Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сафарьян Мария Евгненьевна

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tema_posuda.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «В стране чудес» для детей 6-7 лет с ОНР

для детей 6-7 лет с ОНР

Цель: коррекция речевого развития детей посредством использования логопедической сказки.

Задачи

1. Развивать фонематическое восприятие:

закреплять умение выделять согласный звук в слове;

определять место звука в слове.

2. Развивать у детей навыки словообразования:

обучать образованию имен существительных, обозначающих посуду для хранения чего-либо (сахарница, сухарница, молочник и т. д.);

расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда».

3. Развивать диалогическую речь, мыслительную деятельность и внимание.

4. Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом и с педагогом.

Оборудование

1. Мультимедийный проектор, кадры из мультфильма У. Диснея «Алиса в стране чудес» или одноименная книга Льюиса Кэрролла  с иллюстрациями.

2. Зеркала, оформленные в виде цветов (по количеству детей).

3. Силуэт Чеширского кота с двигающимся языком, фигурки героев сказки (Король, Королева, Алиса, Белый Кролик, Мартовский Заяц и Шляпник).

4. Макет Страны чудес (замок Короля и Королевы, дом Белого Кролика, стол Мартовского Зайца и Шляпника, деревья, грибы, цветы), колокольчик.

5. Предметные картинки на тему «Посуда», счетные палочки, шнурки (по количеству детей).

6. Чайный сервиз, конфеты (по количеству детей), сухари, сахар, муляжи фруктов и ягод, скатерть, небольшой отрез ткани.

7. Пособие «Звуковые дорожки»

Ход занятия

Вводная часть

Логопед. Здравствуйте, ребята!  Сегодня я познакомлю вас с девочкой по имени Алиса. Она мечтала об удивительных странах, где живут необыкновенные существа и все происходит не так, как в обычной жизни. (Показывает детям изображение Алисы на экране) И вот однажды мечта Алисы сбылась, она встретилась…

Впрочем, вы скоро сами всё увидите и услышите.

Дети смотрят фрагмент мультфильма, где происходит встреча Алисы с Кроликом.

Логопед. Когда Алиса решила последовать за Белым Кроликом, то провалилась в кроличью нору.

Смотрят соответствующий фрагмент мультфильма.

Алиса с экрана:  Ребята, а вы мечтаете попасть в страну чудес, как и я?

Хотели бы вы попасть  туда прямо сейчас?  

 Дети: Да

Алиса: ну ж то же, тогда вперед, в путешествие за вашей мечтой!

Логопед: Ребята, Алиса приглашает нас  попутешествовать в страну мечты! Согласны?

Дети: Да!

Логопед:  Чудеса вокруг нас, в страну чудес не надо плыть, лететь или идти – в ней нужно оказаться!»

И чтобы оказаться в ней, представьте, что вы, как и Алиса попадаете в Кроличью нору. Когда Алиса летела по норе, на ее пути попадались разные предметы, и вы тоже их встретите на карточках, но вам нужно взять с собой только те карточки, на которых нарисована посуда.

Итак, полетели! Пролазаете в трубу и снимаете одну карточку, где нарисована посуда. Каждый снимает только одну карточку!

 (Дети пролазают в тканевую трубу)???

Основная часть. Три мольберта, на них размещены картинки со столовой, чайной и кухонной посуды.

Логопед. Ребята, вот перед нами Страна чудес, посмотрите как здесь необычно красиво. У вас в руках оказались карточки, что нарисовано на них, давайте скажем по очереди. (Чашка с блюдцем, сахарница, заварочный чайник,   кастрюля, сковорода, ковш,  тарелки мелкая и  глубокая, салатница, супница)

Логопед: Как назвать одним словом все эти предметы?

Дети: Посуда.

Логопед: Правильно. Ребята, посуда из которой мы кушаем, как называется?

Дети: Столовая.

Логопед: Посуда, из которой пьем чай?

Дети: Чайная.

Логопед: Посуда, в которой готовим еду?

Дети: Кухонная.

Логопед: А сейчас, ребята, определите, к какой посуде относиться картинка на вашей карточке,  и разместите ее на  мольберте с нужным изображением.

Давайте проверим. Молодцы.

(Обращает внимание детей на расположенный на столе макет.) Посмотрите, как красиво!  Перед нами очень необычная  поляна. Что в ней особенного?

Дети. Много цветов. Зеркала похожи на цветы.

Логопед: Кто нас  встречает нас?

Дети: Кот!

Логопед. Сейчас Кот поможет нам сделать артикуляционную гимнастику. Присаживайтесь за стол с зеркалами, Кот расскажет  нам историю о себе с помощью языка, а слушайте и выполняйте  движения вместе с ним.

Артикуляционная гимнастика

Логопед.

Кот всегда веселым был

И улыбку он любил.

Дети широко улыбаются.

На качелях он катался

И при этом улыбался.

Выполняют упражнение «Качели».

Он за временем следил,

Часики с собой носил.

Выполняют упражнение «Часики».

А еще любил сметану,

Ел за папу и за маму.

Упражнение «Вкусное варенье».

В конце гимнастики кот исчезает.

Логопед. Кот, как всегда, неожиданно исчез. Давайте продолжим наш путь. (Обращает внимание детей на макет.) Что еще интересного нас ждет? Где мы  теперь оказались?

Дети. Возле замка.

Логопед. Как вы думаете, кто живет в этом замке?

Предположения детей.

Логопед. В этом замке, ребята, живут Король и Королева! (Выставляет фигурки соответствующих героев.) Что вы можете о них сказать? Какая Королева? А король?

Ответы детей. (королева сердитая, большая, властная, король маленький, трусливый…)

Логопед. Вы всё верно: в этом замке правит Королева, потому что она больше и могущественнее Короля. Ой,  Король с Королевой снова ссорятся.

Давайте, ребята, попробуем их помирить и скажем наоборот слова, чтобы они с королем перестали ссориться.

 Игру «Скажи наоборот»

Ссориться  – мириться

Трусливый – смелый

Грустная – веселая

Сердитая – добрая

Настаивать – уступать

Спорить – соглашаться  

Логопед: Сейчас спор у них возник из-за посуды. Королеве нужна посуда, в названии которой есть звук [С], так как  все  зовут  ее «Ваша с-с-светлость». А  Королю нужна посуда, в названии которой есть звук [К]. Это его любимый звук, все его зовут «К-к-король».  

Логопед: Давайте вспомним, звук С какой?

Дети: Согласный твердый, глухой, а звук К ? тоже, согласный, твердый и глухой.

Давайте еще раз повторим, какой любимый звук у Королевы?

Дети. Звук [С]. -

Логопед. А у Короля?

Дети. Звук [К].

Логопед. Всё верно! Давайте поможем Королю и Королеве выбрать нужную посуду. Садитесь за столы, сейчас мы с вами,  разместим фишки,  соответстующего цвета  на звуковые дорожки  с изображением посуды. Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?

Дети: синим.

Логопед: посмотрите на карточки, определите места заданного звука в слове и отметьте фишкой синего цвета

Во время работы логопед уточняет названия предметов, обсуждает позицию звука в слове, помогает детям выделить этот звук, считают слоги. А теперь вы можете проверить, правильно ли выполнено задание, переверните карточку и посмотрите условное обозначение. Дети проверяют правильность выполнения задания.

Логопед. Молодцы, вы отлично справились с заданием! А теперь Вспомните правило, чем отличается звук от буквы???

Дети говорят правило.

Логопед:  у каждого звука есть буква, которая его обозначает. Звук с  какая обозначает?

Дети: ЭС

Логопед: Звук К?

Дети: буква К.

Ваша задача выложить из палочек и шнурков буквы, обозначающие любимые звуки Короля и Королевы.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Вы успешно справились с заданием и помирили Короля и королеву, Давайте попрощаемся с Королем и Королевой и отправимся дальше.

А Чтобы продолжить дальше наще путешествие по стране чудес нужно выполнить упражнение «Ветерок» и вместе с ним переместиться на следующую поляну.

 Физкультминутка.

Мы подуем высоко: с – с – с.

(произнося звуки, дети встают на носочки, поднимают руки вверх).

Мы подуем низко:  с  – с  – с

(приседают)

Мы подуем далеко: с – с – с

(выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки).

Мы подуем близко: с – с – с

(стоя прямо, руки подносят ко рту).

Логопед обращает их внимание на следующий стол (макет).

Игра «Сервировка стола»

Логопед. Давайте пойдём дальше. Мы, как и Алиса, попали  на поляну, где любят пить чай два друга: Шляпник и Мартовский Заяц. (Выставляет фигурки соответствующих героев.) Как вы думаете, почему их так назвали?  

Дети высказывают свои предположения.

Логопед. Посмотрите, кажется это стол Шляпника и Мартовского Зайца.

Логопед и дети подходят к столу, накрытому тканью, снимают ее и видят неаккуратно сервированный стол.

Логопед. Посмотрите, какой беспорядок, Давайте поможем Алисе  его исправить, и разложим все на свои места. Приготовьте свои ручки:

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Девочка Алиса  порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Девочка Алиса  зайцу  говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!

Ребята, давайте разложим все угощения по своим местам!

 Куда мы положим фрукты?

Дети. В вазу.

Логопед. Куда поставим чашки?

Дети. На блюдца.

Логопед. Куда насыпаем сахар?

Дети. В сахарницу.

Логопед. Куда положим конфеты?

Дети. В конфетницу.

Логопед. Куда положим сухари?

Дети. В сухарницу.

Логопед. Вы отлично постарались! Теперь перед нами красиво накрытый стол. Ой, мы кое-что не заметили…

Логопед и дети заглядывают под стол и находят «осколки» – разрезную картинку.

Логопед. Давайте соберем осколки и узнаем, что же разбили наши неряхи.

Игра «Разрезные картинки»

Дети сообща собирают картинки из частей, получается чайник и блюдце.

Логопед. Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит чайник?

Дети. Из носика, ручки, крышки и корпуса

Логопед: скажите пожалуйста,  а к какой посуде относится этот чайник? Для чего он нужен?

Правильно, к чайному сервизу.

Заключительная часть

Логопед. Слышите звонок?

Звенит колокольчик.

Логопед. Это звонит будильник Белого Кролика. И это значит, что  нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы это произошло, нужно съесть волшебные конфеты со стола Шляпника и Мартовского Зайца.

Дети угощаются конфетами.

Логопед. Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие? Что же вам больше всего понравилось? Что вы запомнили? Какие задания вам понравились больше всего

Ответы детей.

Логопед. Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами. Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снегири" (коллективная работа).

Предлагаю конспект занятия по рисованию с детьми ЗПР 6 - 7лет. Занятие способствует развитию творческих способностей, художественного воображения. Методика построена на использовании игровых  мет...

План-конспект занятия - эксперимента с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Сравнение природного и искусственного песка».

В данном занятии по экспериментированию предоставлены эксперименты по ознакомлению детей с миром неживой природы(песок), способствующие развитию познавательной и речевой активности детей подготовитель...

Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Космическое плавание"

Место проведения: Бассейн ГБДОУ № 43 размером 3х7 мВремя проведения: 11:00 ч.Необходимое оборудование и инвентарь: Обруч, тонущие звезды, малые мячи, разделительная дорожкаТема урока: &laqu...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в математику»

Цель: Формирование элементарных математических представлений.ЗадачиОбучающие:Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном   порядке, умение называть число предыдущее и...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Путешествие в «Город мастеров»

Образовательные задачи:Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах первого десятка, соотнесения числа и количества.Закреплять умение находить соседей заданного числа,  называть для к...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Экскурсия по Выборгу»

Цель: Закрепление математических знаний и умений.                             Образовательные:-Закреплять навы...