Главные вкладки

    Тема: "Народная игрушка".
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в рамках лексической темы  «Народная культура  и традиции»,  в ходе которой предполагается расширять представления  детей  об особенностях народных игрушек  россиян. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar._novozhilova.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении нескольких лет работает над решением одной из основных задач гармоничного развития дошкольника – нравственно-патриотическим воспитанием.

            Эта тема наиболее актуальна, так как в последнее время мы все чаще сталкиваемся с равнодушием, потерей духовности, народных традиций и культурных ценностей.

            В рамках коррекционно-образовательной деятельности, основная цель –   на основе развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста,  воспитывать уважение и любовь к своему народу, истории своей большой и малой Родины, гордости за нее, благодарности к предкам, уважительного отношения к государству, его гражданам и символам, формирование желания защищать Отчизну и преумножать богатства своей страны.

            Данные задачи реализуются посредством проведения образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий; формированию связной речи.        

            Приводим пример непосредственно организованной образовательной деятельности в рамках лексической темы  «Народная культура  и традиции».

    Тема:  Народная игрушка.

    Программное  содержание.

    Пополнять, уточнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Игрушки». Дать представление об особенностях народных игрушек  россиян.

     Формировать умение образовывать  относительные прилагательные от существительных; согласовывать  существительные с числительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать общую и мелкую моторику; работать над ритмическим  рисунком. Способствовать развитию образного мышления, зрительного внимания, памяти, воображения, творческих способностей.

     Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

    Оборудование и материалы: сундук с народными игрушками, кукла домовёнок Кузя;  нитки для шитья, пуговицы (на каждого ребенка по одной).

    Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

    Этапы  НОД:

    1. Организационный  этап.

            Дети проходят в группу. Логопед обращает внимание на то, что в группе беспорядок, многие игрушки лежат на полу.   Логопед: « Кто же это навел такой беспорядок ? Кто бы он не был, я думаю, из группы он уйти не успел. Давайте внимательно посмотрим, может быть, мы найдем проказника». Ребятам предлагается внимательно посмотреть на обстановку в группе, и найти новую игрушку.  При необходимости логопед подсказывает,  на что следует обратить внимание. На верхней полке находят домовенка.

    Логопед: «Вот ты проказник, а ну иди к нам».  Логопед снимает игрушку, обращается к  домовенку: «Здравствуй, Кузя, ты зачем наши игрушки разбросал?»

    Домовенок: «Здравствуйте, ребята, я совсем не хотел их разбрасывать,  я принес вам свой сундучок с игрушками, захожу в группу, а вас нет, а игрушек у вас видимо-невидимо вот я и решил поиграть немного. С вашими игрушками поиграл, а свой сундучок потерял. Помогите мне, найти сундучок, а то мне играть будет не с чем».

    Логопед: «Ребята, поможем Кузе?».

    Логопед предлагает расставить игрушки  по местам, при этом нужно рассказать Кузе как называется игрушка и где её место. Предложения детям предлагается выстроить по такому принципу: Это кубики. Кубики поставим на полку (мяч в корзину, бубен на верхнюю полку, куклу за парту, машину в гараж, посуду на стол, конструктор в коробку, коляску около стены).

    Дети расставляют  игрушки по местам, проговаривая  предложения.

    Логопед  хвалит детей,  предлагает присесть на стульчики.

    2. Основная  часть.

    Кузя: «Ура!!! Вот он мой сундучок! Хотите посмотреть мои игрушки?»

    Домовенок открывает сундучок и показывает игрушки детям, игрушки раскладываются на столе.

    Логопед обращает внимание детей на то, что игрушки эти удивительные, ведь такими игрушками играли прабабушки и прадедушки. Некоторые из игрушек очень изменились, а некоторые до сих пор остались такими, как много-много лет назад.

    Упражнение «Сосчитай».

    Кузя переживает, что игрушки не все. Логопед предлагает пересчитать игрушки  от 1 до 5.

    Упражнение «Повтори за мной».

    Логопед удивляется, увидев среди игрушек ложку, просит домовенка, показать, как можно  играть с ложкой. Кузя рассказывает о разных играх и предлагает детям игру на воспроизведение ритма. Логопед воспроизводит ложками различные ритмы, просит детей прохлопать в ладоши за ним (протопать, постучать кулачками друг о друга, похлопать по плечу соседа, похлопать по коленям).

    Упражнение «Назови  ласково».

    Кузя очень любит свои игрушки, заботиться о них, предлагает детям назвать игрушки ласково. При проведении игры используется  набивной мяч.

    Упражнение «Из чего сделана игрушка? ».

    Логопед обращает внимание детей на то,  что народные игрушки делали из материалов, которые были под рукой: дерево, солома, глина, ткань. Детям, предлагается рассказать, из какого материала сделана каждая игрушка, в зависимости от этого дать характеристику игрушке. Ответ детей выстраивается по следующему принципу: Куклу сделали из соломы – кукла соломенная (матрешка из дерева – деревянная, свистулька из глины – глиняная  и т.д.).

    Логопед  уточняет: «Все эти игрушки старинные (предлагает детям повторить новое слово). Делали такие игрушки взрослые  люди  для своих детей. Мы говорим, что старинные игрушки делал народ, значит они … (народные). Давайте, вспомним и расскажем,  в какой стране живут россияне».

    Динамическая пауза.

    Поезжай за моря, океаны,

    Надо всею землёй пролети.

    Есть на свете различные страны,

    Но такой как у нас не найти.

    Глубоки наши светлые воды,

    Широка и привольна земля

    И, гремят не смолкая, заводы,

    И шумят, расцветая поля.

    Логопед обращает внимание детей на то, что в сундучке затерялась еще одна вещь. Логопед: «Мне знакома эта игрушка. Когда я была маленькой и ходила в детский сад на выходные дни, я уезжала в гости к бабушке. Мне очень нравилось бывать у нее в гостях. И чего мы с ней только не делали и кукол шили, и кроватку для кошки мастерили, и пироги стряпали. Бабушка с удовольствием рассказывала о своем детстве, о том, во что они играли, какие придумывали себе игрушки. Однажды, когда я рассматривала ее шкатулку для рукоделия, бабушка смастерила мне для развлечения игрушку-забаву «Жужжлалку» из того, что было под рукой: тугой нитки и пуговицы. Игрушка мне очень понравилась, бабушка поделилась со мной не хитрым секретом её изготовления. Хотите посмотреть на нее? А поиграть? Я с удовольствием расскажу и покажу, как смастерить «Жужжалку».

    3. Парктическая  деятельность. Дети мастерят народную игрушку.

    4.Итог НОД.

    Кузя собирает игрушки в сундучок, благодарит ребят за гостеприимство. Логопед: «Молодец, Кузя, что принес нам свои игрушки. Теперь ребята знают не только современные, но и старинные игрушки». Логопед предлагает домовенку погостить у ребят, чтобы ребята могли еще поиграть с народными игрушками, лучше рассмотреть их, а домовенок поиграет с современными игрушками. Ребятам предлагается назвать игрушку, которая понравилась больше всего и почему. Логопед хвалит детей за умения правильно и красиво отвечать, поддерживать беседу.

                                                                                                      Конспект разработан

                                                                                                      учителем –логопедом I категории

                                                                                                      Новожиловой М.А.

                                                                                                      Г. Троицк , 2016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"

    Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филим...

    Проект на тему "Народная игрушка" в 1 младшей группе

    Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)...

    Сценарий развлечения «Русская матрешка» для младшей группы. Итоговое мероприятие по теме «Народная игрушка»

    Развлечение «Русская матрешка»Цель:  Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, создание праздничного настроения.Материалы: разноцветные кольца, матрешки из картона ...

    Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"

    Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и  каждому  из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...

    Картотека загадок на тему "Народная игрушка"

    Картотека загадок на тему "Народная игрушка"...

    Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

    Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...