Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе".
материал по логопедии на тему

Ястребова Инна Николаевна

Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе". Представлено на РМО учителей-логопедов 7.02.2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_tvorcheskoy_teme.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Сообщение из опыта работы по творческой теме:

«Профилактика нарушений зрения

в логопедической работе».

Подготовила:

Учитель – логопед

Ястребова И.Н.

г.Советский, 2017г., Февраль

Слайд 1

Актуальность

Детям с речевыми нарушениями  трудно воспринимать информацию на слух, поэтому коррекционная работа предполагает использование множество наглядных методов. Нашим детям с речевыми нарушениями приходится длительное время работать с наглядным материалом, различными звуковыми схемами, моделями. А еще— компьютер, планшет  и телевизор дома. Глаза при этом выполняют значительную зрительную работу и отдыхают они только во время сна. Такое увеличение зрительной нагрузки сказывается на зрении дошкольников. В последнее время все чаще в дошкольные учреждения поступают дети – инвалиды по зрению.

На сегодняшний день существует множество методик, программ зарубежных и отечественных авторов по сохранению и укреплению зрения, однако в большей степени они рассчитаны на взрослых и практически нет системы работы по сохранению и укреплению зрения дошкольников.  

Слайд 2

Это определило тему моей углублённой работы «Профилактика нарушений зрения в логопедической работе»посредством использования авторских технологий, методик, автольмо-тренажеров.

Целью которой является: развитие умений и навыков охраны зрения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования зрительных упражнений.

Слайд 3

Задачи:

1. Сформировать представления о том, что вредно и полезно для глаз, что помогает сохранять хорошее зрение.

2.Развивать интерес к здоровому образу жизни;

3. Научить самостоятельно пользоваться  играми-помощниками, зрительными тренажерами.

Слайд 4

Работа организована  с детьми 4-7 лет

Слайд 5

Новизна педагогического опыта. Выстроена система работы по охране зрения детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методик В. Ф. Базарного, Э.С. Аветисова, В.А. Ковалева.

В качестве средства обеспечивающего положительную динамику в работе зрительного анализатора воспитанников использовался комплекс упражнений, разработанный с учетом физиологических функций органа зрения дошкольников. При выполнении данного комплекса упражнений не требуется какое-либо оборудование и для его выполнения достаточно 2-3 минуты.

Слайд 6

Предполагаю,  что данная система работы позволит сформировать у детей с тяжелыми нарушениями речи к выпуску в школу представления:

  • о том что, полезно и вредно для глаз;
  • они научатся владеть элементарными способами сохранения и укрепления зрения;
  • у них сформируется умение самостоятельно пользоваться  играми-помощниками, зрительными тренажерами для снятия зрительного напряжения.

Работу по творческой теме начала с 2014 года, с детьми средней группы компенсирующей направленности. Группу посещает ребенок-инвалид по зрению.

Обследовала состояние зрения у детей.

Слайд 7

Для обследования я брала результаты ежегодного медицинского осмотра и  диагностику С.А. Козловой к программе «Мой организм».

Слайд 8

Изучила методики В. Ф. Базарного, Э.С. Аветисова, В.А. Ковалева.

Методика В. Ф. Базарного.

Плакат – схема зрительно-двигательных траекторий. . На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.

Слайд 9

Тренажер со зрительными метками.

В различных участках кабинета или группы фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, подобранные и объединённые в один сюжет, лексическую тему.

Слайд 10

Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками, контурами предметов.

Слайд 11

Специальные упражнения для глаз по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали

Слежение глазами за различными предметами игрушками, за огоньками и т.д.

Упражнение «Метка на стекле».

Слайд 12

Методика В. А. Ковалева.

Массаж активных точек лица. Массаж точек на висках, ушной раковине., височной область, переносицы, линии крыльев носа. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умываются”.

Слайд 13

Использовала в своей работе:

  • игры-тренажеры
  •  игровые физминутки
  •  комплексы   тренировочных упражнений для активизации работы мышц глаз

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяла стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения. Все упражнения проводились  в игровой форме. А учитывая построение коррекционной работы  в нашей группе для детей с ТНР с учетом комплексно-тематического принципа,  зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением подбирала  с учетом темы недели.

Слайд 14

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электроннаяфизминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.

Слайд 15

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электроннойфизминутки проста в использовании.

Слайд 16

Разработала перспективный план работы по профилактике нарушений зрения в логопедической работе по лексическим темам, который включает в себя следующие формы работы:

  • Чтение, обсуждение и проговаривание стихов о зрении, глазах, очках.
  • Беседа
  • Отгадывание и придумывание загадок о зрении.
  •  Выполнение зрительных упражнений
  • Массаж лица.
  • Игры-тренажеры.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Выставки.

Слайд 17

Перспективный план работы с родителями по профилактике нарушений зрения в логопедической работе,который включает в себя формы работы

  • анкетирование
  • беседа
  • рекомендации
  • консультации
  • наглядная агитация
  • информация на сайте ДОУ

Слайд 18

Разработала дидактическую игру «Береги глаза».

Слайд 19

С помощью родителей были подготовлены мини-выставки, альбомы, плакаты.

  • «Что любят и чего не любят наши глаза».
  • Выставка «Моя любимая буква».
  • Выставка рисунков «Для чего нужны глаза» планируется в марте.

Слайд 20

Подготовила следующие консультации для родителей:

  • «Дети и телевизор»
  • «Детские глазные заболевания»
  • «Детские витамины для глаз»
  • «Мероприятия по охране зрения детей»
  • «Наши глазки отдыхают»
  • «Ребенок и компьютер»
  • «Телевизор –друг или враг?»
  • «Зрительные минутки дома»
  • «Физминутки для глаз в стихотворной форме»
  • «Учите беречь глаза»
  • «Значение зрительной гимнастики»
  •  «Дидактические игры для зрения детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 21

Участие воспитанников:

Всероссийский конкурс детского творчества «Азбука в картинках». I, II, III место

Городской конкурс чтецов «Мы растем под мирным небом». IV место.

Региональный конкурс «Страна звуков и букв». II место

Муниципальный заочный литературный конкурс «Я хочу вам рассказать». ГРАН ПРИ

Слайд 22

По  результатам ежегодного медицинского осмотра:

2014г. 10ч. –норма.1ч. - Врожденный астигматизм

2015г. -11ч. –норма.1ч. - Врожденный астигматизм

2016г. -10ч. –норма.1ч. - Врожденный астигматизм.

Слайд 23

С помощью диагностики С.А. Козловой оценила у детей  сформированность представлений об охране зрения.

2014-2015 учебный год

Начало года:

2ч. -16,6% имеют представление об охране зрения

10ч. -83,3%не имеют представления.

Конец года:

10ч. -83,3%имеют представление об охране зрения

2ч. -16,6%не имеют представления.

2015-2016 учебный год

Начало года:

10ч. -83,3% имеют представления об охране зрения.

2ч. -16,6% не имеют представления.

Конец года:

11ч. – 91,6% имеют представления об охране зрения.

1ч. -8,3% не имеют представления.

2016-2017 учебный год

Начало года:

11ч. – 91,6% имеют представления об охране зрения.

1ч. -8,3% не имеют представления.

Середина года:

100% -имеют представления об охране зрения.

Слайд 24  Участие

1 место в дистанционном Всероссийском конкурсе открытого урока «Мастерская успеха». Коррекционно -развивающее занятие

1 место в дистанционном Всероссийском конкурсе методических разработок к урокам «Педагогическое искусство». Тема «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе».

Участвовала в первой Всероссийской педагогической конференции «Опыт успешного освоение ФГОС: проблемы, решения, результаты». Тема: «Специфика коррекционной работы в условиях инклюзивного образования в целях реализации ФГОС».

На заседании РМО «Школа молодого педагога» представила сообщение из опыта работы «Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребенком  с нарушением зрения».

Слайд25

Распространила опыт работы в ДОУ:

  • Сообщение на ПДС 2014г.
  • Открытое занятие педсовету №4 2015г.
  • Семинар –практикум для воспитателей 2016г.
  • Семинар –практикум для музыкальных руководителей 2016г.
  • Сообщение из опыта работы на педсовете №3 2017г.
  • С родителями:
  • Семинар –практикум  2014г., 2015г., 2016г.
  • Мастер-класс 2014г., 2015г., 2016г.
  • Открытое занятие 2014г., 2015г., 2016г.

На РМО:

  • Сообщение из опыта работы на РМО воспитателей «Школа молодого педагога» 2015г.
  • Сообщение на РМО учителей-логопедов  2016г.
  • Сообщение из опыта работы на РМО воспитателей 2017г.

Слайд 26

Публикация методического материала на дистанционных образовательных порталах:

  • «Профилактика нарушений зрения в логопедической работе».
  • «Использование здоровьесберегающих технологий по профилактике нарушений –зрения на логопедических занятиях».
  • На сайте МАДОУ д/с «Алёнка».
  • На персональном сайте учителя-логопеда.

Слайд 27

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения

          Основной контингент детских садов 4 вида составляют дети  с амблиопией и косоглазием. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредо...

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

"Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"

Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

У большинства детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеются нарушения речи. Формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка.У детей с нарушением зрен...

Перспективные планы работы по профилактике нарушений зрения в логопедической работе

Планирование работы учителя-логопеда по профилактике нарушений зрения в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Беседы с детьми по профилактике нарушений зрения в логопедической работе.

Беседы с детьми старшего возраста по профилактике нарушений зрения....