Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андреева Ирина Александровна

Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР

Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.

Задачи:

I.Коррекционно-образовательные:

- уточнить знаний о насекомых, их характерных признаках;

-совершенствовать грамматический строй речи (подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными;

-упражнять в употребление предложно-падежных конструкций (согласование по родам, употребление предлогов «под», «над», «справа от», «слева от», «в»)

- совершенствовать навыки звукослогового анализа слов;

- формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;

II.Коррекционно-развивающие:

-развивать речевой слух, память, мышление;

- развивать зрительное внимание;

- развивать длительный плавный выдох;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику;

III.Коррекционно-воспитательные:

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: пособие «Бабочка» для дыхания, набор мелких игрушек «Насекомые», плоскостные цветы с цифрами: 1,2,3,4, пособие «Цветочная поляна2, схема частей тела насекомых, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие. (создание благожелательной атмосферы.

«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
-Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный

  1. Основная часть
  1. Сообщение темы занятия

Игра «Найди лишнее» (развивать речевой слух, память, мышление)

Корова, собака, коза, муха

Олень, тигр, жук, лиса

Голубь, синица, бабочка, дятел

Комар, акула, карась, кит

-Назовите все слова, которые были лишними /муха, жук, бабочка, комар

-Как одним словом их назвать /насекомые

-Правильно, насекомые. Предлагаю вам отправиться на «Планету насекомых»

-Раз, два, повернись на планете насекомых очутись

 (звучит музыка – звуки насекомых)

-Послушайте, что это за звуки? (звуки насекомых)

-Выполним гимнастику для язычка «Насекомые»

  1. Артикуляционная гимнастика к занятию «Насекомые»

1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»

«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!

Она много листьев съела и, конечно, потолстела.

(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)

2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»

«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.

Муха села на цветок – будет чистить хоботок».

(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)

3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»

«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет»

(Упр. «Качели» - 8 раз)

4. Упр. для мышц языка «Шмель»

«Если на цветок шмель сел-

Значит, он нектар там ел.

А потом он всем сказал:

«Очень вкусный был нектар!»

(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)

5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»

«Он летит во весь опор

И жужжит его мотор….»

(Упр. «Бр-р-р»… губами»)

  1. Развитие дыхания

На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет расписные крылья.

Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут бабочек из корзинок).

- Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

-Посмотрите, сколько насекомых у нас на полянке, назовите их

  1. Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, 
(На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. 
(Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)

  1. Беседа о насекомых

Задумывались ли когда-нибудь, почему насекомые называются насекомыми, а не шестилапыми или двуногими? Попробуем разобраться с самого начала, почему насекомые так называются.

Представьте себе, это самая большая группа что живет на Земле. Насекомые — древние и загадочные обитатели нашей зеленой планеты. На земле великое множество насекомых. Возможно, на вопрос о том, почему насекомые называются насекомыми, поможет ответить изучение их внешнего вида:

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тело насекомых можно разделить на три части:

*голова: глаза, усики

*грудь

*брюшко

*6 конечностей (лапок или ножек)

На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать, насечка, насекомое»

Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками. Из-за этого многие садоводы, цветоводы, огородники и фермеры считают их основными врагами борьбы за урожай. Кроме этого, среди них

встречается довольно большое число кровососущих: слепни, комары, мошки, клещи, оводы.

Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы.

Польза и вред от насекомых. Какие насекомые полезны? Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?

 Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных (мухи, комары), поедают листья деревьев (гусеницы, тля);

Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.

Где живут насекомые? Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.

  1. Физ.минутка «Гусеница».

Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются

в правую сторону)

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в  левую сторону)

Но зима промчалась мимо - (Разводят руки в стороны, потягиваются).

Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)

Просыпайся, соня - Сонюшка! (Медленно встают).

Под весенним ясным солнышком (потягиваются стоя.)

Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)

Стала бабочкой она!

  1. Логопедические лексико-грамматические игры и упражнения

**Упражнение «Назови насекомых», **Дидактическое упражнение «Раздели слова на части»

- Ребята, смотрите, на планете насекомых есть поляна красивых цветов. Насекомые очень любят цветы. Посчитайте сколько слогов в названии ваших насекомых. Если в названии насекомого один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3. (Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам).

 (используем картинки и игрушки)

**Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых» (согласование с числительными)

**Сейчас мы с вам, поиграем в игру «Жадные малыши» (употребление местоимений МОЙ, МОЯ). Дети отбираю игрушки по родам.

**Дидактическая игра «маленький-огромный»

Пчела – пчелище – пчёлка.

Муравей – муравьище – муравьишка.

Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.

Жук – жучище – жучок

Таракан – тараканище - тараканчик и т. д.

Моя бабочка, мой шмель и т.д.

**Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)

У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)

У комара? (комариные лапки, комариная голова)

У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)

У осы? (осиные лапки, осиная голова)

У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)

У комара писк - комариный

У пчелы мед - ...

У муравья лапка - ...

У шмеля жужжание - ...

У таракана усы - ...

У паука паутина - ...

**Дидактическое упражнение «Где спряталась бабочка?» (употребление предлогов)

  1. Итог занятия.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями. Пора возвращаться с планеты насекомых!

-Раз, два, три, повернись

В детском саду очутись

Рефлексия

-Где мы с вами побывали?

-Что нового сегодня узнали?  Что тебе больше всего понравилось на занятии?

- А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу:

-если со всеми заданиями во время путешествия справились верно, посадите бабочку на клумбу;

-если испытывали затруднения – божью коровку

Вы молодцы, до новых встреч!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Цель:- Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи», активизировать словарь детей.Задачи:-развитие внимания, памяти, мышления.-активизация и актуализация словар...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...