Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T'] и буквой Т).
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Старовойтова Марина Николаевна

    Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая героям современных мультипликационных сериалов (британского "Томас и друзья" и российского "Паровозик Тишка")  преодолеть препятствия и выполнить ответственное задание. В занятии используются технологии здоровьесбережения (самомассаж лица, зрительная гимнастика, физминутка) и ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_pro_tomasa_i_tishku.docx223.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа-детский сад № 662 компенсирующего вида

    Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность  с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

    «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки»

    (Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

    Логоритмика. Использование ИКТ и ТСО.)

            

    Старовойтова М.Н.,

    учитель-логопед

    ГБОУ № 662

    г. Кронштад

    13.02.2014г.

    Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • Актуализировать словарь по теме «Транспорт».
    • Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звуков [Т] - [Т’].
    • Упражнять в дифференцировке твёрдых и мягких согласных, воспринимаемых  на слух.
    • Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.
    • Работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.
    • Продолжать учить делить слова на слоги.
    • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
    • Совершенствовать координацию речи с движением.

    Оздоровительные задачи:

    • Способствовать здоровьесбережению, используя  самомассаж лица, упражнение для тренировки глазодвигательных мыщц.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих  закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

    Предварительная работа:

    • Логопедическое занятие «Знакомство со звуками [Т] - [Т’]».
    • Занятия по лексической теме «Транспорт».
    • Разучивание физминутки «Поезд».
    • Просмотр мультфильмов из сериала «Паровозик Тишка».

    Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные):

    • телевизор, ноутбук;
    •  На электронном носителе: отрывок из м/ф «Томас и друзья», слайды с изображениями жителей Паровозовска, Тишки, слайды с изображением препятствий и свободной железной дороги; аудиозаписи заданий и звуков поезда;
    • Индивидуальные зеркала;
    • Условные обозначения для составления характеристики звука;
    • Изображения  Томаса, Тишки, склада, транспорта, прикрепляющиеся на ковролин;
    • Ковролин;
    • Мяч;
    • Изображение железной дороги в виде знака бесконечности;
    • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
    • Условные обозначения для составления схемы слова;
    • Картинки, с изображениями транспорта для  Д/И «Где спрятался звук?» и Д/И «4й лишний»(трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро, катер, теплоход, тепловоз); 
    • «автобусы» для  Д/И «Где спрятался звук?»;
    • «вагоны» для Д/И «Поезд»;
    • Дед Тихон – кукла на ладошку;
    • Разноцветные паровозики зелёные, жёлтые и красные (по 6 шт. каждого цвета).

    Ход образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.

    Дети входят, приветствуют гостей и садятся за столы.

    Логопед: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе…С кем мы отправимся в путешествие вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.

    Показ фрагмента из м/ф «Томас и друзья».

    Логопед: - Кто догадался, с кем мы отправимся в путешествие? (с паровозиком Томасом).

    1. Самомассаж лица.

    Логопед:  Томас очень трудолюбивый паровозик, очень ответственный, поэтому Большой Начальник дал ему трудное и важное задание: доставить на остров новый транспорт с большой земли.  Сначала Томас должен пересечь море. Пока Томас переправляется через море на пароме, мы с вами сделаем самомассаж лица. Поставьте зеркала так, чтобы вы видели своё лицо и могли правильно выполнять движения.

    Итак, Томас отправился в путь (погладить лоб обеими руками от середины к вискам).

    Рельсы – рельсы, (растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев (противоходом))

    шпалы – шпалы, (растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом))

    Томас выехал с вокзала. (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)

    Остров он покинул свой, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)

    Чтобы привезти домой (поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)

    Самолёты (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)

    и трамваи, (растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам указательными пальцами обеих рук)

    Вертолёты (пальчиковый «душ» по щекам)

    и такси, (погладить указательными пальцами от середины верхней губы к углам рта)

    И другой полезный транспорт, (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)

    Что Начальник попросил.(погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)

    Логопед:  Где же Томас?

    3.Составление деформированных предложений.

    Логопед:  Томас уже добрался до славного города Паровозовска, где живут только паровозы. Множество паровозов встречали его у ворот города

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\тишка3.jpg (слайд №1), и, конечно же, среди них был наш старый знакомый паровозик Тишка. Сразу посыпались вопросы:

    - Как добрался? – Как дорога? Но, Томас очень устал, хотел спать, поэтому он сказал:

    -  Пароме, плыл, на, Томас.

    - Железной, по, Томас, дороге, ехал.

    Никто ничего не понял. А, вы поняли, что сказал Томас? (Нет) Почему? (Томас сказал все слова вперемежку).

    Логопед: Давайте, составим из этих слов правильные предложения, чтобы было понятно, что сказал Томас.

    Составление предложений:

    Томас плыл на пароме. Томас ехал по железной дороге.

    (Подсчёт слов в каждом предложении)

    Логопед: Назовите 1е слово, 2е и т.д., сколько слов в предложении?

    Какое маленькое слово в этом предложении? (на, по)

    Логопед: Утром, когда Томас хорошо отдохнул, к нему пришел паровозик Тишка и они отправились на транспортный склад.

    4. Зрительная гимнастика.

    Логопед: Томас и Тишка встали на рельсы и поехали.

    А мы, ребята, давайте глазками проследим их путь. (На доске карта с железной дорогой в виде восьмёрки, под звуки поезда (запись) логопед указкой ведёт по дороге, дети следят глазами).

    Логопед:  Вдруг перед паровозиками опустился шлагбаум.

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\шлагбаум.jpg (слайд №2).

    (Включается аудиозапись): -  Шлагбаум откроется, если произнести нужный звук, а какой, догадайтесь сами. Этот звук согласный, потому что есть преграда, язычок поднимается наверх и стучит, как молоточек, бывает твёрдым и мягким, он глухой.

    Тишка и Томас глубоко задумались, задание оказалось для них слишком сложным. Ребята, а вы сможете помочь паровозикам?(Да)

    Какой это звук? ([Т])

    - Давайте проверим, правильно ли мы угадали, составим схему звука [Т].

    5. Характеристика звука [Т].

    Ребенок  выкладывает  на доске  условные обозначения.

    Логопед: Какой буквой обозначаем звук [Т] (обозначаем буквой Т).

    Какой это звук гласный или согласный? (он согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок)  (Выкладывается «язычок-молоточек»).

    Каким бывает звук [Т] ? (твёрдым). (выкладывается синий квадратик)

    (мягким). (выкладывается зелёный квадратик).

    Какой это звук  глухой или звонкий? (глухой, голосок спит, не просыпается (выкладывается перечёркнутый колокольчик).

    Логопед:- Теперь, чтобы шлагбаум открылся, произнесём все вместе: ттттттт.

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpg (Слайд №3).

    - Спасибо, ребята, -  сказали паровозики и поехали дальше. Не успели они набрать скорость, как…

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\ждслом.jpg Слайд №4.

    6. Д/И с мячом «Добавь звук [Т]».

    Аудиозапись: Если вы выполните следующее задание, то дорога починится сама.

    Логопед: - Ребята, Томасу и Тишке опять требуется помощь. Вы готовы помочь? (Да).

    Дети становятся полукругом.

    Логопед читает  начало слова, ребёнок добавляет звук [Т] и говорит целое слово.  Слова: самолё…, вертолё…, пило…, машинис…, биле…, паке… .

    Логопед: Выберите слова, обозначающие транспорт? (самолёт, вертолёт) Выберите слова, обозначающие профессии людей, работающих на транспорте? (машинист, пилот).

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpgСлайд №5. 

    Логопед: Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, - и двинулись дальше.

    7.  Д/И «Где спрятался звук?». 

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\61210278.jpgСлайд № 6.

    Аудиозапись:

    Здесь автобус на пути –

    Паровозу не пройти,

    Чтоб автобус тот убрать,

    Место звука [Т] узнать

    Надо в заданных словах,

    После – мчи на всех парах!

    Логопед:  Чтобы помочь паровозикам, надо услышать,  где спрятался звук [Т] в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам специальные автобусы, которые лежат у вас на столах.

     Логопед показывает картинки (трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро), дети обозначают  место звука в слове синим квадратиком.

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpgСлайд № 7.

    - Спасибо, ребята! - и паровозики двинулись дальше.

    8. Д/И «4-й лишний» (различение [Т] и [Т’]).

    Логопед: Вдруг – на пути семафор. Горит красный свет – это значит? (хода нет).  

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\семафоркр.jpgСлайд №8

    Аудиозапись: Послушайте слова со звуками [Т] и [Т’], назовите лишнее, тогда загорится зелёный свет.

    Логопед называет транспорт, выкладывая на доску, соответствующие картинки:

    • Трамвай, катер, самолёт,  метро (лишнее слово «катер», потому что в нём звук [Т’], а в остальных [Т]);
    •  Теплоход, тепловоз, катер, троллейбус (лишнее слово «троллейбус», потому что в нём звук [Т], а в остальных [Т’])

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\картинки для семинара\презентация 2\22390-voyant-vert-eteint-green-light-off-clipart.pngСлайд №9.  

    Логопед:  Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, вы молодцы! Не оставляйте нас, иначе мы не сможем добраться до склада - и заспешили дальше.

    Логопед:  Мы не оставим наших героев, правда, ребята? (Да)

    9.  Физминутка «Поезд»

    Логопед:  А теперь, выходите, садитесь в вагоны, прокатимся!

    Дети делают два поезда: встают друг за другом и берут за локти, стоящего впереди. У ребят, стоящих первыми в руках паровозики Томас и Тишка.   Двигая  руками вперёд-назад, маленькими шагами перемещаются по кругу или заданной траектории, постепенно ускоряя темп от медленного до быстрого шага.

    Чух-чух, чух-чух

    Мчится поезд во весь дух.

    Паровоз пыхтит.

    - Тороплюсь! – гудит –

    Тороплюсь, тороплюсь, Тороплюуууусь! (Э. Мошковская)

    10. Составление схемы слова. 

    Дети садятся за столы.

    - Вот и подъехали Томас и Тишка к складу. А на нём большой замок.

    (На ковролине открывается изображение склада с большим замком)

    Появляется  кукла – сторож Тихон

    Логопед: - Здравствуйте, я сторож Тихон. Замок на моем складе не простой, а закодированный. Откроется, если правильно составить схему моего имени.

    Один ребёнок выкладывает схему на доске, остальные на столах.

    Логопед:                                            

    - Тихон – это слово? (Да – это имя). Выкладываем …  (одну длинную полоску.)

    Сколько слогов в слове Тихон? (2)

    Назовите 1й слог. (ТИ)

    Назовите 2й слог. (ХОН)

    Выкладываем …( 2 коротких полоски).

    Назовите 1й звук.([Т])

    Он гласный или согласный? (Согласный)

    Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

    Как обозначим? (Синим квадратиком)

    Выкладывают синий квадратик.

    Остальные звуки аналогично.

    В заключении повторяется, сколько в слове Тихон слогов, с опорой на схему подсчитывается количество звуков, называются все звуки слова по очереди.

    Тихон благодарит детей за выполненное задание и «уходит».

    11. Д/И «Поезд» (деление слов на слоги).

    Дети стоят перед ковролином.

    Логопед: - И замок открывается! (Открываются «ворота»).

    Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением транспорта: самолёт, автобус, катер, трамвай, автомобиль, велосипед, паровоз, такси, катамаран).

    Теперь поможем Томасу загрузить вагоны.

    Смотрите на вагонах отметки: 2 чёрточки, 3 чёрточки, 4 чёрточки.

    - Кто догадался, как и в какие вагоны будем  размещать выбранный вами транспорт? (Если в названии 2 слога – в вагон, где 2 чёрточки, 3 слога – 3 чёрточки, 4 слога – 4 чёрточки).

    - Спасибо, ребята! Спасибо, Тишка! - прогудел Томас, - мне пора возвращаться домой. До свидания! И счастливый Томас повёз груз домой. (Включается аудиозапись звуков удаляющегося поезда).

    И Тишка с нами прощается, ему тоже пора домой, в Паровозовск.

    - До свидания, Тишка! (Картинки паровозиков убираются).

    12. Заключительная часть.

    - Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Томасу и Тишке? (Про звук [Т]). Повторяется характеристика звука.

    - Посмотрите, Тишка оставил вам маленькие разноцветные паровозики.

    Кому было интересно и легко – возьмите зелёный паровозик,

    Кому было интересно и немного сложно – возьмите жёлтый паровозик,

    Кому было сложно – возьмите красный паровозик.

    Дети выбирают паровозики, прикрепляют свои паровозики на ковролин.

    Логопед подводит итог, если все паровозики зелёные:

    - Посмотрите, у нас все паровозики зелёные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут жёлтые или красные паровозики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

    А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

    Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

    Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: "Вежливые слова".

    Закрепление знаний и умений использования в речи вежливых слов. Закрепление узнавания, выкладывания и чтения гланых букв (а, о, у, и)....