Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции акустико – артикуляторной дисграфии с учащимся 2-го класса
план-конспект по логопедии на тему

Кривошеева Ольга Васильевна

 

Тема: «Звуки  «С» - «Ц».

Цель: Дифференциация звуков «с» - «ц» в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyati.docx131.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции акустико – артикуляторной дисграфии

с учащимся 2-го класса.

Тема: «Звуки  «С» - «Ц».

Цель: Дифференциация звуков «с» - «ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звуков «с» – «ц».
  2. Развивать слуховое внимание и фонематические процессы.
  3. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  4. Закрепить навык словообразования.
  5. Закрепить обобщающие понятия: «зимующие», «перелётные» птицы.
  6. Обогащать словарный запас;
  7. Развитие ВПФ: (памяти, внимания, мышления).

Воспитательные:

  1. формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  2. совершенствовать навык  взаимопроверки;

Оборудование: Доска, мел, тетрадь, ручка, карточки с заданиями, иллюстрации, мяч.

                                   Ход занятия:

  Этап

           Деятельность логопеда

   Деятельность

       ученика                  

   1

   2

   3

 

   Организационный  момент.

Отгадай загадку и назови  первый звук в слове отгадке.

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.  
http://skill.ru/images/2006/03/29/122620.jpg

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат.   

http://new.tlt.ru/uploads/2013/11/363decd48fc12e84f2df2d348e7372df_x1024.jpg

Картинки птиц вывешиваются на доску.

Как ты думаешь, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Логопед прикрепляет к картинке карточку с соответствующий буквой.
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишку. И вот вам фишки за первое выполненное задание. За правильно отгаданные загадки.

 Основная часть 

1. Образование звуков

Возьми зеркало. Произнесите перед зеркалами звуки «С», «Ц». Рассмотрите их артикуляцию. Расскажите, как вы произносите эти звуки.

При произнесении звука «С» – Губы улыбаются, кончик языка опущен за нижние зубы, но не упирается в них, спокойно лежит около бугорков.  Воздушная струя длинная, непрерывная, направлена на кончик языка. Голосовые складки разомкнуты.

– При произнесении звука «Ц» – губы улыбаются, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения передняя часть спинки языка слегка отдергивается от верхних  бугорков. Воздушная струя, прерывистая. Голосовые складки разомкнуты.

  1. Установление сходства и различия между звуками «С» и «Ц».

–  Чем различается произнесение звука Ц от звука С?

– положение языка;
– воздушная струя.

  1. Выделение изолированного звука:
  2. Подними соответствующую карточку с буквой:

– С, Ц, К, Кь, С, ТЬ, Ц, К, Ш, Щ, Ц, С, Ш, С, Ц.

5. Связь звука с буквой.

а) – Какой буквой на письме обозначаются?
б) – Посмотри, пожалуйста, на доску.
– Под какую картинку мы повесим букву «ц» - под картинку?
– Букву «с» под картинку?

в) Ориентировка на листе бумаги. Предварительно вспомнить правую - левую руку.

– Положите букву «С» в правый верхний угол,
– Положите букву «Ц» в левый нижний угол,
– Положите колокольчик в левый верхний угол,
– Положите синий кружок в правый нижний угол.
Теперь проверь, правильно выполнил, или нет? Дается образец
.

Чтобы наша картинка стала веселей – мы украсим её птицами.

Положите «сову» под букву «С»;
Положите «синицу» над буквой «Ц».
Положите «дятла» в середину листа.

6.  Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слога и слова.

«Почини слово». Показывается карточка с написанными на них частями слов. Дети прибавляют к ним слог «ца»,  произносят слова целиком.

Слово бежало,
Слог  «ца»  потеряло.

Карточка № 1

Пти.. .(ца),               кури …(ца),                сини..  (ца),         лиси…(ца).
Куни….(ца),            умни…(ца),                певи…(ца)          спи…(ца).

–Выберите из этих слов зимующую птицу.

7. Фонематический анализ и синтез  с составлением звуковой схемы:

– Выложите звуковую схему слова – синица;
– Какой звук первый, последний?
– На каком месте по счёту стоит звук «Ц»?
– Разделите слово на слоги.
– Назовите первый, второй, третий слог.
– На какой гласный звук падает ударение в слове?

8. Физминутка:

Цапля, стоя на крыльце                   – стоят на одной ноге
Объясняет букву «Ц»:                       –  наклон вперёд, с разведением рук в стороны
«Подойди цыпленок , Цып!            – шагают
Повторяй-ка, цып-цып-цып.          – «грозят» пальцем
Если выучишь урок,                         – руки вперед
Подарю тебе «цветок».                      – из ладоней двух рук

9. Развитие навыков словообразования.

Игра с мячом: «Один – много» – упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Сорока – сороки; синица – синицы; сова – совы;

Скворец – скворцы; аист – аисты; соловей – соловьи; цапля – цапли; Снегирь – снегири; ласточка – ласточки; свиристель – свиристели.

10. Беседа:

– Как много сейчас мы с тобой вспомнили птиц.
это какие птицы?
(Перелетные)
это какие птицы?
(Зимующие)
– Почему одни птицы от нас улетают, а другие остаются зимовать?
(Нечем питаться и негде жить)
 Про какую птицу в сказках говорится, что она принесла на своем хвосте новость? (Про сороку)

Вот и мне сорока на хвосте принесла такое известие, что надо справиться с заданием.

На карточке напечатанные слова, в которых пропущены буквы «с» и «ц». Вставить буквы, записать слова в тетрадь, буквы подчеркнуть.

Слова:
(С)орока, аи(с)т, (с)негирь, (ц)апля, (с)ини(ц)а, (с)оловей, (с)кворе(ц), (с)ова, ла(с)точка.

12. Развитие языкового анализа и синтеза. Работа с предложениями.

– Собери из первых слогов картинок слово и прочитай с ним предложение.
– Запиши его в тетрадь.
– На каком месте по счету стоит слово, с заданным звуком?

Образцы предложений:

На болоте живёт … (картинки «ЦАПля», «ЛЯгушка» – цапля)
На ворота села … (картинки «СОва», «РОза», «КАпуста» – сорока).

13. Презентация «Птицы»

– Давайте ещё раз с вами вспомним и назовем зимующих и перелётных птиц, в названии которых есть звуки «с» и «ц».

Подведение итога занятия:

– Посчитай свои фишки (как много ты выполнил заданий).
– Скажите, что тебе понравилось?
– Что было тяжело выполнять?

14. Рефлексия: Чтобы у тебя осталось хорошее настроение после нашего занятия я тебе дарю раскраски птиц.  На этом наше занятие закончилось. До свидания.

Сова

Цапля

О звуках  «с» — «ц»

«цэ», «эс»

Цапля.

Сова.

Выполнение задания.

Синица.

аист, цапля, соловей, ласточка, скворец
– синица, сова, свиристель, снегирь, сорока –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях».Цель: доведение до автоматизма правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях.Зада...

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.

Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:-     Закреплять...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р].

Материал можно использовать учителям - логопедам детских садов на занятиях в старшей или подготовительной группе в работе по коррекции звука [Р]. Целью занятия является автоматизация звука [ Р]....