МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ
статья по логопедии (старшая группа) на тему

 

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniyadetey_s_onr_opisaniyu_predmetov.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа – описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендую поэтапное обучение, включающее следующие

виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов, формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа – описания, в том числе при проведении игровых и предметно – практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

При проведении подготовительных упражнений (I – II периоды первого года обучения) основное внимание уделяю развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формировании. Установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы.  Рекомендую упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений использую материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР старшей возрастной группы («Фрукты», «Овощи», «Игрушки» и т.д.).

Во втором и третьем периодах первого года обучения детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, за тем – с опорой только на данный образец).

Для составления описаний по вопросам логопеда подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и др.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4 – 5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и т.д.).

Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог – это ориентирует детей на фразовые ответы. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану – схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние животные», «Транспорт» и др.).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, использую различные вспомогательные приемы, жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета, цвета, величины. Условные символы показываются по ходу составления рассказа – описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом – схемой.

Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания, логопедом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и др.). Логопед, а вслед за ним, и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Например,

ЛОГОПЕД

РЕБЕНОК

Это кошка.

У меня кошка серая,

с черными полосками.

Лапки у нее беленькие.

Шерсть у кошки мягкая, пушистая.

Уши у кошки маленькие, острые.

Глаза у нее зеленые.

У кошки длинные усы…….

У меня тоже кошка.

У меня кошка вся черная.

Лапки тоже беленькие.

Шерсть у кошки пушистая.

Уши у кошки маленькие.

Глаза зелененькие, как огоньки.

У нее большие усы ……… и т.д.

Начиная с третьего периода первого года обучения следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания. С ними проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»). В дальнейшем детям предлагаю перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, использую ранее усвоенную схему.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендую вводить в обучения некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации (конец первого – второй год обучения).

В конце третьего периода первого года обучения рекомендую начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных тем: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние птицы», и др.) с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата. Такие занятия могут проводиться и воспитателем по плану логопеда. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения:

  1. Дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки…»).
  2. Составление предложений по вопросам (типа: «Какой вы на вкус лимон и апельсин?» и т.п.).
  3. Выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий и т.д.).
  4. Последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой – либо группы (ель и береза, белый гриб и мухомор и др.).

Кроме указанных упражнений для обучения навыкам сравнительной характеристики предметов можно использовать прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д.). Основная    работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов по картине.

Эти игры пригодятся учителям-логопедам и воспитателям детских садов. Вы можете изготовить предлагаемые игры из бумаги....

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи

План выступления учителя-логопеда на родительском собрании...

Методика обследования детей с общим недоразвитием речи

Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...