Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Наша Армия» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Данный материал содержит всю необходимую информацию для организации коррекционного процесса в рамках данной лексической темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с «Чебурашка» г. Новосибирска                    учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая копилка учителя-логопеда

по лексической теме «Наша Армия»

(подготовительная к школе группа)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками

Дети должны усвоить: основные рода войск, военные специальности.

Лексический материал: пограничник, лётчик, связист, моряк, десантник, моряк, танкист и т. д.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать  честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

2. Развитие мелкой моторики

Летит самолёт высоко,  высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Лётчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.

Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Забор»

Упражнение для языка «Качели»

Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние,  и нижние зубы (10 сек.)

Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Придумайте слова, которые начинаются с буквы Ё. Какие звуки спрятались за этой буквой?

2) Где заданный  в слове звук: в начале или в середине?  

3) «Сколько слогов в слове».

4) Придумай слово состоящее из 1 слога, далее - 2 слогов, 3 слогов.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Что делает?»  Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

2) Игра «Один – много»  Лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …;

подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - …

3) «Кто лишний и почему?».   Снайпер – сапёр – артист – танкист, ….

4) «Что лишнее и почему?».    Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка,

6. Развитие связной речи

Беседа. Составление рассказа «Защитники».

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Захар. Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков  (см. закладки в тетради).

  1. План коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: основные рода войск, военные специальности.

Лексический материал: пограничник, лётчик, связист, моряк, десантник, моряк, танкист и т. д.

1) «Что делает?».  Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

2) «Один – много».  Лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …;

подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - …

3) «Кто лишний и почему?».   Снайпер – сапёр – артист – танкист, ….

4) «Что лишнее и почему?».    Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка,

Составление рассказа «Защитники».

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Буква Ё, Ю Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Буква Ш.

Игры:

1) Придумайте слова, которые начинаются с буквы Ё. Какие звуки спрятались за этой буквой?

2) Где заданный  в слове звук: в начале или в середине?  

3) «Сколько слогов в слове».

4) Придумай слово состоящее из 1 слога, далее - 2 слогов, 3 слогов.

Общая моторика:

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Пальчиковая гимнастика:

Летит самолёт высоко,  высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Лётчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг.

Артик. гимн.:

Упражнение для губ «Забор»

Упражнение для языка «Качели»

 Д\и: «Четвертый лишний, «Запомни ряд», «Подбери пару к слову».

 

  1. План-конспект

занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Буква Ё (Ю)»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- дать понятие о букве Ё (Ю);

- формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать звуко-буквенный анализ;

- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов;

- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;

- уточнять и расширять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..

        Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.

Ход занятий:

  1. Орг. момент. Развитие мелкой моторики:

Летит самолёт высоко,  высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Лётчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.

Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

  1. Развитие мимических мышц (пиктограммы).
  2. Упражнения для арт. моторики.
  3. Введение в тему: мёд, ёжик.

Правило: Ё и Ю пишутся после букв, обозначающих мягкие согласные. В начале слова обозначают два звука.

Игра «Твёрдый – мягкий»: ка – кё, ….

Физминутка.

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать  честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

  1. Знакомство с буквой:

Буква Ё всегда с глазами
И с колючими ЕЖАМИ.
ЁЖ везЁт еЁ на спинке
С ежевикой и травинкой.

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

  1. Звуковой анализ и обозначение звуков буквами:

Первое занятие: Мишка ест мёд.

Второе занятие: Анюта, Юта.

  1. Развитие Л-Г категорий:

Первое занятие: «4-й лишний»;

Второе занятие: «1 – 5…»

7. Итог занятия.

  1. Материал для фронтальных тетрадей

Ё   З   Е   Э  Ё   В   Е   Ё  

   .  .      .  .

Мишка    ест мёд.  

       

-------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------

        

Ан__та              __та      

  1. Информация для оформления стенда

На этой неделе дети познакомятся с буквами Ё и Ю, которые обозначает на письме:

- в середине слова гласный звук и мягкость согласного;

- в начале слова [Й] и гласный звук.

На занятиях мы будем:

- выполнять звуковой анализ слов с буквами Ё и Ю;

- дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

- составлять слоговые схемы, выделяя ударный слог в слове;

- составлять предложения и записывать их с помощью схемы;

- читать и печатать слова, предложения.

Полезные игры:

  1.  Вместе с ребёнком нарисуйте картинки, в названиях которых первыми пишутся буквы Ё и Ю (ёж, ёлочка, юбка, юла…). Подпишите картинки и предложите ребёнку подчеркнуть в словах буквы Ё и Ю.
  2.  Поупражняйте ребёнка в выкладывании новых букв из полосок и кружков цветной бумаги, в рисовании букв Ё и Ю на бумаге и воздухе. Обратите внимание, что смотрят буквы в правую сторону.
  3.  Упражняйте ребёнка в чтении слогов, слов и предложений с новыми буквами.

Внимание!!! Звуков Ё и Ю в русском языке не существует!!!

Тема 3 недели февраля:

«Наша Армия»

Родителям рекомендуется:

- рассказать о празднике «День защитника Отечества», кого поздравляют в этот день;

- рассмотреть вместе иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к российской армии, в газетах, журналах, книгах и т. д.;

- провести беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к армии и защитникам Отечества;

- познакомить с некоторыми видами военной техники.

         Полезные игры и упражнения:

Игра «Один – много»: лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …; подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - …

«Сосчитаем до 5»:  один танкист, два танкиста, три … четыре … пять танкистов; и т. д.

«Что делает?»:  лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

Помогите ребёнку:

- нарисовать любую военную технику по выбору;

- изготовить поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки) и составить текст поздравления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Загадки Царя - Кашевара" (лексическая тема "Продукты питания" подготовительная к школе группа)

Совместная деятельность воспитателя с детьми по лексической теме "Продукты питания". Дети вместе с воспитателем уточняют и обобщают знания  о крупяных изделиях их пользе для здоровья, уточня...

Занимаемся дома (задания по лексическим темам для детей подготовительной к школе группы)

Домашние задания по лексическим темамдля  детей подготовительной к школе группы с ОНР.                              ...

Сценарий речевого досуга по лексической теме «Осень» для подготовительной к школе групп «Осенние говорилки»

Цель.Образовательная: расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Овощи. Фрукты»; образование уменьшительных форм имен существительных; согласование прилагательных и с...

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Цель:- Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи», активизировать словарь детей.Задачи:-развитие внимания, памяти, мышления.-активизация и актуализация словар...