Методы и приемы обучения детей с общим недоразвитием речи сло-варя антонимов и синонимов
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Грязева Татьяна Николаевна

Современная педагогика видит одной из главных задач обучения развития речи и мышления у детей. Одним из показателей умственного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста служит богатство их словаря. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению М.Р. Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи». Обогащению словаря способствует организация деятельности, направленная на:

- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

- развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

 - формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания [24].

В дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у детей словарь. А особенно обратить внимание на формирование и развитие, как активного, так и пассивного словаря, включая словарь антонимов и словарь синонимов.

Конкретное содержание и структура работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение работы в два этапа:

1)  накапливание лексических единиц;

 2) работа, связанная с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка [25].

Однако, языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.

Расширение словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, сахар – сахарница, шить – вязать).

Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, антонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.

Тема «Синонимы и антонимы» основана на принципе от простого к сложному. Дети учатся распределять слова на антонимические и синонимические пары, находить антонимы и синонимы в текстах пословиц и стихотворений. Научившись выполнять эти упражнения, дети получат опыт работы с антонимами и синонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов и синонимов к заданным словам, вставлять недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Подбирая антонимы и синонимы, дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают пословицы и поговорки, но и импровизируют, составляя новые. Антонимы (синонимы) –прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому в старшем дошкольном возрасте больше используются предложения на восстановление прилагательных [35] .

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется:

- речевой образец;

- повторение педагогом нового слова в различном контексте;

- объяснение происхождения слова;

- ответы на вопросы, требующие констатации (что? где?  какой?);

- договаривание слов, недосказанных воспитателем;

- различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов и синонимов [24].

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место также следует отводить работе с синонимами и антонимами, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере, усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.

На занятиях с детьми для расширения лексики нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове [64]

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима (или антонима). Изучение синонимов и антонимов в старшем дошкольном возрасте  осуществляется путем разнообразных упражнений, таких как, например, выделение и сопоставление слов, близких (или различных) по значению, подбор к словам их синонимов (или антонимов), самостоятельное употребление детьми синонимов и антонимов в своей речи.

Работа над антонимами и синонимами включает следующие этапы:

1) подбор слов, противоположных и близких по смыслу;

2) выделение слов-антонимов и слов-синонимов в тексте;

3) выяснение понимания слов детьми;

4) введение слова в другой контекст – составление предложения;

5) использование слов-антонимов и слов-синонимов в речи [26]

Одним из наиболее существенных методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. Характер объяснения значения слова выявляет соотношение понятийного и денотативного компонентов в структуре значения слова, отражает уровень интеллектуального развития ребенка, так как «запас понятий, характер этих понятий, способ их употребления – стоят в несомненной связи с высотой интеллектуального развития ребенка и являются в известной степени её показателями»

А.А. Леонтьев высказал предположение о различной психолингвистической природе усвоения существительных, прилагательных и глаголов. Тенденции осознания значения слов существительных, прилагательных и глаголов принципиально различны [36].

При объяснении значения существительного доминирующим способом является синонимизация, т.е. подбор синонимов. В дальнейшем, по мере развития значения слова, преобладающим становится точное объяснение (дефиниция), т.е. определение значения слова через его конкретизацию путем выделения основных семантических признаков. Такие способы объяснения значения слова, как включение в контекст, объяснение с помощью однокоренных слов, используются редко.

При объяснении значения слов-прилагательных доминирующим способом также является синонимизация. Эта стратегия используется в большей степени, чем при определении существительных. Одним из способов объяснения является определение значения слова с помощью однокоренных слов.

При объяснении значения глаголов дети используют иную стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к истинной дефиниции, т.е. определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки.

Анализ способов определения слова позволяет выделить те семантические признаки, которые включаются детьми в структуру значения слова и на которые дети прежде всего ориентируются при объяснении значения слова. Это и есть дифференциальные признаки, на основе которых осуществляется поиск слова в процессе его употребления. Можно выделить две группы таких признаков [64].

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений:

·         «Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

- Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) 

·        При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

·        Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

·        Игра «Сравни!» (Здесь можно подбирать как антонимы, так и синонимы):

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов. Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы, на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

В заключение можно добавить, что систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками над явлениями синонимии и антонимии развивает у них внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует чувство языка, активизирует умственную деятельность.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов по картине.

Эти игры пригодятся учителям-логопедам и воспитателям детских садов. Вы можете изготовить предлагаемые игры из бумаги....

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...