Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Утверждаю:

Заведующая МДОУ детский сад №4

Вандашин Е.А.______________

«______» __________2016 г.

 

 

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы

для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями

МДОУ детский сад № 4 пгт Кокуй

 

 

 

 

Составитель: Злобина А.А.

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

«Рабочая программа  для детей с речевыми нарушениями» разработана для подготовительной логопедической группы, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 6 до 7 лет, имеющие ОНР, ФФНР, ФНР.

         «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной логопедической группе МДОУ детский сад № 4 пгт Кокуй. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

         Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

         «Программа»  разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

•        на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

•        на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной  структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

         «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

•        социально-коммуникативное развитие,

•        познавательное развитие,

•        речевое развитие,

•        художественно-эстетическое развитие,

•        физическое развитие.

 

Цель реализации «Программы»  - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе»  как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

 

Задачи «Программы»:

•        способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

•        создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

•        обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

•        способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической  группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

 

Теоретической основой «Программы» стали:

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

- концепция соотношения мышления и речи,

- концепция о целостности  языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,

- современные представления о структуре речевого дефекта.

 

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

- возрастная адекватность дошкольного образования,

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,

- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

 

Подготовительную логопедическую группу МДОУ детского сада № 4 пгт Кокуй посещают дети с логопедическими заключениями ОНР, ФНР, ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР, ФНР и ФФНР, и одновременно  объединяет задачи коррекционной работы по преодолению  этих двух речевых нарушений.

«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:

-  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения,  подготовительная  группа, М., 1993 г.

     Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

     Логопедическая работа строится по нескольким направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая работа, консультирование, пропаганда логопедических знаний – взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями.

     Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

     Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

•        коррекция нарушенного звукопроизношения,

•        развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

•        формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

•        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

•        формирование грамматических представлений,

•        развитие связной речи,

•        развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы:

№ п/п

ОНР

ФФНР и ФНР

1.

-коррекция нарушенного звукопроизношения

-коррекция нарушенного звукопроизношения

2.

-развитие просодической стороны речи и речевого дыхания

_

3.

-формирование фонематических процессов и навыков звукового анализ и синтеза

-формирование фонематических процессов и звуковой культуры

4.

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса         уточнение, обогащение и активизация лексического запаса

 

_

5.

-формирование грамматических представлений

-уточнение грамматических представлений

6.

-развитие связной речи

-

7.

-развитие мелкой моторики пальцев рук

-

 

Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно - развивающего процесса в подготовительной логопедической группе используются проекты:

·        «Использование игровых приёмов в логопедической работе»

·        «Литературно-творческий проект»

В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются следующие технологии:

·        моделирование, схематизация и иллюстрирование,

·        кинезиология,

·        автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции,

·        ИКТ,

·        здоровьесберегающие технологии

·        технологии развивающего обучения

·        технологии проектной деятельности

·        ТРИЗ – технологии.

 

     Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня (по Р.Е.Левиной). В активном словаре есть сущ., гл., качественные прил., наречия. Появляются личные мест, предлоги и союзы в элементарных значениях. Еще присутствуют жесты.

 Встречаются отдельные формы словоизменения. Сущ. употребляются в основном в им.пад. Гл. согласовываются неверно. Фраза аграмматична. Встречаются взаимозамены ед.ч. и мн.ч. гл., смешение гл. ж.р. и м.р.  Ср.р. гл. не употребляется. Прил. значительно меньше, чес сущ. и гл., часто не согласовываются с другими словами в предложении. Предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Союзы и частицы используются редко.

Способами словообразования не владеют.

Начинает формироваться фразовая речь. Могут пытаться рассказывать о хорошо знакомом. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь.

Звукопроизношение значительно нарушено, может достигать 16-20 звуков. Обнаружена их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Слоговая структура слова грубо нарушена: теряют звуки при стечении, слоги – при их большом количестве, идет ее упрощение.

     Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.

Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.

Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:

- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,

- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,

- склонение сущ. ср.р.,

- неправильное соотнесение сущ. и мест.,

- ошибочное ударение в слове,

- ошибки в беспредложном и предложном управлении,

- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.

Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.

В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Понимание  обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

 

     Общая характеристика детей с ФФНР.   В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.

 

    Таким образом, разработанная нами  в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:

•        охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,

•        обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,

•        раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,

•        использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,

•        реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,

•        обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МАДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».

 

Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры.

 

Логопедическая работа: ребенок

Имеет достаточный богатый словарный запас.

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметам).

Активно использует монологическую речь, используя грамматические формы, правильно согласует слова в предложении.

Свободно рассказывает истории по сюжетным картинкам.

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложноподчиненные предложения разных видов, с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении.

Определяет свободно  место звука в слове и умеет делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

Находит в предложении слова с заданным звуком.

Охотно рассказывает сверстникам о случившемся или увиденном.

Использует свободно выразительную речь для передачи эмоционального отношения.

Умеет внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.

Правильно использует грамматический строй речи, согласует слова, произносит звуки в слове, ставит ударения.

Имеет хороший запас бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.

Различает жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, былина), может объяснить основные различия.

Называет любимые сказки и рассказы.

Знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки-рассказа.

При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ   РАЗДЕЛ.

 

Содержание «Рабочей программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

1.      структурно - системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое,

2.      принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий,

3.      принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами,

4.      принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности,

5.      принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному,

6.      принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.

7.      принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии  с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8.      принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.

9.      принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,

10.    принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,

11.    принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,

12.    принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

«Рабочая программа»  включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.

Направления логопедической работы в подготовительной группе.

Основным в содержании логопедических занятий в подготовительной группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается автоматизация поставленных звуков в ходе   развития связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.

Педагогические ориентиры:

•        работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

•        развивать общую, ручную, артикуляторную моторику,

•        осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций,

•        расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей,

•        совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций,

•        совершенствовать навыки связной речи детей,

•        вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов,

•        формировать мотивацию детей к школьному обучению.

1.Подготовительный этап логопедической работы 

в подготовительной группе.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:

- развитие кинетической основы артикуляторных движений,

- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,

- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:

- формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,

- обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:

- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия:

- формирование четкого слухового образа звука.

2.Основной этап логопедической работы в подготовительной группе.

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи:

- уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,

- обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,

- обучение детей использованию прил. со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,

- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,

- формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,

- усвоение многозначных слов, переносного значения слов.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:

- совершенствование навыков употребления сущ. м.р., ж.р и ср.р. им.п. и косвенных падежей в ед.ч. и мн.ч.,

- совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,

- закрепление  правильного употребления несклоняемых сущ.,

- совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м.р., ж.р., ср.р. ед.и мн.ч.,

- обучение согласованию числ. с прил. и сущ.,

- совершенствование навыков употребления предлогов: за-перед, за-у, под-из-под, за-из-за, около-перед, из-за – из-под,

- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов : ниц, ини, ин, иц, ец,

- совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным способом,

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных,

- обучение употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,

- обучение детей подбору однокоренных родственных слов,

- обучение детей образованию сложных слов.

Формирование синтаксической структуры предложения:

- развитие навыка правильно строить:

•        простые распространенные предложения,

•        предложения с однородными членами,

•        простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,

- обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов – потому что, если, когда, так как.

Формирование связной речи:

- развитие навыка составления описательных рассказов,

- обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,

- обучение детей творческому рассказыванию.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи:

- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,

- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,

- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.

- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний  и односложных слов,

- формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,

- знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,

- формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова:

•        умение слышать гласные в слове,

•        умение называть количество слогов,

•        умение определять последовательность  слогов,

•        умение составлять слова из заданных слогов.

- совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,

- совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:

- развитие орального праксиса,

- формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.

- формирование речевого дыхания,

- совершенствование основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях,

- закрепление мягкой атаки голоса.

Педагогические ориентиры по образовательным областям.

 

3.РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ.

Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:

•        коммуникативной,

•        регулирующей,

•        познавательной.

Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.

- развивать речевую активность детей,

- развивать диалогическую форму речи,

- учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации,

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,

- совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,

- развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,

- учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,

- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,

- обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,

- учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,

- разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,

- формировать у детей мотивацию к школьному обучению,

- познакомить детей с понятием «предложение»,

- учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,

- обучить детей элементарным правилам правописания.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   РАЗДЕЛ:

примерный перечень игр и игровых упражнений.

 

1.Подготовительный этап логопедической работы.

- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Времена года», «Контуры», «Учись говорить правильно»,

- игры и игровые упражнения на формирование

•        общей моторики – комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,

•        ручной моторики – пальцевые упражнения, шнуровки, трафареты, пазлы, мелкое лего, гаечный конструктор, прищепковый конструктор, упражнения Е.Железновой,

•        артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики, самомассажи  И.А.Куликовской, Г.А.Османовой-Л.А.Поздняковой,

- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности»,

- игры и игровые упражнения на формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур – «Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист», «Слоговое домино»,

- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».

 

2.Основной этап логопедической работы.

- игры и игровые упражнения для коррекции

•        фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», диск «Звуковой калейдоскоп», программы «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,

•        лексико-грамматического строя речи – «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно»,

•        развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», программа «учимся говорить правильно», диски «Ума палата», «Конструктор картинок».

- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения движения

•        артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики:в картинках, сказках, презентациях, песенках, самомассажи  И.А.Куликовской, Г.А.Османовой-Л.А.Поздняковой, игровой комплекс упражнений с бусиной, ватной палочкой, деревянным шпателем, зонды Е.В.Новиковой, О.И.Крупенчук, вестибюлярная пластина  с бусиной, с проволочной заслонкой, тренажер с бусиной: горизонтальный и вертикальный, тренажер для звука С, вибромассажер Слоник,

•        дыхательной функции – «Стадион», «Автотрек», «Задуй свечу», «Снегопад», «Рыбки в аквариуме», «Воздушное лото», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Удержи шарик», «Чудо-бабочки»,

•        голосовой функции – «Оркестр», «Игра на пианино», «Резиночки», «Эхо», «Тихо-громко»,

- игры и игровые упражнения для обучения грамоте – рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».

 

3.Образовательная область: речевое развитие.

- игры и игровые упражнения для коррекции фонематического строя речи - «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата»,

-игры и игровые упражнения для коррекции лексико-грамматического строя речи - «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок»,

- игры и игровые упражнения для развития связного высказывания  – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», набор схем для составления описательных рассказов, набор стихотворений в иллюстрациях, программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

предметно – развивающей среды в логопедическом кабинете

 

-        Головоломки: пазлы от 15 до 30 деталей, трансформер – клубок.

-        Графические схемы слогов, слов, предложений, предлогов.

-        Дидактический материал: -  для обследования Иншаковой С.Б.,

-        Доска настенная магнитная с набором разноцветных магнитов.

-        Диски «Игры для Тигры».

-        Интерактивное оборудование: - ноутбук.                                                          

-        Иллюстративный материал по всем лексическим темам.

-        Индивидуальные задания по грамоте (многоразовые).

-        Игрушки для дыхания: бабочки, домики, вертушки, вертолеты, снежинки, язычки.

-        Игрушки – шнуровки: домик, матрешка, кот в сапогах, парусник, новогодняя елка, осенний букет, подсолнечник.

-        Карточки с чистоговорками, скороговорками.

-        Конструктор прищепковый, лего.

-        Массажные мячи, мячи Су-Джок, кольца, валики.

-        Музыкальные игрушки: погремушки.

-        Мяч средний, колючий.

-        Набор картинок – нелепиц.

-        Натюрморты – иллюстрации.

-        Настольно – печатные игры.

-        Пальчиковые куклы.

-        Природные материалы: шишки, орехи.

-        Рабочие тетради «Автоматизация звуков».

-        Слоговые дорожки для чтения.

-        Трафареты с изображением предметов по лексическим темам.

-        Цветные мелки, карандаши цветные и простые, фломастеры, пластилин

-         Развивающая игра «О семье» ОАО «Радуга», 2016

-         Набор круп для крупотерапии.

-         Дидактический материал «Окружающий мир. Цветная палитра. Овощи», С. Вохринцева, 2003

-         Предлоги с, из, у, за, над. И.И. Каширина, Т.М. Парамонова, ООО ТЦ Сфера

-         Предлоги в, на, под, к, от.  И.И. Каширина, Т.М. Парамонова, ООО ТЦ Сфера

-  «Самый лёгкий способ быстро научится читать» Н.П. Власенко, ООО «Издательство АСТ», 2016

-         Настольная игра «Говори правильно «С»

-         Настольная игра «Говори правильно Л»

-         Набор карточек с рисунками «Читаем по слогам»

-         Разрезные картинки по лексическим темам

-         Развивающая игра «Найди букву»

-         Настольная игра «Профессии»

-         Логопедическое лото «Л»

-        Логопедическое лото «Р»

-        Касса цифр и счётного материала.     

 

Литература и программно – методическое обеспечение.

 

1.     «Нарушения произношения у детей» А.И. Богомолова

2.     «Альбом дошкольника» Л.А. Комарова. А) Автоматизация звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль в игровых упражнениях; Б) Автоматизация звуков С, Ц, Р, Рь в игровых упражнениях.

3.     «Логопедия в картинках» М. Мезенцева

4.     «Словарик - смешарик» М. Корнилова

5.     Необходимая документация учителя-логопеда А Б В

6.     Журнал обследования речи

7.     Архивные документы

8.     Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи

9.     Тетради по педсоветам и открытым занятиям

10.                        «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко

11.                        «Альбом для логопеда» Коррекционная педагогика О.Б. Иншакова 2-ое издание и доп. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2008

12.                        «Логоритмика» Ю.Ю.Филатова

13.                        «Исправление недостатков речи у дошкольников» Г.А. Каше, 1971

14.                        «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2008

15.                        «Самоучитель по логопедии» М.А. Полякова, М. Айрис Пресс, 2009

16.                        «Весёлые скороговорки для непослушных звуков» И.Г. Сухин, 2004

17.                        «Логопедия» Практическое пособие В.И. Руденко, 2009

18.                        «Правильно ли говорит ваш ребёнок» А.И. Максаков, 1982

19.                        «500 стишков для зарядки язычков» И.Д. Агеева, М.:Т.Ц. Сфера, 2012

20.                        «Развитие речи детей дошкольного возраста» О. Ушакова

21.                        «Логопедия в детском саду» Л.Н. Смирнова М. Мозаика-Синтез, 2003

22.                        «Коррекция звукопроизношения у детей» - Волгоград; Учитель, 2003

23.                        «100 развивающих заданий для мальчиков»

24.                        «Рабочая программа учителя – логопеда» ДОУ от ФГТ к ФГОС, Ю.А. Афонькина

25.                        Журнал индивидуально-подгрупповой работы логопеда (посещаемость)

26.                        «Логопедические занятия с детьми 4-5 лет, Н.В. Рыжова, 2014

27.                        «Обучение с пелёнок» Школа Олеси Жуковой, 2007

28.                        Индивидуальные тетради по логопедическим занятиям

29.                        Картотека «Пальчиковая гимнастика»

30.                        «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Сфера, 2008

31.                        Индивидуальные планы коррекционной работы

32.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков Ш, Ж

33.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков Ч, Щ

34.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков С, Сь, Ц

35.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков Л, Ль

36.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков Р, Рь

37.                        Конспекты индивидуальных занятий по автоматизации звуков К Т В Г

38.                        Групповые и п\гр логопедические занятия по формированию правильного произношения

39.                        Конспекты логопедических занятий по формированию звукового анализа и синтеза

40.                        Что? Как? Почему? О.В. Королёва

41.                        Фронтальные логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

42.                        Речевые карты

43.                        Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя

44.                        Конспекты логопедических занятий с детьми ОНР

45.                        Родительские собрания

46.                        Конспекты логопедических занятий по развитию лексико-грамматических категорий по темам недели.

47.                        Картинный материал для работы с детьми ОНР (часть 1).

48.                        Картинный материал для работы с детьми ОНР (часть 2)

49.                        Тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.

50.                        Логопедические игры

51.                        Игры и упражнения на каждый день для детей с ОНР.

52.                        Логопедические домашние задания ОНР

53.                        Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия

54.                        Картотека логопедических домашних заданий

55.                        Картотека артикуляционной гимнастикиъ

56.                        Картотека кинезиологических упражнений

57.                        Занятия по развитию речи с детьми с ОВЗ

58.                        Конспекты занятий по лексическим темам с детьми с ОВЗ

59.                        Развивающие игры вместе с малышом от 3 до 5 лет. А.С. Галанов, А.А. Галанова – Минск, Букмастер, 2015

60.                        Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. С.Е. Большакова, «ТЦ Сфера»

61.                        Люлим в стихах С.Н. Савушкин, 2013

62.                        Слова. Слоги. Звуки. Е.В. Колесникова, ООО «С-инфо»

63.                        Слово – не воробей. Речевые игры и упражнения. О.С. Ушакова.

64.                        Готовимся к письму. С.Н. Савушкин, ИД «Карапуз»

65.                        Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. М.М. Безруких – М. Дрофа, 2007

66.                        Звуковая пирамидка ИД «Карапуз», 2011.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Лексико-тематическое планирование

в  подготовительной группе

 

Сентябрь.

•                    

•                    

•                   Семья

•                   Фабрики и заводы

.Октябрь.

•                   Государственный флаг России

•                   Транспорт

•                   Домашние птицы

•                   Ателье

.Ноябрь.

•                   Осень

•                   Человек

•                   Русская народная игрушка

•                   Зимние забавы.

Декабрь.

•                   Зима

•                   Инструменты

•                   Русская народная игрушка

•                   Новый год

Январь.

•                    

•                    

•                   Зоопарк

•                   Там, где была пустыня                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Февраль.

•                   Олимпиада знаек

•                   На крайнем Севере

•                   День защитника отечества

•                   Транспорт

Март.

•                   Женские профессии

•                   Ранняя весна

•                   Ранняя весна

•                   Библиотека

Апрель.

•                   Весна.

•                   Космос

•                   Животные жарких стран

•                   Слог, слово, звук

Май. Мир, в котором я живу.

•                   День Победы

•                   Путешествие по стране Азбуке

 

Перспективное планирование индивидуальных логопедических занятий

2016-2017 учебный год.

 

фамилия, имя

ш

ж

ч

щ

с-сь

з-зь

ц

р-рь

л-ль

прочие

1.

Алексеева Вика

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

2.

Андрюк Алина

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

3.

Быков Илья

авт.

авт.

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

4.

Битилёв Матвей

авт.

авт.

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

5.

Вологдин Ваня

 

 

 

 

м/з

м/з

м/з

авт.

авт.

 

6.

Дружинин Коля

 

 

 

 

 

м/з

м/з

м/з

авт.

авт.

Замена к на т

7.

Дуплий Егор

 

 

 

 

м\з

м\з

м\з

авт.

авт.

 

8.

Дорофеев Егор

ОВЗ

Отсутствие речи

9.

Зверев Лев

ЗПР

 

10.

Исаев Паша

 

 

 

 

 

 

 

горл.

авт.

 

11.

Кузнецова Лида

авт.

авт.

 

 

авт.

авт.

авт.

авт.

авт.

 

12.

Кондратьев Никита

 

 

 

 

м/з

м/з

м/з

авт.

авт.

 

13.

Караваев Никита

авт.

авт.

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

14.

Колесникова Настя

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

15.

Магомедов Ренат

авт.

авт.

авт.

авт.

 

 

 

авт.

авт.

СДВГ

16.

Малков Коля

авт.

авт.

авт.

авт.

 

 

 

авт.

авт.

 

17.

Михеенков Рома

авт.

авт.

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

18.

Мингалёв Илья

авт.

авт.

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Несмеянов Паша

авт.

авт.

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Подойницына Женя

 

 

 

 

 

 

 

авт.

 

 

21.

Плотников Ваня

 

Отсутствие речи

22.

Самойлова Настя

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

23.

Салиев Юсуф

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

Смягчение

24.

Федосеев Никита

 

 

 

 

 

 

 

 

авт.

 

25.

Шарафутдинов Данил

 

 

 

 

м\з

м\з

м\з

авт.

авт.

 

26.

Шарова Алина

 

 

 

 

 

 

 

 

авт.

 

27.

Чикичев Слава

 

 

 

 

 

 

 

авт.

авт.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rabochaya_programma.pdf2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...