Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горбатенко Оксана Викторовна

Программные задачи:

обобщить знания детей о зимующих птицах;

закрепить навыки словообразования (приставочным и суффиксальным способом);

закрепить умение составлять рассказ по опорной схеме;

продолжать учить громко, чётко, последовательно рассказывать о птицах;

воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам;

Словарная работа: внедрение в активный словарь детей слов типа: красногрудый, желтогрудая, остроклювый, перелетел, облетел, бойкая, выносливый, оперение, крупный, продолговатый, всеядная, неприхотливые.

Словосочетания: выстукивает деревья, жестокие морозы, алая грудка, лесное радио, лесная газета, ярко-жёлтое оперение, желтовато-зелёного цвета, серо-голубые крылья, иссиня-чёрная.

Предварительная работа:

чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е. Благининой, А. Яшина;

загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц;

имитация птичьих движений;

работа с карточками-схемами по глагольному словообразованию;

повторение предлогов (на, под, с, из, из-под, около);

словообразование прилагательных (красногрудый, длиннохвостая. и т. д.);

согласование существительных с числительными в ед. числе.

Оборудование:

картинки с изображением птиц;

опорная схема для составления рассказа о птицах;

магнитофон;

кормушка, рисунки кормушек и карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на нем разложены конверты под номерами, в которых находятся картинки с изображениями птиц. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой "Морозы”.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц.

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким

Поможем! Их надо кормить.

И тогда, им будет легко пережить холода.

Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: - Зимующие птицы.

В. : Каких вы знаете зимующих птиц?

Д. : Ворона, сорока, воробей, синица, дятел, голубь.

В. : А есть ещё птицы, которые прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?

Д. : Снегирь, клёст.

В. : Почему зимующие птицы не страшатся морозов?

Д. : Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.

В. : Ребята, вы хорошо отвечали, и я думаю, что в игре "Знатоки птиц" вы покажете все свои знания о птицах. Приглашаю вас в Клуб "Знатоков птиц".

2. Обобщение и закрепление

Воспитатель предлагает детям выбрать любой конверт. По очереди. При выборе, дети проговаривают номер конверта.

В. : В этом конверте лежит загадка о птице.

«Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика».

- Кто это?

Д. : Это синица, (на панно выставляется картинка с изображением синицы).

В. : Какая грудка у синички? Желтая грудка. Как сказать одним словом? (желтогрудая)

Далее другой ребёнок выбирает конверт, воспитатель читает загадку про птиц т. д.

В. : «Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю».

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает другую загадку).

«По дворам шныряет, крохи собирает»

-Кто это?

Д. : Это воробей, (выставляется картинка воробья).

В. : Назовите воробья ласково. (воробышек, воробьишко)

В. : «Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар кричат:

- Карр! Карр! Карр»!

Д. : Это ворона, (выставляется картинка вороны).

В. : Назовите детеныша, детенышей вороны. (вороненок, воронята)

В. : «Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое, да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик».

Д. : Это сорока, (выставляется картинка сороки).

В. : Как называют сороку в народе? (сорока-белобока) Почему?

В. : «Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - им легче».

Д. : Это дятел, (выставляется картинка дятла).

В. : Почему дятла называют лесным доктором?

В. : «Угадайте, что за стая

С крыши к нам во двор слетает?

Покормите поскорей

Сизокрылых (голубей)».

Д. : Это голуби, (выставляется картинка голубя).

В. : Назовите голубя ласково. Он – голубь, а она? (голубка). Детеныш? (голубенок, а много? (голубята)

В. : «Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Cнегири)».

Д. : Это снегири, (выставляется картинка снегиря).

В. : Какого цвета грудка у снегиря? (красного) Красная грудка, а как сказать одним словом? (красногрудый) С чем сравнивается снегирь в загадке? (с яблоками) Почему?

В. : «Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле, кле, кле –

Поет со свистом».

Д. : Это клест, (выставляется картинка клеста).

В. : Зачем природа одарила клеста таким клювом?

В. : А, теперь, ребята, посмотрите на наших птиц, и скажите: У кого самый длинный хвост? (у сороки) Как сказать одним словом длинный хвост? (длиннохвостая) Если хвост длинный, большой, значит, как можно его назвать по-другому? (хвостище)

-У кого самый маленький хвост? (у воробья) Как мы назовем? (хвостик)

-У кого самый большой, крупный, продолговатый клюв? (клювище)

А у кого самый маленький? (клювик)

В. : Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Дети вместе с воспитателем выходят на ковер.

3. Физминутка

Синички – синички, длинные реснички, Дети имитируют взмахи крыльями, летают

В гости прилетели, на окошко сели. Присели

Желтым брюшком красовались, Встали, покрасовались

Черным хвостиком любовались. Повороты назад, слева и справа

Платочки черные надели, Имитируют завязывание платка

Мотив веселенький пропели,

Поскакали, поклевали и Поскоки, присесть поклевать

Куда – то улетели! Встали, улетели

В. : Ребята, к нам тоже прилетели птички, посмотрите кто сидит в кормушке? (синички) Давайте все вместе составим короткий рассказ об этой птице вот по этой схеме. (Дети составляют рассказ, каждый по 1-му предложению)

4. Художественное творчество

В. : Молодцы, птицы много сил тратят зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Дети отвечают).

У нас тоже есть свои кормушки. Но на них кого-то не хватает. Давайте наполним кормушки кормом, и нарисуем птиц, которые прилетели его поклевать. Вот вам карандаши. (Дети проходят, садятся за столы)

5. Итог

Когда, дети справляются с заданием, работы выставляются на наборное полотно.

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какую птицу он нарисовал и почему.

В. : А теперь, ребята, давайте послушаем стихотворение, почему нужно помогать птицам зимой. (Выходят Руслан и Катя)

Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В. : Чему, ребята нас учит это стихотворение? Правильно, мы должны заботиться о братьях наших меньших! Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали! Занятие окончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ИЗО-деятельности в средней группе «Птицы прилетели»

Занятие ставит перед собою цель расширить кругозор детей, знания о перелётных и зимующих птицах, приметах весны, народных обычаях, уточнить и систематизировать представления о весенних измен...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Этот материал я использовала для занятия по развитию связной речи....

Конспект Интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Буква К.»

МБДОУ дс № 9 г. БердскУчитель-логопед высшей кувалификационной категории  Аксенова Марина МихайловнаВоспитатель высшей квалификационной категорииЯдрышникова Светлана Юрьевна Конспект Интегри...