Авторский конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"". Космос.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гусельцева Анжела Георгиевна

В данном конспекте были использованы упражнение на развитие речевого дыхания, упражнение на развитие общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.  Развитие связной речи на материале лексической темы: «Космос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pogruppovogo_zanyatiya._zvuk_r._kosmos.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятия по развитию речи.

Тема: Автоматизации звука [Р].

Цель:  Формирование правильного звукопроизношения.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [Р] в прямых и обратных слогах, в словах, в связной речи .

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».
  • Развивать самоконтроль над собственной речью.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. План – схема для характеристики звуков; картинка  для слияния звуков; картинка Ракета; звездочки с  картинками в центре; картинки-планеты  для  игры «Где спрятался звук?»;  пеналы  для звукового анализа и кассы с буквами  на каждого ребенка.

План занятия.

I   Организационный момент.

1.  Загадка «Ракета».

II   Основная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

2.1  Упражнение на развитие дыхания

3.  Сообщение темы занятия. Характеристика звука.

4.  Автоматизация в слогах. Слияние слогов.

5.  Автоматизация в словах.  Игра: «Сколько слогов в слове?».

6.  Игра: «Где спрятался звук «Р» в слове».

7. Пальчиковая гимнастика 

8.  Игра «Звуки поймай звуки, и  слово называй» (Марс). 

9.  Упражнение на развитие общей моторики.                                                              

10.   Автоматизация звука в связной речи.

III  Подведение итогов занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1.Орг. момент.

Мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а чтобы узнать, на чем мы туда отправимся, вы должны отгадать загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться.

Лишь расправит птица хвост-

И поднимется до звезд.

Ракета

II

2.Артикуляционная гимнастика.

Если хочешь космонавтам стать

Нужно гимнастику для язычка ежедневно выполнять

Чтобы зубы не болели

По утрам и вечерам

Нужно зубки чистить нам.

А теперь  грибочек покажите

И его немного подержите

1,2,3,4,5 грибочек можно убирать.

Чтобы было веселее барабан возьмем скорее.

И гармошку нужно взять

Чтобы вовсе не скучать

На лошадке прокатись,

И не много порезвись.

Вот и сделали зарядку

Язычок у нас в порядке

Дети выполняют артикуляционную

гимнастику

упражнение

«Почистим зубки»

упражнение «Грибок»

упражнение «Барабанщик»

упражнение «Гармошка»

упражнение «Лошадка»

2.1 Упражнение на дыхание «Ракета»

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднимать руки вверх  – вдох через нос, пауза,  опустить руки – выдох через рот.

3.Сообщение темы занятия

Сели дружно мы в ракету

Отправляемся в полет

Завели мотор ревет

Ввысь ракета полетела

Зарычала, заревела.

И отправилась опять

Космические просторы покорять.

Какой звук издает ракета , когда  движется? 

Фонетическая зарядка.

Характеристика звука [Р] по плану – схеме.

Согласный, твердый, звонкий.  Обозначать  его мы будем синим цветом.

Дети произносят звук Р-р-р

Р-р-р!

4. Автоматизация звука в слогах.

Вот и звезды впереди

Показались, посмотри.

А вселенная большая,

Много звезд на ней мерцает.

Посмотрите на звездочках символы гласных звуков.

Поиграем со звездочками? 

Подлетает ракета к звездочке с символом звука «А»

От нее мы отлетаем слог обратный называем.

Подлетает ракета к звездочке с символом звука «О»

От нее мы отлетаем слог обратный называем.

Подлетает ракета к звездочке с символом звука «У»

От нее мы отлетаем слог обратный называем.

Подлетает ракета к звездочке с символом звука «Ы»

От нее мы отлетаем слог обратный называем.

РА

АР

РО

ОР

РУ

УР

РЫ

ЫР

Вы ребята посмотрите, много звезд на небе тут.

Где то тут не подалеку есть три планеты им так одиноко.

Рядом с ними нет  ни одной звезды.

Вы по звездочке возмите, их к планетам унесите.

отправляемся в путь к трем одиноким планетам.

А пока мы летим, предлогаю поиграть с нашими звездочками.

5. Автоматизация звука в словах.

Деление слов на слоги.

Игра: «Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки».

Эти звезды непростые на них картинки есть цветные.

Ты картинку назови и на слоги подели.

Дети встают в круг каждый называет свою картинку и прыгают столько раз, сколько слогов в слове.

забор, сыр, радуга, груша, рыба, торт, арбуз, барабан

6. Игра: «Где спрятался звук «Р»?»

Вот и прилетели мы к одиноким планетам

Перед нами три планеты, расположенные в ряд.

Рядом с первой планетой  будут жить звездочки, в названии картинок которых звук «Р» слышится в начале слова.

Рядом со второй планетой  будут жить звездочки, в названии картинок  которых звук «Р» слышится в середине  слова.

Рядом с третьей  планетой  будут жить звездочки, в названии картинок  которых звук «Р» слышится в конце слова.

 «Где слышится звук «Р». В названиях ваших картинок найдите, где спрятался звук  «Р».

 (в начале, в середине или в конце слова) и прикрепите звездочку рядом с  планетой.

Молодцы справились с заданием, теперь планетам будет веселее жить. 

Дети называют слово и говорят, где слышится звук «Р». Определяют место звука «Р»  в слове и находят нужную планету.

7.Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:

Сжимают, разжимают кулачки.

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,

Загибают пальчики на двух руках одновременно.

Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. 

Разгибают пальчики по очереди на двух руках одновременно

8.Звуковой анализ слова. 

 Одна из планет солнечной системы хочет с нами поиграть. Вам  нужно звуки поймать и слово собрать, а потом   с этим словом  поиграть.

Игра «Поймай звуки и сложи слово» м-а-р-с

- Сколько звуков в этом слове?

 - Какой первый звук, последний, второй, третий, четвертый, пятый звук

- Назовите  гласные звуки.

- Сколько слогов в слове?

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие  согласные звуки

Звуковой  анализ слова. (Пенал «гусеница»)

А теперь выложите это слово из букв.

Молодцы и с этим  заданием справились

Дети самостоятельно выкладывают символы.

9. Упражнение на развитие общей моторики.

Один, два, три, четыре, пять,

ходьба на месте

В космос мы летим опять.

соединить руки над

головой

Отрываюсь от Земли,

подпрыгнуть

Долетаю до Луны.

руки в стороны,

На орбите повисим,

покружиться покачать руками вперед-назад

И опять домой спешим.

ходьба на месте

А нам  пришло время возвращаться в детский сад.

-А где же мы сегодня были и что же мы там делали?

10.Автоматизация звука в связной речи.

В космическом пространстве

Дружно все живут

Планеты и звезды

И всё что есть во круг.

Мы на ракете быстрой

Промчались мимо них,

Пришла пора вернуться

Мы знаем все про них.

Дети  хором читают стихотворение

«В космическом пространстве».

III

-С каким звуком мы сегодня играли?

Вы просто молодцы. За хорошую работу все дети получают медали будущего космонавта.

Ответы детей.

Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Р].

На занятии присутствовали 6 детей старшей группы с ТНР, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком «Р». Занятие организовано в соответствии с перспективным планом  коррекционно - развивающей работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. На занятии были использованы игры, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии была поставлена следующая цель: формирование правильного   звукопроизношения, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук  «Р» в слогах, в словах, в связной речи;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать общую и мелкую моторику, развивать речевое дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический процессы, формировать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить правильное произношение в слогах, словах, тексте, расширять словарный запас по теме «Космос».

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании, формировать навыки сотрудничества,  взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение слушать,  собеседника не перебивая.

Цель и задачи поставлены и соответствуют содержанию занятия.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

             Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями ребенка и задачами занятия.  Занятие длилось не более 25 минут.

Весь материал был подобран  в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями детей и  соответствует  целям и задачам  занятия.

          На занятии были использованы упражнение на развитие речевого дыхания, упражнение на развитие общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.  Развитие связной речи на материале лексической темы: «Космос».

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. На занятии дети работали активно. Результат был достигнут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

Тема занятия « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»Тип : подгрупповойВозраст: 6-7 летЗадачи:Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение звука р, ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания "Космос"

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания "Космос"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе Тема «Космос»

Представляю конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему "Космос", а также презентацию к данному занятию....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ

закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по слайдам – картинкам, формировать навык связной монологической речи....