Артикуляционная гимнастика. Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе.
консультация по логопедии по теме

Захарченко Татьяна Евгеньевна

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

  Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

  Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

  Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

  Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10 – 15 раз).

     Примерный комплекс упражнений артикуляционной  гимнастики.

     Упражнения для нижней челюсти:

1.       Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2.       Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3.       Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

4.       «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

     Упражнения для губ:

1.       «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

2.       «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд.

3.       Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

4.       Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.

5.       Втягивание нижней губы под верхнюю.

   Упражнения для языка:

1.  «Болтушка» - движения языком вперёд-назад.

2.  «Часики» - движения языком вправо-влево.

3.  «Качели» - движения языком вверх-вниз.

4.  Круговые движения языком.

5.  «Лошадки» - цоканье (щёлканье) языком.

6.  «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7.  «Иголочка» - узкий, напряжённый язык высунут вперёд.

8.  «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.

9.  «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

10. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

12. «Накажем непослушный язык»:

      а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»), губы улыбке;

      б) пошлёпывание широкого расслабленного языка(«лопатка») расслабленными губами.

    

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

  Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

  Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

  Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

  Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10 – 15 раз).

     Примерный комплекс упражнений артикуляционной    

                                     гимнастики.

     Упражнения для нижней челюсти:

1.        Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2.        Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3.        Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

4.        «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

     Упражнения для губ:

1.        «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

2.        «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд.

3.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

4.        Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.

5.        Втягивание нижней губы под верхнюю.

   Упражнения для языка:

1.        «Болтушка» - движения языком вперёд-назад.

2.        «Часики» - движения языком вправо-влево.

3.        «Качели» - движения языком вверх-вниз.

4.        Круговые движения языком.

5.        «Лошадки» - цоканье (щёлканье) языком.

6.        «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7.        «Иголочка» - узкий, напряжённый язык высунут вперёд.

8.        «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.

9.        «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

10. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

12. «Накажем непослушный язык»:

      а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»),

         губы в улыбке;

      б) пошлёпывание широкого расслабленного языка

         («лопатка») расслабленными губами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)

Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе

Важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретико...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе.

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепе...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе".

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...