Консультация для педагогов «Влияние игровой обучающей ситуации на формирование словаря у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бахарь Татьяна Валерьевна

Консультация разработана учителем-логопедом Водопьяновой А.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Радуга»

Консультация для педагогов «Влияние игровой обучающей ситуации на формирование словаря у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня»

Устранение ОНР предлагает осуществление комплексного воздействия на все стороны речи дошкольника с данной речевой патологией. Важно, чтобы он научился связно и последовательно грамматически излагать свои мысли, фонетически правильно их оформить. Этот комплекс речеведческих умений и навыков умеет большое значение для обучения в школе, для формирования личностных качеств. Традиционно развитие связной речи детей с ОНР 3 уровня включает обогащение словарного запаса. Без игровой обучающей ситуации, формирование словаря у детей невозможно.

Игровые обучающие ситуации способствуют формированию словаря у детей с ОНР 3 уровня при системном их использовании.

Комплекс речевых игр, способствующих формированию словаря у детей с ОНР 3 уровня.

 Игры из блока «Относительные прилагательные». Прилагательные отвечают на вопрос «какой?», «какая?».

  1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика». На доске картинка «заяц». Придумать слова, описывающие внешний вид зайчика и его характер.
  2. Игра «Теремок». Цель: познакомить детей с деревом. Методические указания. Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим-пилим, пилим-пилим,

Раз-два, раз-два!

Будут на зиму дрова.

Лежат деревянные брусочки, педагог предлагает потрогать их, постучать ими. Какое дерево? (жесткое, твердое, стучит, не бьется). Что делают из дерева? Строим общий домик – теремок. Какой он? (деревянный). Из дерева делаются деревянные предметы.

  1. Игра из чего что сделано?»

Цель: закрепить знания о материале, из которого изготовлены различные предметы. Классификация предметов. Методические указания. Рассматриваем предметы: коврик, мяч, перчатки. Называем предметы, из чего они сделаны – из резины. Коврик резиновый, мяч резиновый, перчатки резиновые.

  1. Игра «В мире пластмассы, в мире стекла».
  2. Цель: помочь выявить свойства стекла, выявить свойства пластмассы. Методические рекомендации. Покатаемся на веселом трамвае и во время остановок кое с кем познакомимся. (Дети делают из стульев трамвай). Пока едем до следующей остановки, называем предметы из пластмассы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Остановка. Показывает пластмассовых кукол, мишек и т.д. Из чего они сделаны? Из пластмассы. Значит они пластмассовые. Приехали в депо и выходим. Хвалит детей.
  3. «Стеклянный город».

Цель: обобщать и закреплять знания о свойствах качествах стекла.

  1. «В мире вещей».

Цель: определять предметы, сделанные из разного материала; закреплять знания о назначении предметов, из которых они сделаны. (металл, ткани, бумага, пластмасса, резина).

  1. «Посуда Федоры».

Цель: обобщать и систематизировать знания о материалах (стеклянная, глиняная, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, деревянная).

  1. «Волшебные нити».

Цель: название тканей, что из них можно сделать.  Дети называют: шелковое платье, кожаные брюки. Драп – пальто – драповое пальто и т.д. Дети рисуют модель платья или что-то другое, в чем они смогли бы пойти на бал с Золушкой.

  1. «Найди и назови».

Предлагается один предмет из разных материалов.  Ребенок должен найти нужный.

  1. Игра «Магазин».

Ребенок должен найти правильно предмет, который он хочет купить. «Я хочу купить деревянный стул» и т.д.

  1. «Исправь ошибку».

Существительное давалось с неправильным (вишневый варенье – вишневое варенье). Во время игры широко используется наглядность. Закреплялось использование в речи относительных прилагательных, а также согласование существительного и прилагательного.

  1. Сказка «Чьи листья».

Рассказывается сказка, из разрезанных картинок дети должны найти и назвать, чьи листья? Лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, и т.д.

  1. Игра «Посмотри и назови»

Закрепление пройденного материала, определение уровня запоминания пройденного материала. Дети правильно называли словосочетания «осиновый лист» и т.д.  У детей использовались знания с предыдущих игр.

  1. Д/игра «Что из чего» Цель: образовывать относительные прилагате6льны. Фрукты: сок из яблок – яблочный; джем из груш – грушевый.
  2. Игра «Из чего салат» Салат из овощей – овощной салат; салат из свеклы – свекольный и так далее.
  3. «Экскурсия». В виде поездки на поезде. Первая станция «Стеклянная», ищут только стеклянные предметы. Затем «Бумажная», затем «Деревянная» и т.д. Во время игры идет закрепление прилагательных и существительных, обогащение словарного запаса.
  4. Сказка «Чьи хвосты». Используются картинки животных и их хвостов.
  5. Игра «Ералаш». Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезных картинок. Выставляется одна часть животного на доске. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, чей это хвост. «У меня на картинке заячья голова» и т.д. затем из частей дети составляют целое изображение животного.
  6. «Сказочное животное». Из частей разных животных составляется сказочное животное. У этого животного: лисья голова, собачье туловище, волчий хвост и т.д. В заключение хорошо использовать пиктограммы настроения (значков выражения лица)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников

Игры и упражнения для развития  словаря  у дошкольников...

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

Роль игровых обучающих ситуаций в формировании у детей экологической культуры.

  Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической ...

Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...

Игровые обучающие ситуации по формированию начальных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Разработка комплекта игровых обучающих ситуаций (ИОС) по формированию начальных представлений о финансовой грамотности с детьми старшего     дошкольного возраста»...