Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

    Коряковцева Галина Николаевна

    Конспект НОД по лексичекой теме "Весна" для детей с ТНР 6 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme.docx26.92 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

     Составлен учителем-логопедом Коряковцевой Г.Н.

    Образовательная область: речевое развитие;

    Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;

    Тема: Путешествие за сундучком с сокровищами

    Цель: Совершенствование фонематической и лексико-грамматической стороны речи

    Программное содержание:

    Коррекционно-образовательные задачи.

    -  Активизация словаря по теме «Весна»

    - Образование притяжательных прилагательных

    - Составление сложноподчинённых предложений

    Коррекционно-развивающие задачи.

    - Совершенствование анализа и синтеза на звуковом, языковом, слоговом и языковом уровнях

    - Развитие «чувства языка

    - Упражнение в слуховой памяти

    - Развитие логического мышления

    - Развитие зрительного восприятия

    Коррекционно-воспитательные задачи.

    - Воспитывать навыки  самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование:  карточки со слогами, цветные круги-фишки, 2 наборных полотна ( можно магнитные доски), на одном наборном полотне выложено слово «На проталинку», другое – для выкладывания звуковой схемы слова «ласточка»; карточки, с расположенными в ряд предметными картинками, по первым звукам которых нужно прочти слово; маты; карточки для игры «Повтори узор»; карточки к игре «Чья ветка, чей лист»; сундучок, на крышке которого приклеена игра «Заполни клетку. Задания расположены по всей групповой комнате, дети перемещаются по групповой комнате от задания к заданию. Кукла ФУРУ

    Ход деятельности.

    1.Организационный момент и сообщение темы занятия

    ЛОГОПЕД: Подзывает к себе детей. В руках у неё кукла – старец ФУРУ. Логопед говорит, что старец-мудрец ФУРУ предлагает детям совершить путешествие за сундучком с сокровищами. ФУРУ говорит, что путь будет нелёгким, и, чтобы открыть сундучок, детям нужно будет получить ключи-отгадки, которые им отдадут в том случае, если дети правильно и в срок выполнят все задания, повстречавшиеся на их пути.

     --Время не ждёт,-говорит ФУРУ,- бежим к первому заданию.

    2. Слоговой анализ и синтез

    1. Игра «Слова рассыпались»

    Логопед:

    - Вот первая часть задания. Слова рассыпались на слоги, и слоги все перепутались. Вот они перед вами лежат на карточках. Вам необходимо заново составить все слова. Слова будут по теме «Весна» и всё, что связано с ней. Когда составите слова, прочтите их.

    Дети: дети подходят к столуу, на ккотором вперемешку лежт карточкки со слогами, выбирают слоги и  составляют из них слова и прочитывают их: лу-жа    во-да     дож-дик     лис- тик    ру-чей    со-суль-ки   гра-чи    гнез-до     зе-лень    скво-рец   пти-цы    ко-раб-лик    

    Логопед:

    - Молодцы,- говорит ФУРУ,- а вот и вторая часть задания

    1. Игра «Слоги перепутались»:

    Логопед: Ребята, вы долдны назвать, какое слово спряталось за перепутанными слогами. Слушайте внимательно:

      чей, ру (ру-чей)                                        тик, зон

      на, вес                                                      ва, тра

      ки, жуч                                                      чей, ки, ру

      вин, ка, тра                                               гра, нок, чо

      чо, нок, сквор                                           каш, бу, ки

    Дети: внимательно слушают и называют слова:  ручей, весна, жучки, травинка, скворчонок, зонтик, трава, ручейки, грачонок, букашки

    Логопед: --Молодцы, дети, и ФУРУ вручает вам первый ключ-отгадку. Бежим за вторым ключом

    1. Фонематический анализ и синтез

    Логопед: - Мы прибыли на место. Здесь нас ожидает игра «Живые звуки»

    1. Игра: «Живые звуки»

    Логопед: 

    -- Ребята, здесь нам необходимо составить слово «Журавлик». Проговариваем это слово, представляем все звуки в нём, а теперь их называем

    Дети: Ребёнок, который первым назвал звук из слова, выходит и становится этим звуком. Затем вышедшие дети выстраиваются в той последовательности, в которой звучат звуки в словах и громко называют свой звук.

    Логопед:

    -- И вторая часть задания. Нам всем вместе, совместно, нужно составить звуковую схему слова «Ласточка»

    1. Выкладывание звуковой схемы слова «Ласточка»

    Логопед: 

    -- Проговариваем не спеша слово «Ласточка», представляем, какой звук за каким идёт и каким цветом мы его обозначим. Начинаем, называем первый звук и цвет, выходи, Лена, бери кружок, выкладывай, Следующий звук назовёт и выложит…Кто назовёт и выложит следующий звук?....

    Дети: 

    Останавливаются у наборного полотна. Ребёнок, который первым назвал очередной звук, выходит, берёт кружок соответствующего цвета и выкладывает его на наборном полотне. Так выкладывается схема слова «Ласточка»

    Логопед:

    -- Молодцы, ребята, и мудрец ФУРУ вручает вам второй ключ-отгадку. А сейчас мы побежим за третьим ключом.

    Дети: бегут по группе к матам

    1. Игра «Телефонисты. Набери номер-слово»

    Логопед: 

    -- А вот и видна первая проталинка. Она уже сухая и тёплая, кое-где видна травка, присядем на проталинку.

    Дети: садятся на мат, который играет роль проталинки

    Логопед:

    -- Ребята, перед нами телефон со словами «НА ПРОТАЛИНКУ». Из звуков, букв данных слов нам нужно составить как можно больше слов. Буквы и звуки могут повторяться. Имена тое можно называть. Работаем быстро, за каждый ответ каждый из вас получит фишку, после посмотрим, сколько всего слов вы составили все вместе, и каждый в отдельности, и кто больше всех набрал номеров-слов.

    Дети составляют слова: рак, рука, нитка, Нина, плот, луна, пот, она, кура, тина и т.д.. по итогам дети считают фишки, определяется победитель и общее количетво набранных, составленных слов.

    1. Игра: «Волшебная палочка»

    Логопед:

    --Ребята, а сейчас я называю вам слово, затем прикасаюсь к нему волшебной палочкой, и в этом слове один звук заменяется другим. Ваша задача – назвать, какой звук каким заменился. Каждому из вас будет дана пара слов. Не подсказываем, думаем сами.

    Куль-руль                       боль-ноль

    Руль-роль                      ноль-моль

    Роль-боль                      моль-соль

    Медаль-педаль             мальчик-пальчик

    Если ребёнок испытывает затруднения, взрослый ещё раз медленно называет слова, интонируя звуки.

    Дети внимательно слушают слова и называют, какой звук на какой заменился

    --Молодцы! –говорит мудрец Фуру, - и вручает вам третий ключ.

    --А сейчас мы бежим за четвёртым ключом

    5. Игра: «На картинку посмотри и слово мне прочти»

    Дети бегут к карточкам, на которых в ряд расположены картинки ( от 3 до 5) Дети по первым звукам данных картинок читают слова.

    Логопед:

    --Вот мы и на месте. Чтобы получить четвёртый ключ, нам нужно прочесть слова по картинкам. Подходите, берите карточки, читаем слова по первым звукам картинок. Если не знаете, как называется картинка, можете спросить, я подскажу. Мудрец Фуру будет проверять правильность ваших ответов

    Дети читают слова, Фуру хвалит детей и вручает им четвёртый ключ.

    Логопед: Молодцы, ребята, бежим за пятым ключом

    1. Синтез на языковом уровне – работа над предложением

    Логопед: 

    --Садитесь, ребята, на стульчики. Чтобы получить пятый ключ, надо выполнить несколько заданий.

    1. Игра «Составь предложение».

    -- Ребята, я называю вам слова вразброс, но они звучат уже в готовой форме, менять их не надо. Вам нужно запомнить их и составить из них предложение. И это предложение долно звучать правильно, красиво, благозвучно. Слушайте внимательно.

    • На, цветы, проталинках, первые, появились
    • К, прилетают, грачи, первыми, нам
    • Вьют, на, грачи, гнёзда, дерева, вершине

    Дети составляют предложения: На проталинках появились первые цветы. Первыми к нам прилетают грачи, Грачи вьют гнёзда на вершине дерева.

    • О каком времени года все эти предложения? ( О весне)

    1. Активация словаря по теме «Весна»

    Логопед:

    -- Даю вам второе задание: нужно назвать признаки весны и сказать, почему это происходит?

    Дети: называют признаки весны

    Логопед:

    --Ребята, подумайте и скажите, каким бывает снег весной? Какими бывают первые листочки?

    Дети: грязный, серый, зернистый, рыхлый тёмный и т.д.

    Листочки бывают клейкие, чистые , липкие, нежные, маленькие, растущие, мохнатые

    Логопед:

    - Молодцы, ребята.. Да.. листочки вначале маленькие, вырастают и становятся большими и у каждого дерева свой листик. Давайте поиграем в игру «Чья ветка, чей листик?».

    --Посмотрите внимательно и скажите, с какого дерева этот лист? А это чья веточка? Логопед показывает детям карточки с листьями и веточками клёна, дуба, рябинки, берёзы, сосны, ивы

    Дети отвечают, образовывая притяжательные прилагательные ( рябиновая, рябиновый, дубовая, дубовый…

    -- Молодцы, ребята! Мудрец Фуру вручает вам пятый ключ. А сейчас, ребята, ставим стульчики к столу. Чтобы получить шестой ключ, вам необходимо повторить узор.

    6. Мелкая моторика, зрительное восприятие

    1. Игра «Повтори узор»

    Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка в клетку. Карточка разделена на 2 поля. На левом поле дан образец узора, который нужно повторить на правом поле. Узор изображён по клеткам

    Логопед:

    --Ребята, посмотрите, чей лист у вас изображён на узоре? ( кленовый). Правильно, кленовый. Посмотрите внимательно и подумайте, от какой точки, клетки вы начнёте работать, куда поведёте дальше, через сколько точек-клеток проходит каждая линия. Приступайте к работе. Карандаш держим правильно, спинку прямо.

    --Мудрец Фуру проверит, как вы справитесь с заданием

    --Молодцы, - говорит Фуру, и вручает вам шестой ключ. Вместе с ключом он преподносит вам сундучок волшебный. Этот сундучок откроется в том случае, если вы правильно подберёте ключ-отгадку

    7. Развитие логического мышления

    1. Игра «Заполни клетку»

    Логопед:

    -- Ребята, посмотрите внимательно на крышку сундучка. Что вы видите? Правильно, в клетках сидят кошки, они все разные. А одна клетка пустая. Если вы в кошках и в их расположении  найдёте определённую закономерность, то вы сможете заполнит пустую клетку. Ключи-отгадки помогут вам: на них нарисованы кошки, среди них вам нужно найти ту, которая вам подойдёт, она будет той закономерностью, которая вам будет необходима

    Дети рассматривают кошек, находят в их расположении определённую закономерность и выбирают нужный им ключ, с изображением той кошки, которая им нужна

    8. Итог занятия.

    Открыв сундучок, дети из сундучка достают сюрпризы ( могут быть любыми, наклейки, карандаши и т.п.

    Логопед:

    --Мудрец Фуру благодарит всех ребят за приятные минуты, которые он провёл, путешествуя с вами. Вы все очень понравились ему, но ему уже пора, и он оворит вам «До свидания».

    Дети прощаются с Фуру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

    Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

    Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько

    Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...

    Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием технологии "Квест"

    Пояснительная записка к логопедическому занятию  по формированию лексико-грамматического строя реи и обогащению словаря в подготовительной к школе группе  для детей с ОНР с использованием те...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Помощники Лунтика»

    Аннотация: в статье представлено занятие по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет, приведены разные виды упражнений и заданий на расширение номинативного словаря, отработку словоо...