыков

I.Постановка звука

Цель: формирование правильного уклада изолированного  нарушенного звука.

Направления работы:

1.Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

2.Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

3.Развитие речевой артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

4.Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

II. Автоматизация звука

Цель: закрепление

условно – рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука  в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

1.Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

2.Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

3.Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом);  над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

4.Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация, систематизация словаря).

5.Совершенств-ие грамматического строя речи.

III. Дифференциация звуков

(проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи)

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Подэтапы:

1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в  произносительном и слуховом плане.

1.Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

-введение картинки – символа, соотносящейся со звуком;

-игры на звукоподражание.

2.Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (речевой материал подбирается  на конкретный звук, над которым ведется работа).

3.Упражнение на развитие артикуляторной моторики  (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

4. Непосредственная постановка звука.

Способы:

а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.)

в) от других правильно произносимых звуков;

г) от артикуляторного уклада;

д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:

а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков);

б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат).

2. Упражнения на автоматизацию звука в словах:

Имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а) звук в начале слова;

б) звук в конце слова;

в) звук в середине слова (а, б, в – в простых односложных словах);

г) звук в односложных словах со стечением согласных;

д) звук в начале слова;

е) звук в середине слова, конце слова (д, е – в простых двусложных словах);

ж) звук в двусложных словах со стечением согласных;

з) автоматизация звука в трехсложных словах без стечения согласных;

и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3. Автоматизация в словосочетаниях.

4. Автоматизация в чистоговорках.

5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением  структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи.

Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи:

имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.

1. Упражнения первого пдэтапа:

а) Уточнение артикуляции с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка – символ, игрына звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога («Красный – зеленый»).

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходные акустически и смешиваемые в произношении). «Подними цветной кружок на заданный звук», «Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук».

д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с заданным звуком из предложения.

2.Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками):

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка – символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – квазиомонимами и др. упр.)

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включают оба смешиваемых звука).

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

1. Развитие умения использовать автоматизиров-ые и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.

2. Формирование способности контролировать свое умение прав-ого произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

по коррекции звукопроизношения у ребенка,

посещающего платную логопедическую услугу «Речецветик»

      Фамилия, имя ребенка:    Миша П.

      Дата рождения:                           06.04.2011

      Возраст:                                          5  лет

      Группа:                                старшая «Ягодка»

     Диагноз:               ФФНР, стертая форма дизартрия

Подготовительный этап

(подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков)

месяц

задача

содержание

Октябрь

1. Развитие мелкой моторики

- пальчиковая гимнастика (с речевым сопровождением и без речевого сопровождения);

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

2. Развитие неречевого и речевого дыхания

1.Игровые упражнения (не речевые): «Пилка дров», «Надуй игрушку», «Листочки шелестят», «Задуй свечу», «Чайник закипел», «Вертушка», «Снежинки летят», «Раздуй картинку» и т.д.

2. Игровые упражнения (речевые): «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер», «В лесу», «Лесенка» и т.д.

3. Развитие артикуляционной моторики

Комплексы артикуляционных упражнений:

-статические упражнения;

- динамические упражнения.

4. Развитие мимических мышц лица

1.Имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения «Подарок», «Кислый лимон», «В зоопарке и т.д.)

2.Упражнения по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.)

3. Приемы самомассажа лица.

5. Развитие слухового восприятия и внимания

1.Упражнения на узнавание неречевых звуков («Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо – громко» и т.д.

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале ( «Найди картинку», Близко – далеко», «Хлопки», «Кто летит?»)

6. Формирование у ребенка интереса к логопедическим занятиям

-Необычное начало занятия (заинтересовывающий или сюрпризный момент);

- присутствие на занятии «духа открытия»;

- не оставлять без внимания ни одного ответа ребенка;

- поддержка у ребенка ощущения успешности.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков

1. Игры с мячом  для снижения тревожности, беспокойства, страха:  «Расскажи о себе», «Солнышко»; «Приветствие»

2. Подвижные игры  на развитие коммуникативных навыков, общей моторики: «Делай, как я»; «Кто быстрее»; «Помоги мне»

                                                  Постановка звука «ш»

                                              Автоматизация звука «л»

Ноябрь

Декабрь

1. Развитие мелкой моторики

- пальчиковая гимнастика (с речевым сопровождением и без речевого сопровождения);

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

2. Формирование артикуляционного уклада  звука «ш»

- комплекс артикуляционных упражнений для «ш»

- постановка звука «ш»

а) по подражанию

б) механическим способом

в) от опорных звуков

г) от артикуляторного уклада

д) смешанным способом

3. Развитие слухового восприятия, фонематического анализа

- упражнения на выделение  звука  «ш» на фоне слога, слова (подбираются слова  на данный звук)

- игры, упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

а) введение картинки - символа, соотносящейся со звуком;

б) игры на звукоподражание

4. Автоматизация имеющегося звука «л»

- в слогах открытых и закрытых;

- в словах (в начале, в середине, в конце);

- в словосочетаниях;

- в чистоговорках;

- в предложениях;

- в связной речи.

                                         Автоматизация звука «ш»

                                                               Постановка звука «ж»

Январь

Февраль

1.  Автоматизация имеющегося звука «ш»

- в слогах открытых и закрытых;

- в словах (в начале, в середине, в конце);

- в словосочетаниях;

- в чистоговорках;

- в предложениях;

- в связной речи.

2. Формирование артикуляционного уклада  звука «ж»

- комплекс артикуляционных упражнений для «ж»

- упражнения для развития дыхания

- постановка звука «ж»:

а) по подражанию

б) механическим способом

в) от опорных звуков

г) от артикуляторного уклада

д) смешанным способом

3. Развитие слухового восприятия, фонематического анализа

- упражнения на выделение  звука  «ж» на фоне слога, слова (подбираются слова  на данный звук)

- игры, упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

а) введение картинки - символа, соотносящейся со звуком;

б) игры на звукоподражание

4. Развитие мелкой моторики

- пальчиковая гимнастика (с речевым сопровождением и без речевого сопровождения);

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

5. Развитие фонематического восприятия

(работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми)

- Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинку», «Найди пару» и др.)

- Упражнение на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный – зеленый – синий», Угадай, где спрятался звук») и т.д.

Автоматизация «ж»

Дифференциация «с-ш»

Постановка «р»

Март

Апрель

1.  Автоматизация имеющегося звука «ж»

- в слогах открытых и закрытых;

- в словах (в начале, в середине, в конце);

- в словосочетаниях;

- в чистоговорках;

- в предложениях;

- в связной речи.

2. Дифференциация звуков «с-ш»

- в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов);

- в словах (повторения слов, определение звука в словах, придумывание слов со звуками, преобразование слов и др.);

- в предложениях (повторение предложения, выделение слова с заданным звуком и т.д.);

- в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

2. Формирование артикуляционного уклада  звука «р»

- комплекс артикуляционных упражнений для «р»

- упражнения на развитие дыхания

- постановка звука «р»:

а) по подражанию

б) механическим способом

в) от опорных звуков

г) от артикуляторного уклада

д) смешанным способом

4. Развитие мелкой моторики

- пальчиковая гимнастика (с речевым сопровождением и без речевого сопровождения);

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

5. Развитие фонематического восприятия

(работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми)

- Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинку», «Найди пару» и др.)

- Упражнение на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный – зеленый – синий», Угадай, где спрятался звук») и т.д.

Автоматизация «р»

Дифференциация «з-ж»

Май

1.  Автоматизация имеющегося звука «р»

- в слогах открытых и закрытых;

- в словах (в начале, в середине, в конце);

- в словосочетаниях;

- в чистоговорках;

- в предложениях;

- в связной речи.

2. Дифференциация звуков «з-ж»

- в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов);

- в словах (повторения слов, определение звука в словах, придумывание слов со звуками, преобразование слов и др.);

- в предложениях (повторение предложения, выделение слова с заданным звуком и т.д.);

- в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими

текстами).

4. Развитие мелкой моторики

- пальчиковая гимнастика (с речевым сопровождением и без речевого сопровождения);

- составление разрезных картинок;

- работа с мозайкой;

- с природным материалом;

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- конструирование;

- работа с ножницами, карандашами, пластилином;

- упражнения с массажным мячом Су-Джок;

- игры с кинетическим песком.

5. Развитие фонематического восприятия

(работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми)

- Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинку», «Найди пару» и др.)

- Упражнение на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный – зеленый – синий», Угадай, где спрятался звук») и т.д.

Анализ проведенной коррекционной работы:________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 учитель – логопед:           _____________(_______________)                                      

дата      ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная образовательная программа " Речецветик"

Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей и проведению кружковой работы в старшей и подготовительной группе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» (4-5 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Речецветик» направлена на   создание  условий для обучения детей среднего дошкольного возраста приемам мнемотехники....

Общеразвивающая дополнительная образовательная программа "Речецветик".

Программа составлена для проведения  индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом.При отборе программного матер...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...