Афазия
методическая разработка по логопедии на тему

Седова Ольга Николаевна

 

Формы афазии

Задачи коррекционной работы

Основные направления логопедической работы

Содержание

логопедической работы

1. Эфферентная моторная

1 Восстановление чувства языка

2. Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова

 

3.Преодоление аграматизма , восстановление структуры устного и письменного выссказывания.

Преодоление нарушений произносительной стороны речи.

 

Нарушение чтения и письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление повествовательной речи.

 

 

 

 

 

Восстановление экспрессивной речи.

 

 

 

 

 

 

Преодоление инертности в выборе глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накопление глагольного словаря.

 

 

 

 

 

 

Чтение и письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление звуко - буквенного анализа состава слова.

 

 

 

 

 

 

Преодоление дефектов понимания речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление слухового внимания.

Начинается с восстановления ритмико - слоговой схемы слова.

 

Ребенок , повторяя слог, складывает его из букв, затем из слогов составляет простое слово, с опорой на ритмически отхлопываемую слоговую структуру слова и на схемы слова.

 

Начинается с восстановления чувства языка, улавливая созвучия рифм в стихах, пословицах и поговорках.

 

Во время обыгрывания предмета, логопед задает ребенку вопросы о том , зачем этот предмет, что с ним можно делать, каковы свойства предмета.

 

Содействует не только фразеологический контекст. но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметом. Затем ребенку дается задание закончить однотипную фразу разными словами (я пошел - спать, я пошел - гулять). Работа идет с опорой на картинки.

 

Подбор нескольких глаголов к существительному. Несколько существительных к глаголу. (Я иду, бегу; пьет ребенок, животное).

 

Ребенок пользуется индивидуально разработанной азбукой (каждой букве разработана соответствующая картинка). Затем из слогов составляется слово.  Для плавного письма - ребенка обучают писать левой рукой. Восстановление чтения идет параллельно с восстановлением звуко - буквенного анализа слов.

 

Решаются простые кроссворды, составляются короткие слова из букв многосложного слова, пишутся разной степени сложности письма и сочинения.

 

Ребенком выполняются задания на внимание, переключения одного предмета на другой, "провокационные" задания, когда ребенка просят показать предмет, которого нет среди данных предметов.

 

Ребенок показывает картинки по заданию, при этом логопед его спрашивает "где лежит ложка", "покажи то, чем мы едим". Логическое упражнение должно падать то на предлог, о на существительное.

2.Афферентная моторная

1. Преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса

Растормаживание или восстановление произносительной стороны речи. Преодоление нарушений понимания. Восстановление аналитического чтения и письма. Закрепление артикуляционных навыков. Стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов. Преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов. Преодоление остаточных артикуляционных трудностей при произнесении многосложных слов и параграфий.

Целесообразно начинать с вызова контрастных гласных фонем "А" к "У". Для их дифференциации логопед рисует в тетради больного большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит его имитировать эти звуки, затем присоединяет звуки "М" и "В".

Вызов звуков должен быть "подчинен" следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляторной группы; звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.) При грубой афферентной моторной афазии для более быстрого перевода больного от зрительной имитации звука ("чтение с губ") к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения не сложных слов, используется расстановка над буквами надстрочных знаков: "А" — кружок, имитирующий широко раскрытый рот; "У"— узкий кружок; "М" — сомкнутые губы, позже просто прямая линия; "Ы" — выдвинутый в профиль подбородок; "Т"— стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзубной позиции; "И" — растянутый в улыбке рот; "О" — вертикальный овал; "В" — закушенная нижняя губа; "С" — горизонтально расположенный свисток, а позже две параллельные линии; "Э"— широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком; Н" — рисунок крыльев носа в профиль; "Е" — горизонтальный овал рта; "Ш" — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука;"К" — стрелка справа налево, показывающая направление движения языка в глубь рта; "П" — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и внезапно разомкнутые губы; "Л" — стрелка, направленная снизу вверх; "Р"— волнистая линия; "Ц" и "Ч" — передаются сочетанием стрелки ("т") и двух параллельных линий ("с") и квадрат("ш");  Для определения звонких согласных "Б", "Д", "Г" "Ж", "З" используются те же надстрочные знаки с восклицательным знаком над ними. По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь больного. Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, утром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

 

3. Динамическая

1. Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования высказывания

Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление линейного развертывания высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление речевой инактивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление в тексте пропущенных предлогов, глаголов, наречий.

Ребенку создаются программы высказывания с помощью опоры (вопросов, схем, фишек). Ребенок, передвигая указательный палец с одной фишки на другую развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке.

 

Используются слова, входящие в вопросы к сюжетной картинке или к ситуации (Что ты сегодня делал? - Я сегодня гулял). Используются так же опорные слова, с помощью которых ребенок составляет предложение.

 

Создаются условия для речевой инициативы, ребенка просят кому то передать просьбу. С ребенком заводится диалог. При легкой форме динамической афазии ребенку могут дать задание пересказать текст. При глубокой - с ребенком обсуждается какая то конкретная ситуация.

 

 

Письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок.

 

 

4. Акустико-мнестическая

1. Преодоление нарушений слухоречевой памяти

2. Преодоление нарушений анамнестических трудностей

3. Преодоление нарушений элементов экспрессивногоаграмматизма

4. Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета

Преодоление речевых расстройств.

 

 

 

 

Восстановление слухоречевой памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре  слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление письменного высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушение согласования в роде и числе гласных членов предложения.

 

 

 

Педагог использует механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета.

 

Данная работа ведется с опорой на зрительное восприятие. Ребенку предлагается серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязи, ребенку нужно выбрать 2-4 картинки. Сначала среди выбранных картинок, ребенку предлагается показать те картинки, которые подойдут к той или иной ситуации.

Затем ребенку даются картинки, ребенок после того как прослушал серию названных картинок, находит их среди ему предложенных. Сначала даются слова обозначающие предметы, затем действия и качества предметов. Вместе с этим проводятся слуховые диктанты, состоящие из 2-4 слов (сначала с опорой на картинки, а затем без них).

Можно дать такие упражнения , включающие анализ близких по рисунку, по форме предмета, отличающихся 1-2 признаками (ложка, половник, лопатка), изменение одной детали предмета меняет его функцию. Дается задание на нахождение ошибки в изображении (на яблоне растет свекла, у мишки 2 лапы), предлагается исправить нарисованное.

 

Слова произносятся по слогам и повторяются.

Трудности нахождения нужного слова, преодолеваются путем расширения или сужения смысловых границ слова. Для этого слово "обыгрывают" в различных фразеологических контактах, работа ведется по пониманию многозначных слов (ручка, ножка, шляпка).

 

С помощью этого ведется закрепление достигнутых результатов. Работа ведется по составлению письменного текста, что содействует преодолению бедности  словарного запаса.

Преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, составлению фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

5. Акустико-гностическая

1. Восстановление фонематического восприятия

2. Восстановление экспрессивной речи

3. Восстановление  чтения и письма

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, сохранные функции лобных долей.

Восстановление фонематического восприятия . В особо глубоких случая применяются неречевые формы работы , их цель: налаживание контакта, объяснение самого факта болезни ,  концентрация внимания ,организация учебной деятельности; (списываются короткие слова к картинкам  и решаются простые примеры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по смысловой относительности слова через различные фразеологические контакты.

 

 

 

 

Преодоление вербальных парафазий .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Преодоление многоречивости и аграмматизма.

 

 

 

 

 

Восстановление чтения и письма.

Работа по фонематическому восприятию: 1. дифференциация слов по длине, звуковому и ритмическому контрасту (дом - самолет). Подбираются картинки, пишутся слова, ребенок соотносит звуковой образ с картинкой.2. дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию (арбуз - топор), картинки подписываются, ребенок читает их и списывает. 3. дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рука - мука); с общим первым звуком и различными конечными (клюв- ключ ), ребенок должен выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на картинки и подписи к ним.4. дифференциация фонем, близких по значению (почка-бока).Ребенку предлагается вставить в слове пропущенную букву, слово в предложении. 5. закрепление акустических дифференцированных признаков фонем при подборе серий слов за заданную букву из  текста.

 

Выбрать из предложенных картинок только острые предметы, только  круглые предметы, предметы, которые относятся к школе.

 

Осуществляется при помощи обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности. Ребенку предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголам, прилагательные и глаголы к существительным.

 

Ребенку предлагается схема предложения. образцы простых и инвертированных предложений из 3-5 слов.

 

Работа идет параллельно с работой над преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, работа идет над звуко -буквенным анализом состава слова.

6.Семантическая

1. Преодоление импрессивногоаграмматизма

2. Преодоление трудностей нахождения названий предметов

3. Уточнение и расширение словарного запаса

4. Преодоление расстройств синтаксической стороны речи

Коррекционно - педагогическая работа опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), на сохранную линейную организацию устной речи.

    Развитие конструктивно - пространственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Преодоление амнестических трудностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодаление импрессивного аграмматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление акалькулии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление "оптической"алексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

"Зеркальная" или конструктивно- пространственная аграфия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаются упражнения в зрительном анализаторе геометрических фигур. орнаментов, восстановление ориентировки ребенка в пространстве.

 

Необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам. Анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (посуда, транспорт, мебель). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, анонимов, использованию в письменной речи качественных определений  предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

Сначала уточняется значение предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением предмета вокруг дерева, дома, стола.  Ребенку предлагается многократное описание главного  предмета, по отношению к предметам, находящимся  справа, слева, над, под ним. Ребенок должен  отвечать фразой. Данная работа дает базу для понимания  логико - грамматических конструкций на слух и чтение.

 

Проводятся уточнения разрядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи), закрепляются синонимы минус - вычитание, плюс - сложение. Ребенку предлагается выполнить действие в пределах 20. Много времени уделяется решению задач на 2-4 действия. с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, прибавить, добавить, выгрузить.

 

Осуществляется путем устного описания ребенком элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов, называния букв после определения их элементов.

 

Преодолевается путем восстановления ориетированности ребенка в разных расположениях предмета, списывание ребенком букв или слов с фиксацией цветным карандашом левой стороны листа и направления стрелкой от куда надо начинать писать .

 

 

2.      Условия эффективности коррекционно-логопедического воздействия при афазии.

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.

 В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность). При разработке плана коррекционно - педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

1. После обследования ребенка, логопед должен определить, какая область второго или третьего "функционального блока" мозга ребенка пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга ребенка сохранены.

2. Выбор приемов коррекционно - педагогической работы зависит от этапа , или стадии восстановления речевых функций. В первые дни после инсульты работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Логопед пользуется методиками растормаживающими речевые функции и предупреждающие на раннем этапе восстановления аграмматизм типа "телеграфного стиля" при эфферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления речевых функций ребенку объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания.

3. Коррекционно - педагогическая работа предполагает приемы работы, которые позволили бы восстановить первично нарушенную предпосылку или реорганизовать сохранные  звенья речевой функции.

4. В независимости от первичной нейропсихологической предпосылки, которая оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, чтением и письмом.

5. Восстановление коммуникативной функции речи,  самоконтроля за ней.

6. Ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе логопед использует развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции.

Коррекционно - педагогическая работа начинается с первых дней и недель с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. При афазии логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Логопед проводит беседу с родными ребенка, объясняет необходимость  его посильного  участия  в жизни семьи, дает инструкции для работы по восстановлению речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afaziya_sedova_2_kurs.doc27.13 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Афазия

Формы афазии

Задачи коррекционной работы

Основные направления логопедической работы

Содержание

логопедической работы

1. Эфферентная моторная

1 Восстановление чувства языка

2. Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова

3.Преодоление аграматизма , восстановление структуры устного и письменного выссказывания.

Преодоление нарушений произносительной стороны речи.

Нарушение чтения и письма.

Восстановление повествовательной речи.

Восстановление экспрессивной речи.

Преодоление инертности в выборе глагола.

Накопление глагольного словаря.

Чтение и письмо.

Восстановление звуко - буквенного анализа состава слова.

Преодоление дефектов понимания речи.

Восстановление слухового внимания.

Начинается с восстановления ритмико - слоговой схемы слова.

Ребенок , повторяя слог, складывает его из букв, затем из слогов составляет простое слово, с опорой на ритмически отхлопываемую слоговую структуру слова и на схемы слова.

Начинается с восстановления чувства языка, улавливая созвучия рифм в стихах, пословицах и поговорках.

Во время обыгрывания предмета, логопед задает ребенку вопросы о том , зачем этот предмет, что с ним можно делать, каковы свойства предмета.

Содействует не только фразеологический контекст. но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметом. Затем ребенку дается задание закончить однотипную фразу разными словами (я пошел - спать, я пошел - гулять). Работа идет с опорой на картинки.

Подбор нескольких глаголов к существительному. Несколько существительных к глаголу. (Я иду, бегу; пьет ребенок, животное).

Ребенок пользуется индивидуально разработанной азбукой (каждой букве разработана соответствующая картинка). Затем из слогов составляется слово.  Для плавного письма - ребенка обучают писать левой рукой. Восстановление чтения идет параллельно с восстановлением звуко - буквенного анализа слов.

Решаются простые кроссворды, составляются короткие слова из букв многосложного слова, пишутся разной степени сложности письма и сочинения.

Ребенком выполняются задания на внимание, переключения одного предмета на другой, "провокационные" задания, когда ребенка просят показать предмет, которого нет среди данных предметов.

Ребенок показывает картинки по заданию, при этом логопед его спрашивает "где лежит ложка", "покажи то, чем мы едим". Логическое упражнение должно падать то на предлог, о на существительное.

2.Афферентная моторная

1. Преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса

Растормаживание или восстановление произносительной стороны речи. Преодоление нарушений понимания. Восстановление аналитического чтения и письма. Закрепление артикуляционных навыков. Стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов. Преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов. Преодоление остаточных артикуляционных трудностей при произнесении многосложных слов и параграфий.

Целесообразно начинать с вызова контрастных гласных фонем "А" к "У". Для их дифференциации логопед рисует в тетради больного большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит его имитировать эти звуки, затем присоединяет звуки "М" и "В".

Вызов звуков должен быть "подчинен" следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляторной группы; звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.) При грубой афферентной моторной афазии для более быстрого перевода больного от зрительной имитации звука ("чтение с губ") к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения не сложных слов, используется расстановка над буквами надстрочных знаков: "А" — кружок, имитирующий широко раскрытый рот; "У"— узкий кружок; "М" — сомкнутые губы, позже просто прямая линия; "Ы" — выдвинутый в профиль подбородок; "Т"— стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзубной позиции; "И" — растянутый в улыбке рот; "О" — вертикальный овал; "В" — закушенная нижняя губа; "С" — горизонтально расположенный свисток, а позже две параллельные линии; "Э"— широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком; Н" — рисунок крыльев носа в профиль; "Е" — горизонтальный овал рта; "Ш" — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука;"К" — стрелка справа налево, показывающая направление движения языка в глубь рта; "П" — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и внезапно разомкнутые губы; "Л" — стрелка, направленная снизу вверх; "Р"— волнистая линия; "Ц" и "Ч" — передаются сочетанием стрелки ("т") и двух параллельных линий ("с") и квадрат("ш");  Для определения звонких согласных "Б", "Д", "Г" "Ж", "З" используются те же надстрочные знаки с восклицательным знаком над ними. По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь больного. Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, утром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

3. Динамическая

1. Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования высказывания

Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

Восстановление линейного развертывания высказывания.

Преодоление речевой инактивности.

Восстановление в тексте пропущенных предлогов, глаголов, наречий.

Ребенку создаются программы высказывания с помощью опоры (вопросов, схем, фишек). Ребенок, передвигая указательный палец с одной фишки на другую развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке.

Используются слова, входящие в вопросы к сюжетной картинке или к ситуации (Что ты сегодня делал? - Я сегодня гулял). Используются так же опорные слова, с помощью которых ребенок составляет предложение.

Создаются условия для речевой инициативы, ребенка просят кому то передать просьбу. С ребенком заводится диалог. При легкой форме динамической афазии ребенку могут дать задание пересказать текст. При глубокой - с ребенком обсуждается какая то конкретная ситуация.

Письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок.

4. Акустико-мнестическая

1. Преодоление нарушений слухоречевой памяти

2. Преодоление нарушений анамнестических трудностей

3. Преодоление нарушений элементов экспрессивногоаграмматизма

4. Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета

Преодоление речевых расстройств.

Восстановление слухоречевой памяти.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре  слов.

Восстановление письменного высказывания.

Нарушение согласования в роде и числе гласных членов предложения.

Педагог использует механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета.

Данная работа ведется с опорой на зрительное восприятие. Ребенку предлагается серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязи, ребенку нужно выбрать 2-4 картинки. Сначала среди выбранных картинок, ребенку предлагается показать те картинки, которые подойдут к той или иной ситуации.

Затем ребенку даются картинки, ребенок после того как прослушал серию названных картинок, находит их среди ему предложенных. Сначала даются слова обозначающие предметы, затем действия и качества предметов. Вместе с этим проводятся слуховые диктанты, состоящие из 2-4 слов (сначала с опорой на картинки, а затем без них).

Можно дать такие упражнения , включающие анализ близких по рисунку, по форме предмета, отличающихся 1-2 признаками (ложка, половник, лопатка), изменение одной детали предмета меняет его функцию. Дается задание на нахождение ошибки в изображении (на яблоне растет свекла, у мишки 2 лапы), предлагается исправить нарисованное.

Слова произносятся по слогам и повторяются.

Трудности нахождения нужного слова, преодолеваются путем расширения или сужения смысловых границ слова. Для этого слово "обыгрывают" в различных фразеологических контактах, работа ведется по пониманию многозначных слов (ручка, ножка, шляпка).

С помощью этого ведется закрепление достигнутых результатов. Работа ведется по составлению письменного текста, что содействует преодолению бедности  словарного запаса.

Преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, составлению фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

5. Акустико-гностическая

1. Восстановление фонематического восприятия

2. Восстановление экспрессивной речи

3. Восстановление  чтения и письма

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, сохранные функции лобных долей.

Восстановление фонематического восприятия . В особо глубоких случая применяются неречевые формы работы , их цель: налаживание контакта, объяснение самого факта болезни ,  концентрация внимания ,организация учебной деятельности; (списываются короткие слова к картинкам  и решаются простые примеры).

Работа по смысловой относительности слова через различные фразеологические контакты.

Преодоление вербальных парафазий .

   

Преодоление многоречивости и аграмматизма.

Восстановление чтения и письма.

Работа по фонематическому восприятию: 1. дифференциация слов по длине, звуковому и ритмическому контрасту (дом - самолет). Подбираются картинки, пишутся слова, ребенок соотносит звуковой образ с картинкой.2. дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию (арбуз - топор), картинки подписываются, ребенок читает их и списывает. 3. дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рука - мука); с общим первым звуком и различными конечными (клюв- ключ ), ребенок должен выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на картинки и подписи к ним.4. дифференциация фонем, близких по значению (почка-бока).Ребенку предлагается вставить в слове пропущенную букву, слово в предложении. 5. закрепление акустических дифференцированных признаков фонем при подборе серий слов за заданную букву из  текста.

Выбрать из предложенных картинок только острые предметы, только  круглые предметы, предметы, которые относятся к школе.

Осуществляется при помощи обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности. Ребенку предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголам, прилагательные и глаголы к существительным.

Ребенку предлагается схема предложения. образцы простых и инвертированных предложений из 3-5 слов.

Работа идет параллельно с работой над преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, работа идет над звуко -буквенным анализом состава слова.

6.Семантическая

1. Преодоление импрессивногоаграмматизма

2. Преодоление трудностей нахождения названий предметов

3. Уточнение и расширение словарного запаса

4. Преодоление расстройств синтаксической стороны речи

Коррекционно - педагогическая работа опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), на сохранную линейную организацию устной речи.

    Развитие конструктивно - пространственной деятельности.

Преодоление амнестических трудностей.

Преодаление импрессивного аграмматизма.

Преодоление акалькулии.

Преодоление "оптической"алексии.

"Зеркальная" или конструктивно- пространственная аграфия.

Предлагаются упражнения в зрительном анализаторе геометрических фигур. орнаментов, восстановление ориентировки ребенка в пространстве.

Необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам. Анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (посуда, транспорт, мебель). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, анонимов, использованию в письменной речи качественных определений  предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Сначала уточняется значение предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением предмета вокруг дерева, дома, стола.  Ребенку предлагается многократное описание главного  предмета, по отношению к предметам, находящимся  справа, слева, над, под ним. Ребенок должен  отвечать фразой. Данная работа дает базу для понимания  логико - грамматических конструкций на слух и чтение.

Проводятся уточнения разрядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи), закрепляются синонимы минус - вычитание, плюс - сложение. Ребенку предлагается выполнить действие в пределах 20. Много времени уделяется решению задач на 2-4 действия. с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, прибавить, добавить, выгрузить.

Осуществляется путем устного описания ребенком элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов, называния букв после определения их элементов.

Преодолевается путем восстановления ориетированности ребенка в разных расположениях предмета, списывание ребенком букв или слов с фиксацией цветным карандашом левой стороны листа и направления стрелкой от куда надо начинать писать .

2.         Условия эффективности коррекционно-логопедического воздействия при афазии.

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.

 В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность). При разработке плана коррекционно - педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

1. После обследования ребенка, логопед должен определить, какая область второго или третьего "функционального блока" мозга ребенка пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга ребенка сохранены.

2. Выбор приемов коррекционно - педагогической работы зависит от этапа , или стадии восстановления речевых функций. В первые дни после инсульты работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Логопед пользуется методиками растормаживающими речевые функции и предупреждающие на раннем этапе восстановления аграмматизм типа "телеграфного стиля" при эфферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления речевых функций ребенку объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания.

3. Коррекционно - педагогическая работа предполагает приемы работы, которые позволили бы восстановить первично нарушенную предпосылку или реорганизовать сохранные  звенья речевой функции.

4. В независимости от первичной нейропсихологической предпосылки, которая оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, чтением и письмом.

5. Восстановление коммуникативной функции речи,  самоконтроля за ней.

6. Ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе логопед использует развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции.

Коррекционно - педагогическая работа начинается с первых дней и недель с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. При афазии логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Логопед проводит беседу с родными ребенка, объясняет необходимость  его посильного  участия  в жизни семьи, дает инструкции для работы по восстановлению речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо...

Презентация: Афазия

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ  ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК...

Презентации по афазии

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду....

Эфферентная моторная афазия

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...

Мультимидийная презентация: "Афазия - нарушения речи."

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании"...

Афазии у детей

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей....

презентация по теме "Афазия, дислексия, дисграфия"

презентация "Афазия, дислексия, дисграфия"...