Коррекцмонно-образовательная деятельность в подготовительной группе "Весенний калейдоскоп"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Освоение интеграции в процессе коррекционно-развивающей деятельности  детей с нарушением речи обеспечивает комплексность, системность в работе, легко вписывается в предметную систему обучения и не нарушает традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который продолжает свою работу, включая содержательные фрагменты других предметов.

        Благодаря интегративные связям специалистов стало возможным  избежать перегрузок детей, освободить  время для игры, сохранить их физическое и психическое здоровье.

     Практика показала, что взаимодействие речи, пения и движения наиболее эффективно влияет на процесс коррекции речи. Поэтому интеграция логопедии и музыки, дала возможность в интересной форме закрепить способности  детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки. Эта взаимосвязь оправдана и перспективна еще и за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

В отличие от самостоятельной логопедической, музыкальной, логоритмической организованной образовательной деятельности, интегрированные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя  имеют  цель: закрепить, обобщить и активизировать коммуникативные, речевые и музыкальные способности детей с нарушением речи. Поэтому мы проводим их  один раз в месяц, включив в расписание.

        Проведению такой коррекционно-развивающей деятельности  предшествовала совместная предварительная работа логопеда и музыкального руководителя. Она осуществлялась:

-через планирование работы музыкального руководителя совместно с учителем-логопедом.

-через тематические консультации логопеда для музыкального руководителя.

-через коррекционную работу музыкального руководителя над речью детей в процессе организованной образовательной деятельности.

-через максимальную актуализацию речевых умений на музыкальных занятиях (работа над дыханием, развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового внимания и т.д.)

Мы отметили что, слово и музыка  усиливает коррекционный эффект и даёт положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_v_podgotovitelnoy_gruppe_vesenniy_kaleydoskop.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательная деятельность

Тема: «Весенний калейдоскоп»

Цель: создание условий для активизации речевых, музыкальных и коммуникативных  способностей детей с нарушением речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

    - Закрепить способности делить слова на слоги, осуществлять синтез слов;

    - Закрепить способности подбирать прилагательные к  существительным;

    -  Закрепить способности составлять рассказ с помощью наглядной опоры;

     - Закрепить способности составлять предложения с пространственными предлогами «В», «НА», «ПОД»

     - Активизировать  и расширять словарный запас   по теме «Весна»

 - Закрепить способности детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику, психические процессы (логическое мышление, внимание);

- Развивать способности отвечать на вопрос сложным предложением, правильно согласовывать члены в предложении ;

- Развивать  мелодико-интонационные компоненты речи;

- Укреплять мышцы глаз.

3. Коррекционно-воспитывающие:

Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, которые происходят весной ; слушать друг друга и педагога.

Воспитывать способность  работать в коллективе и в подгруппах, доброжелательно относиться друг к другу.

Индивидуальная работа: обратить внимание на деление слов на слоги у Регины А., Ильи К, Никиты Ф.

Предварительная работа: разучивание песни «Нам сияет солнышко». Беседа с детьми:  «Что вы знаете о весне? »

       Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Физическое» «Художественно-эстетическое»

         Оборудование и материал:  звуковая запись с голосом Весны; мультимедиа; мультимедийная презентация «Весна»; компьютер; пианино; металлофон; 3 стола; калейдоскопы (12 штук); коробочка с волшебной палочкой; атласные ленточки жёлтого и оранжевого цвета (по 6 штук); зеркала (12 штук); карточки с буквами (для составления слов); конфеты «Весна (12 шту


Ход коррекционной образовательной деятельности.

Структурные компоненты деятельности

Деятельность  учителя-логопеда и музыкального руководителя

Деятельность детей

  1. Мотивация на деятельность

и совместная постановка с детьми цели деятельности.

Планирование деятельности

  1. Основная часть

                                           

                                                                       

                                                                   

                                                                     

                                                                   

                                                                     

                                                                       

Результат деятельности. Рефлексия

Музыкальный руководитель  вместе с детьми исполняют распевку: «Здравствуйте» с упражнением «Капли»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла...

Л: «Вы догадались, о каком времени года будем говорить?»

Логопед предлагает посмотреть в калейдоскопы

Логопед: «Что происходит с узорами?

Логопед: Так же быстро меняется и природа весной, происходит много перемен.

Звучит звуковая запись. На слайде появляется «Весна»: «Дорогие ребята! У меня случилась беда. Зима похитила мою волшебную палочку. А без неё я не смогу растопить лёд и снег, чтобы появились первые цветы; превратить солнышко в яркое и лучистое, чтобы разбудить животных и насекомых, и порадовать вас, ребята!

Помогите мне, пожалуйста!

Логопед: «Поможем весне?»

«Что для этого мы можем сделать?»

Закрепить способности подбирать прилагательные к существительным и деление на слоги.

Логопед: «Солнышко нам отправило солнечные лучики

(на столе лежат по 6 атласных ленточек  жёлтого и оранжевого цвета, круги изображающие солнышко)

Л: «Возьмите любой лучик и разделитесь на группы»

И: « Назовите: весна, какая? Положите лучик к солнышку. Разделите своё слово на слоги»

Укреплять мышцы глаз.

Логопед зеркалом показывает Солнечного зайчика

- « Посмотрите, кто к нам в гости заглянул. Солнечный зайчик непоседа и шалун. Он хочет с вами поиграть. Следите только глазками.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне

Перепрыгнул он на дверь

А  потом на пол присел

Вправо прыгнул по стене

Притаился в уголке

Веселиться он устал

Глазкам отдых вашим дал (моргание)

Закрепить способности составлять  предложения с предлогами «В», «НА», «ПОД»

Логопед: «А вы хотите поиграть с Солнечным зайчиком?» Возьмите зеркала. Где сидит ваш зайчик?»

Музыкальный руководитель предлагает детям спеть песню о весне.

Музыка А. Филиппенко, слова П.Тычинин.

Книга А. Филиппенко «Нам сияет солнышко» М.: «Советский композитор»,1979 г.

Посмотри, погляди-

Ручейки звоночки,

Да и жаворонок тоже заливается!

Ой, весна, ой, весна,

Ты красна, ты красна,

Ты цветами - жемчугами разукрашена.

Обучение элементам грамоты

Логопед предлагает детям разделиться на 3 подгруппы с помощью предварительно прикреплённых к одежде смайликов

Л: «На столах лежат буквы. Подойдите к любому столу и соберите слово, которое можно отнести к весне»

Л: «Давайте прочитаем, какие слова получились»

Логопед и музыкальный руководитель проводят фонопедическое  упражнение.

Музыкальное упражнение «Весна»

На фоне спокойной музыки (аудиозапись) логопед читает текст, а дети, вместе с музыкальным руководителем его озвучивают.

 

Пригрело весеннее солнце

С пригорка побежал весёлый ручеек

До краев наполнил большую глубокую лужу.

Перелился через край

И дальше побежал

Выбрались из-под коры жуки (ж-ж), букашки (з-з-з -), расправляли крылышки (к р ш – к р ш ) и полетели кто-куда.

Лес наполнился птичьими голосами

                   Это весна!

Презентация «Весна» (Приложение №1)

Логопед: «Дети, вы много знаете про весну. А давайте расскажем о ней с «красивыми словами». Может Зима  вернёт волшебную палочку? А  помогут вам картинки .

Из-за ширмы звуки металлофона( волшебство)

Логопед: «Что это за звук? Вы ничего необычного не заметили?»

Логопед:

- «Что произошло?»

-«Помогли мы Весне?»

- Что для этого мы делали? Что нам помогло быстро и правильно всё выполнить?

- Что научились вы делать?

- Что нового узнали?

- Если было легко - улыбнитесь, если трудно -нахмурьтесь.

Логопед: «Весна вас благодарит и  дарит сладкие подарки» (конфеты «Весна»)

Музыкальный руководитель вместе с детьми исполняет попевку  «До свидания» с упражнением   «Капли».

Дети заходят в музыкальный зал, подходять к музыкальному руководителю и исполняют распевку с постукивание указательным пальцем по ладошке левой и правой руки поочередно.

Дети стоят возле логопеда

-«Весна»

-«Мы будем говорить о весне»

Каждый ребёнок берёт калейдоскоп и смотрят как меняются узоры.

- «Узоры меняются»

Дети внимательно слушают

- «Надо выполнить задания»

Дети берут ленточки и делятся на группы

Дети подбирают прилагательные к слову «Весна»  , прикладывают лучики и делят слова на слоги

- «Солнечный зайчик»

Дети следят за Солнечным зайчиком глазами по тексту

Дети берут зеркала и составляют предложения с предлогами «В», «НА», «ПОД

- «Мой зайчик сидит в коробке.

«Мой зайчик сидит на двери и т.д.

Дети подходят к музыкальному руководителю и поют песню

Дети делятся на 3 подгруппы по 4 человека

Каждая подгруппа детей выбирает  стол с буквами и собирает  по одному слову: капель, весна, апрель

 

Дети проверяют друг друга

Дети стоят в кругу

(дети поднимают руки вверх, пальцы расставлены врозь, поют звук «у» протяжно , в высоком регистре).

(дети выполняют быстрые движения языка из стороны в сторону со звуком в высоком регистре).

(глиссандо сверху вниз с таким же движением языка).

(дети выполняют быстрые движения языка из стороны в сторону со звуком в высоком регистре)

(дети изображают любые птичьи голоса: чик-чирик, кар-кар, триль - триль)

(дети изображают  любой понравившийся  из упражнения звук)

Дети садятся на стульчики и составляют рассказ о весне по слайдам.

Каждый ребёнок по очереди рассказывает по слайду о Весне с использованием прилагательных:

Примерный рассказ детей: Наступила долгожданная весна. Солнце стало ярче греет и согревает землю. День стал длинней, а ночь короче.

На реках начался ледоход, а с крыш закапали звонкие сосульки. Это капель. На проталинках появились нежные подснежники . Скоро на деревьях появятся первые листочки. Весной прилетают птицы и вьют гнёзда, чтобы вывести птенцов. Люди для них делают скворечники. Просыпаются насекомые  и животные: медведи, ежи, барсуки. Белочка меняет серый мех на рыжий. Заяц белый мех на серый. Люди надевают демисезонную одежду. Весной у людей много работы. Они пашут огороды, делают грядки, садят рассаду. Весной много праздников: пасха ,день Космонавтики, День Победы.

Дети находят коробочку и открывают её.

-«Зима вернула волшебную палочку»

Дети отвечают на поставленные вопросы предложением

Дети выполняют действия

Дети благодарят Весну

Дети исполняют попевку с постукивание указательным пальцем по ладошке левой и правой руки поочерёдно.

Список литературы

1.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду:Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера,2005-192 с.

2. Тимофеева Т.А., Дубина Л.А., Абрамова Л.Л. Слово и музыка: Методическое пособие. КК ИПР РО -2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе "Калейдоскоп профессий"

Цель: - обобщить и систематизировать знания о профессиях; Задачи: - Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;-Научить различать и называть профес...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей подготовительной группы. Тема: «Дорожный калейдоскоп».

В ходе викторины дети формируют навыки осознанного использования знаний о правилах дорожного движения в паовседневной жизни....

итоговое занятие в подготовительной группе "Калейдоскоп"

Комплексное занятие по закреплению пройденного материала...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»

Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

Методическая разработка для старшей и подготовительной группы "Калейдоскоп безопасного дорожного движения"

Данная разработка рассчитана на старший и подготовительный возраст ДОУ. Разработана в рамках направления "Ступеньки безопасности" Несет функцию повторения и закрепления материала, связанного...

Методическая разработка тренинга для подготовительной группы "Калейдоскоп эмоций"

Эмоциональная компетентность – это то, что позволяет не только быть высокоэффективным членом любой команды, но и уверенно двигаться к лидерским позициям.В последние десятилетия эмоциональный инт...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Птичий калейдоскоп» для детей подготовительного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Птичий калейдоскоп» для детей подготовительного возраста.Цель: Знакомство детей с наукой орнитологией, работой...