Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов по картине.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Кудрявцева Оксана Николаевна

Эти игры пригодятся учителям-логопедам и воспитателям детских садов. Вы можете изготовить предлагаемые игры из бумаги.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов по картине » Кудрявцева Оксана Николаевна Учитель-логопед ГБДОУ детский сад N 15 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе с детьми с ОНР, является средством развития эмоциональной восприимчивости, образной речи.

Слайд 3

Цель: формирование навыка рассказывания по картине.

Слайд 4

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения; - формирование навыков планирования развёрнутых связных высказываний ( формирование представлений о структуре текста- начало, середина, конец; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить текст, соблюдение последовательности в передаче событий ); - обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка; - активизация и развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления ); - развитие визуальной грамотности ( формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного ); - воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию. Задачи:

Слайд 5

Игры для подготовки детей к описанию картины Так как мозг человека- это «операционная» система, он лучше запоминает не статику, а действие. Чем больше действий ребёнок совершит с картиной, тем полнее и эмоциональнее будет его рассказ. Поэтому, в своей работе, помимо хорошо известных игр, я использую следующие

Слайд 6

«Сыщики» Цель: детальное рассматривание картины. Оборудование: картина, закрытая белым листом бумаги с вырезом в виде лупы. Ход игры: - кого ( что ) видим ? Внимательно рассмотрите и опишите до мельчайших подробностей.

Слайд 7

«Палитра» Цель: развивать умение различать цвета и их оттенки. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Оборудование: картина; палитра с набором цветов, используемых в картине. Ход игры: I вариант : дети рассматривают картину и называют цвета, использованные художником. II вариант : дети рассматривают картину. Логопед просит детей называть только те объекты, про которые можно сказать « голубой», только те, про которые скажем «голубая», «голубое», «голубые». III вариант : перед детьми чёрно-белый вариант картины. Дети должны сказать, какого цвета были объекты картины.

Слайд 9

«Заколдованная картина» Цель: развитие зрительного внимания, памяти. Развитие грамматического строя речи (употребление существительных в форме Род.п. единственного и множественного числа). Закрепление умения пользоваться в речи сложными предложениями с союзом А . Оборудование: картина, на которой объекты или части объектов закрыты изображениями других предметов. Ход игры: I вариант: логопед просит детей внимательно рассмотреть картину и сказать, что должно быть вместо «неправильного» объекта. Например: «Вместо павлина должен быть кот». II вариант: логопед просит детей указывать на ошибки, используя слово А . Например: «на картине должна быть изображена церковь, а не пирамидка. .

Слайд 10

«Актёры» Цель: развитие зрительного внимания, памяти, пространственного восприятия. Оборудование: картина. Ход игры: I вариант: логопед просит ребёнка передать позу того или иного персонажа картины, остальные дети оценивают точность изображения. II вариант: ребёнок изображает персонаж картины, а дети отгадывают, кто это.

Слайд 11

«Реставраторы» Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности. Оборудование: картина, разрезанные части картины; отдельные объекты картины. Ход игры: I вариант: логопед просит детей вспомнить, как называются люди, которые «лечат» картины и просит восстановить картину из частей по образцу или по памяти. II вариант: логопед просит восстановить картину из отдельных объектов, точно их располагая.

Слайд 12

На что похоже ? Цель: развивать умение детей выделять характерные признаки объекта и сравнивать его с другим объектом, подбирать эпитеты . Ответы детей: - Берёзка, словно усыпана золотыми монетками. - Берёзка, словно стройная красавица в золотом платье. и т.д.

Слайд 13

Как показал опыт работы по этой теме, использование системного подхода в обучении, специальное планирование работы по развитию связной речи в тесной взаимосвязи с воспитателями и преподавателем по музейной педагогике, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов значительно способствуют развитию связной речи детей.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе...

Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи

План выступления учителя-логопеда на родительском собрании...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению плана текста

Статья  «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению плана текста» в информационно-методическом и научно-педагогическом журнале «Источник», г. Вологда, ию...