Роль игровых обучающих ситуаций в формировании у детей экологической культуры.
статья на тему

Васильева Любовь Александровна

    Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру – деятельность, которая преобладает в жизни малышей.

   Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

    В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предполагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф.Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положения о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

     В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

    П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка впервые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяться в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

   В работах  Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе, игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Н.К.Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр  в этой классификации составляют игры с правилами.

   Совместное исследование С.Н.Николаевой с И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привлечения сюжетно – ролевой игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.

    Выявлены три типа  игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС построенные с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие».

Первый тип ИОС – использование игрушек – аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразие игрушек – животных и очень ограниченное количество игрушек – растений. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно – игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников.

Итак, исследования показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия.

При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д.В.Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К.Зинченко, А.М.Виноградова и другие).

Таким образом, литературный герой, принесенный на занятие – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером и формой выражения. Иначе говоря, использование куклы – персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно – дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, в труде. По существу всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь.

Таким образом, все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Таким образом, игра – это деятельность, которая  преобладает в жизни малышей. Игровые обучающие ситуации развивают детей всесторонне: нравственно, эмоционально, умственно и т.д. Экологическое воспитание дошкольников – это новое направление в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль игровых обучающих ситуаций в формировании у детей            экологической культуры».

Васильева Любовь Александровна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

ds31-Tatiyana@yandex.ru

    Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру – деятельность, которая преобладает в жизни малышей.

   Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

    В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предполагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф.Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положения о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

     В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

    П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка впервые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяться в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

   В работах  Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе, игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Н.К.Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр  в этой классификации составляют игры с правилами.

   Совместное исследование С.Н.Николаевой с И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привлечения сюжетно – ролевой игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.

    Выявлены три типа  игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС построенные с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие».

Первый тип ИОС – использование игрушек – аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразие игрушек – животных и очень ограниченное количество игрушек – растений. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно – игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников.

Итак, исследования показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия.

При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д.В.Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К.Зинченко, А.М.Виноградова и другие).

Таким образом, литературный герой, принесенный на занятие – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером и формой выражения. Иначе говоря, использование куклы – персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно – дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, в труде. По существу всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь.

Таким образом, все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Таким образом, игра – это деятельность, которая  преобладает в жизни малышей. Игровые обучающие ситуации развивают детей всесторонне: нравственно, эмоционально, умственно и т.д. Экологическое воспитание дошкольников – это новое направление в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников

Игры и упражнения для развития  словаря  у дошкольников...

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Игровая обучающая ситуация по формированию основ экологической культуры» «У кота Тимошки»

Автором представлен конспект игровой обучающей ситуациипо формированию основ экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста....

Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...