«Артикуляционная гимнастика – как одно из направлений коррекционной логопедической работы»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
практический материал для учителей - логопедов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5
«Артикуляционная гимнастика – как одно из направлений коррекционной логопедической работы»
Подготовила и провела:
Учитель – логопед
Ерёмзина О.П.
Необходимое оборудование: деревянные фигурки с артикуляционной гимнастикой, камешки с гимнастикой, деревянные фигурки для ритмической парковки, карточки- символы, куб с пуговицами, помпошки, лист бумаги А4, артикуляционная сказка, клавесы, карточки в названиях которых есть звуки Р, Ш, С.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Не секрет, что хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. Известно, внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. .Артикуляционный аппарат- совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи.
Разминка. Давайте вспомним, какой главный артикуляционный орган. (язык)
Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края).Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки).
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Это неотъемлемая составляющая каждого логопедического занятия. Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают интерес детей к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. Задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям, стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться правильности и точности артикуляционных движений. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической работы. Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую игровые формы проведения артикуляционной гимнастики. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною были приобретены следующие игровые пособия, с помощью которых можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
II. Формирование 3 подгрупп по 4-5 участника. Представление пособий. Организация проведения игр.
Предлагаю выбрать карточку. Первая группа слушатели с карточкой в названии которой есть звук Р. Вторая – звук Ш, третья – С, четвёртая – Л.
- Свистящие звуки: Игровое упражнение «Пройди дорожку». Предлагаю участнику вместе с героем – Язычком пройти дорожку, выполнив все задания, которые встретятся нам на пути. (Лягушки, заборчик, расчёска, горка, качели, катушка, киска сердится);
- Шипящие звуки: «Волшебные шкатулки». Выполняя артикуляционную гимнастику мы также можем работать над темпо-ритмической стороной. Предлагаю участнику отстучать ритм, прежде чем открыть дверцу шкатулки. (Хоботок бублик, хоботок – лягушки, блинчик, чашечка, вкусное варенье);
- Сонорные звуки [Л]. «Улитка», “Мокрые камешки». Дети дошкольного возраста очень любят фокусы, поэтому можно использовать эти игровые приемы.
- Сонорные звуки [Р]. Мы уже говорили о многозадачности на занятиях. Здесь я предлагаю выполнить упражнение для развития воздушной струи «Сдуй пёрышко», т.к. правильное дыхание очень важно для развития речи. После того как подули на перышко необходимо выполнить упражнение артикуляционной гимнастики. (Лошадка, грибок, гармошка, барабан).
III. Подведение итогов. .Вышеназванные формы работы могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также воспитателями групп для индивидуально работы с ребенком и при организации самостоятельной деятельности детей как один из вариантов взаимодействия с логопедом. Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых приемов в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. На этом хочу поблагодарить ваз за участие и большое спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя С каждым ...

Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.
Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда...

Направления коррекционно-логопедической работы учителя-дефектолога в условиях Специализированного дома ребенка.
Направления работы описаны по возрастам: от0 до 1 года, от1 года до 2-х лет, от 2-х лет до 3-х лет, от 3-х до 4-х лет....

Игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной це...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе".
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

