НОД "Мой город"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Осипова Тамара Васильевна

Непрерывная образовательная  деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moy_gorod.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная  деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы

ТЕМА: «Мой любимый город».

Цель: Уточнять и систематизировать знания детей о городе Санкт-Петербурге.

Задачи:

Познавательное развитие:    

  • Расширять и уточнять представления, знания детей о родном городе, о его достопримечательностях.
  •  Знакомить детей с картой России.
  • Развивать мышление посредством загадок, внимание, память.
  • Учить разгадывать ребусы.

Социально- коммуникативное развитие:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательного отношения, самостоятельности, ответственности.
  • Способствовать воспитанию интереса к родному городу, любви.

Речевое  развитие:

  • Обогащать словарный запас детей и их знания о городе.
  • Развивать  связную речь, закреплять умение правильно строить предложения, развивать слуховое внимание.
  • Учить детей поддерживать беседу.
  • Активизировать словарь по теме.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Воспитывать интерес к городу.
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Физическое развитие:

  • Формировать умение координировать речь с движениями.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно – развивающие цели:

- формировать грамматический строй речи: учить образованию относительных прилагательных;  согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

- развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение, слуховую память.

Предварительная работа:

Консультирование родителей о том, какие памятники в городе можно посетить, на что обратить внимание детей и что рассказать о памятниках.

Рассматривание иллюстраций, картин, открыток с достопримечательностями города Санкт-Петербурга .

Беседа, чтение энциклопедий, книг о городе.

Дидактические игры: «Узнай по силуэту», «Найди различия», «Собери картинку из кубиков», лото «Петербург»..

Необходимые материалы:

  • Слайды: «Схема Петропавловской крепости», «Петропавловский собор» «Санкт-Петербург с высоты», «Кунсткамера», «Эрмитаж», «Летний сад».
  • Картинки с изображением фонарей на улице, в театре, на Бульваре, на вокзале, в парке.
  • Плакат с изображением метрополитена, карточки на каждого ребёнка со схемой метро.
  • Мяч большой.
  • Карта России.
  • Магнитная доска.
  • Карточки со словами к игре «Составь предложение».
  • Ребусы на каждого ребёнка и картинки к упражнению «Найди различия»

Содержание:

1.Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку:

На карте суши помечают и государством называют,

Теперь её ты отгадай - название попроще дай.

Правильно – это наша страна.

2.Основная часть.

Логопед предлагает ребятам подойти к карте России, которая висит на стене.

- Мы живём в огромной прекрасной стране – это наша большая Родина. Как у человека, у страны  есть имя – Россия. Как вы думаете, для чего нужны карты? О чём можно узнать глядя на карту? Найдите на карте России столицу нашей Родины.

В старину нашу Родину называли – Русь.

Отгадайте загадку:

В нём жизнь кипит, не замирает. Он никогда не засыпает.

Мелькает сотнями огней, ну угадали?....Это города!

Какие города вы знаете?

Логопед показывает где находятся города и наш город Санкт – Петербург.

Дети садятся на стулья.

Появляется слайд «Схема Петропавловской крепости».

- Ребята, кто знает с какого места царь Пётр 1 начал строить наш город? Да, на заячьем острове закладывал крепость и назвал «Петропавловская крепость».

Появляется слайд «Петропавловский собор».

- Внутри Петропавловской крепости есть собор. Как он называется? Правильно, Петропавловский собор. На соборе золотой шпиль с ангелом на конце. Пётр1 считал этот шпиль- символом новой России.

Логопед предлагает ребятам игру «Как назвать улицу?» (игра с мячом):

- Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Придумайте названия улицам своего города. Например: Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? – Больничная.

А на этой улице растут клёны. Какая это улица?

Это улица полна цветов. Какая это улица?

А на этой – расположена школа. Какая это улица?

Здесь аптека. Какая это улица?

А на этой улице – бассейн. Какая это улица?

Какие ещё улицы есть в вашем городе?

Далее логопед проводит подвижную игру «Каменный лев»:

Пять лет он спит,                  (стоят в кругу, взявшись за руки,

Десять лет он спит,                в середине «спит лев».)

Пятьдесят храпит,                  (идут по кругу, произнося текст)

А попросит сто пятьдесят

И пойдёт ловить ребят.          (останавливаются, в конце фразы

                                                   хлопают в ладоши. Разбегаются,

                                                   «лев» догоняет ребят.)  

Появляется слайд «Санкт- Петербург с высоты»:

Логопед читает стих «Я – юный петербуржец»:

Я и город - мы семья! Петербуржец я, друзья!

Пётр наш город основал: вот собор, а вот канал,

Крепость, Стрелка и проспект…Им уже по триста лет!

- Ребята, наш город несколько раз переименовывали: сначала – Петроград, затем – Ленинград, а теперь – Санкт-Петербург.

Как можно назвать девочку, которая живёт в Петербурге? Правильно, Петербурженка. А мальчика – Петербурженец.

В нашем городе много чего? – заводов, фабрик, школ, детских садов, театров, парков, библиотек и т.д

В нашем городе трудятся кто? – врачи, учителя, поэты, художники, повара, водители, продавцы и т.д

Какой наш город? – красивый, большой, шумный, зелёный, город-герой и т.д

Появляется слайд «Кунсткамера»:

- Ребята, вы знаете как называется это здание, которое находится на стрелке Васильевского острова? Правильно, это Кунсткамера.

Логопед читает стих про Кунсткамеру:

Здание кунсткамеры. Приготовьте камеры-

Будет фото для друзей! Этот первый наш музей,

Как начало из начал, Пётр Великий открывал!

Утверждал: «Чудес палата, редкостями пребогата».

А теперь давайте поиграем!

Логопед предлагает детям встать как им удобно и говорит: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно. Встанем, да расскажем чистоговорки: сначала медленно и тихо, потом громко и быстро»:

  • До города дорога в гору, от города-с горы.
  • Петропавловский собор наш притягивает взор.

        Логопед проводит игру «Сосчитай-ка от 1 до 10» (с мячом, по

       кругу) со словами: город, дом, улица, фонарь, музей.

       Появляется слайд «Эрмитаж»:

       - Ребята, кто знает название этого дворца? Правильно, Зимний дворец или Эрмитаж. В этом дворце Пётр1 и его жена, Екатерина Алексеевна, жили с семьёй с октября по май. Потом перебирались в другой дворец – Летний, который находился недалеко, на том же берегу Невы, на краю большого прекрасного сада.

Появляется слайд «Летний сад»:

- Там были посажены фруктовые деревья, деревья из тропических стран, парники для ранних овощей и оранжерея из различных цветов, а так же садовые скульптуры статуи. Всё это до сих пор украшает Летний сад. Поднимите руку, кто был там.

Логопед предлагает подойти ребятам к магнитной доске, на которой прикреплён плакат с нарисованной схемой метрополитена.

- Ребята, кто знает что изображено на схеме?

Наш город очень большой и чтобы добраться быстрее у нас есть метро.

- Какая станция метро ближе к вашему дому?

Логопед предлагает каждому взять небольшие карточки со схемой метро и «походить» одной рукой по всем станциям (затем другой рукой) со словами:

Те же рельсы, поезда, только скучная езда.

Смотрим мы с тобой в окно- днём и ночью там темно,

Ведь над нами – острова, сотни улиц и Нева.

Но зато в метро легко ехать очень далеко.

Далее логопед прикрепляет картинки с разными фонарями, а дети называют какой это фонарь:

- Как назвать фонарь, который стоит на улице? – уличный.

- Как назвать фонарь, который весит в театре? –

- Как назвать фонарь, который весит на бульваре? –

- Как назвать фонарь, который стоит на вокзале? –

- Как назвать фонарь, который стоит в парке? –

- А теперь давайте поиграем в игру «Составь предложение». Слова поменялись местами. Я каждому скажу слово, а потом мы составим правильное предложение:

-На, город, наш, Неве, стоит. (Наш город стоит на Неве)

Мостов, в, много, городе, нашем.

Горят, на, фонари, улицах, вечером.

Красивое, наше, в, метро, самое, мире.

Логопед предлагает детям сесть за столы и взять из тарелочек ребус. Дети отгадывают ребус. Если трудно, логопед даёт подсказку: главная река в нашем городе? (Нева).

Далее детям логопед предлагает открытки с видами  Санкт – Петербурга  «Найди различия». (Дети выкладывают столько палочек, сколько нашли различия.)

3.Заключение. Подведение итогов.

- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Что понравилось, а что нет? О чём вы хотели бы узнать про наш город? Что значит любить свой город?

- Правильно, значит хорошо знать его и беречь, быть гражданином своего города, хорошо учится в школе, работать так, чтобы своим трудом сделать наш город красивее.

- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, слушали внимательно меня, участвовали в играх и я вам хочу подарить календарики с видами Санкт – Петербурга.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Город мой, город таежный"

Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...