Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуком [Ш] и буквой Ш, помогая героям современного мультипликационного сериала "Смешарики" спасти своих друзей, похищенных злым волшебником. В занятии используются технологии здоровьесбережения (самомассаж лица, упражнение на развитие силы воздушной струи, физминутка) и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_smeshariki.docx | 204.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы
«Путешествие в страну Смешариков:
звук [Ш]».
(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.
Логоритмика. Использование ИКТ.)
Старовойтова М.Н.,
учитель-логопед
ГБОУ № 662
г. Кронштадт
2018г.
Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Расширять словарный запас детей, объясняя значение незнакомых слов.
- Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звука [Ш].
- Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.
- Работать над составлением предложений по картинкам, определять количество слов в предложении, узнавать предлог на фоне предложения.
- Продолжать учить делить слова на слоги.
- Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
- Совершенствовать координацию речи с движением.
Оздоровительные задачи:
- Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица, упражнение на дыхание и развитие силы воздушной струи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Предварительная работа:
- Разучивание физминутки «Смешарики».
- Просмотр мультфильмов из сериала «Смешарики».
- Разучивание комплекса самомассажа
- Создание мультимедийной презентации.
Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные):
- телевизор, ноутбук;
- На электронном носителе: отрывок из мультипликационного клипа про Смешариков «Круглая песня», слайды с изображениями Смешариков, чёрный слайд, карты Страны Смешариков, проверочный слайд для д/и «Найди букву», пышек. Аудиозаписи заданий и звуков ветра;
- Индивидуальные зеркала;
- Условные обозначения для составления характеристики звука;
- Изображения Смешариков, полянки и острова, прикрепляющиеся на ковролин;
- Ковролин;
- Мяч;
- Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
- Условные обозначения для составления схемы слова;
- Картинки для составления цепочки слов (Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк) и составления слова по первым звукам в названиях картинок(…);
- «Тучки» на ниточках для дыхательного упражнения;
- Простые карандаши и листы с буквами для д/и «Найди букву» для каждого ребёнка;
- Изображения воздушных шаров с корзинами для Д/И «Воздушные шары»;
- Смайлики весёлые, задумчивые, грустные (по 6 шт. каждого цвета).
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Дети входят, приветствуют гостей.
Логопед: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Сможете отгадать загадку про одну мультипликационную страну?(Да)
Загадка.
Нарисована страна
Круглых маленьких зверьков,
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков. (http://luntiki.ru/blog/chtenie/679.html)
СЛАЙД №1 - пустой.
Логопед: Давайте сядем на свои места и проверим, правильно ли вы отгадали загадку. Показ отрывка из мультклипа про Смешариков «Круглая песня». (СЛАЙД №2)
Логопед: - Конечно, загадка была про страну Смешариков, хотите отправиться к ним в гости? (Да).
Перед тем как отправиться предлагаю вам вспомнить всех главных героев мультфильма, и заодно, сделать массаж лица.
СЛАЙД № 3 – пустой.
- Самомассаж лица (перед индивидуальными зеркалами).
Есть страна Смешария (погладить лоб обеими руками от середины к вискам)
С озёрами и реками, (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)
С горами и пещерами, (указательным и средним пальцами обеих рук рисовать зигзаги от межбровной складки к волосистой части головы)
С лугами и полями. (пощипать брови от межбровной складки к вискам)
И там живут Смешарики, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)
Круглые как шарики, (рисовать круги вокруг щёк)
Давай их назовём:
Крош с ушами длинными (потянуть за уши вверх и вниз)
И колючий Ёжик; (пальчиковый «душ» по щекам)
Свинка Нюша – модница(поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
И Бараш-мечтатель, (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
Совунья и Лосяш, (погладить указательными пальцами от середины
верхней губы к углам рта)
И Пин – изобретатель, (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)
Ворон Кар Карыч, (постучать напряжёнными указательными пальцами, поднятыми вверх по углам рта)
Копатыч – медведь. (погладить кончиками пальцев от мочек ушей к подбородку и вниз по шее)
Всем интересно (погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)
На них посмотреть (сделать «очки» руками).
3.Составление предложений по картинкам.
Логопед: Давайте посмотрим, что делают Смешарики сейчас.
Демонстрация слайдов № 4,5,6, дети составляют предложения, определяют количество слов в каждом предложении, называют предлог.
СЛАЙД № 4
Логопед: Что делает Нюша? (Нюша катается на велосипеде)
Что делает Бараш? (Бараш бежит за Нюшей./ Бараш бегает по полянке.)
СЛАЙД № 5
Логопед: Что делает Крош? (Крош купается в ванне.)
СЛАЙД № 6
Логопед: Что делает Лосяш? (Лосяш сидит на ступеньках (крыльце.)
Логопед: Посмотрим, кто же дальше.
СЛАЙД № 7 – фотография ураганного ветра, аудиозапись воя ветра.
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Над страной Смешариков поднялся сильный ветер, да такой что ничего не видно. Давайте мы с вами подуем и разгоним эти чёрные тучи.
Подойдите все ко мне, встаньте полукругом, возьмите тучки (дети встают и берут тучки на ниточках). Не забудьте, чтобы ветер был сильнее - щёки не должны надуваться. Итак, начали. Дети стоят полукругом и дуют: вдох носом, выдох через рот.
5. Характеристика звука [Ш].
Логопед: Смотрите, мы разогнали тучи, и ветер стих. Присаживайтесь. Дети садятся на места.
СЛАЙД № 8 – «Карта страны Смешариков».
Напуганные ветром Смешарики выбежали на полянку.(На ковролине выставляются изображения Смешариков, кроме Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши). И вдруг все услышали…
Аудиозапись: Я злой волшебник Шашашам,
Я поедаю звуки – АМ!
Есть звук любимый у меня.
Какой? Уж догадайтесь сами,
Послушав имена друзей
Которых нету с вами!
Если вы не догадаетесь,
Съем их! Без друзей останетесь!
Логопед: Ребята, вы слышали, что сказал злой волшебник? Давайте, посмотрим внимательно, кого из Смешариков нет на полянке. (Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши).
- Какой одинаковый звук в их именах? (звук [Ш]).
- Наверное, это любимый звук Шашашама. Давайте его произнесём и послушаем.(ш-ш-ш-ш-ш…)
- Кто знает, какой буквой обозначается звук [Ш]?
- Кто сможет ее найти среди других? (ребенок находит букву)
- Что мы можем сказать про звук [Ш]? (согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок чашечкой, всегда твёрдый, глухой, потому что голосок спит/горлышко не работает).
Один ребёнок у доски выкладывает условные обозначения: чашечка, синий прямоугольник, перечёркнутый колокольчик.
Аудиозапись: Звук отгадали правильно. Не буду есть ваших друзей, но, чтобы я их отпустил вы должны выполнить мои задания. Выполняете одно задание - отпускаю одного Смешарика. Готовы ? (Да). Задания вы найдёте в волшебной шкатулке.
6. Задание 1. Д/И «Четвёртый лишний».
СЛАЙД № 9 - Крош, Лосяш, Нюша, Бараш
Логопед:- Послушайте внимательно имена друзей, определите на каком месте в словах находится звук [Ш]. Назовите, кто лишний и почему. Лишний Смешарик попадает на остров Спасения.
Крош, Лосяш, Нюша, Бараш.(Лишняя Нюша, потому что в её имени звук [Ш] в середине, а в именах Крош, Лосяш, Бараш в конце).
Логопед: Молодцы, ребята! Нюша попадает на остров Спасения.
СЛАЙД № 10 – исчезает Нюша.
Логопед прикрепляет изображение Нюши на «остров» на ковролине.
7. Задание 2. Д/И с мячом «Добавь звук [Ш]».
Дети становятся полукругом.
Логопед читает начало слова, ребёнок добавляет звук [Ш] и говорит целое слово. Слова: Кро…, малы…, Лося…, каранда…, Бара…, мы…(камы…).
Логопед: На остров Спасения Шашашам отправит того Смешарика, в имени которого один слог, и вы должны его назвать и не ошибиться. У кого в имени один слог? (У Кроша).
СЛАЙД № 10 – исчезает Крош.
Логопед прикрепляет изображение Кроша на «остров», который прикреплён на ковролине.
8. Задание 3. Д/И «Составь слово» (составление слов по первым звукам в названии картинок).
Логопед: В этом задании нужно отгадать слово по первым звукам в названиях картинок.
Картинки: Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк.
Логопед: Какое слово получилось? (Стихи).
На остров спасения отправляется Смешарик, который пишет стихи. Кто это? (Бараш).
СЛАЙД № 10 – исчезает Бараш.
Логопед прикрепляет изображение Бараша на «остров», который прикреплён на ковролине.
9. Задание 4. Д/И «Найди букву».
Логопед: Кого осталось спасти от Шашашама? (Лосяша) Лосяш – учёный, он часто пишет разные непонятности, поэтому для его спасения надо найти все буквы Ш среди неправильных.
Детям раздаются листы с буквами и карандаши.
Возьмите карандаши и обведите все правильно написанные буквы Ш.
Проверка. СЛАЙД № 11.
Логопед: У всех так получилось?(Да). Лосяш отправляется на остров Спасения.
СЛАЙД № 12 – исчезает Лосяш.
Логопед прикрепляет изображение Лосяша на «остров», который прикреплён на ковролине.
10. Физминутка.
Логопед: Смешарики рады чудесному спасению и прыгают от радости, давайте попрыгаем вмести с ними.
Дети становятся в круг.
Ура!Ура! Спасены Смешарики, поднимают руки вверх
Прыгают от радости, прыжки на двух ногах
Как маленькие шарики,
Крош на ножке на одной прыжки на правой ноге
Ловко прыгает со мной,
И Бараш не отстаёт, прыжки на левой ноге
Тоже темп он задаёт,
А Лосяш-то крутится, покружиться, руки на голове, изображают
Как маленький волчок, рога
Свинка Нюша в реверансе реверанс и поклоны
Наклоняет пятачок.
Дети садятся на места.
11. Составление цепочки слов.
СЛАЙД № 13 – карта страны Смешариков.
Аудиозапись: Рано радуетесь. Как ваши Смешарики доберутся до земли, ведь они на острове? Ха-ха-ха.
Логопед: Что же нам делать?
Логопед: А я знаю, давайте построим мост от острова к полянке Смешариков, у меня есть дощечки на каждой дощечке – картинка, чтобы мостик получился прочным надо, чтобы название следующей картинки начиналось на последний звук названия предыдущей.
Детям раздаётся по 1й картинке, каждый ребёнок отвечает на вопрос на каком месте в его слове звук [Ш]и выкладывают мост-цепочку слов.
Картинки: шлем, малыш, шарик, карандаш, шакал, ландыш, шнурок (запасная картинка ковш, если дети поставят картинки не в той последовательности).
Объясняются значения слов:
Шлем – специальный головной убор, предохраняющий голову от ранений, ушибов, давления, лучей тропического солнца.
Шакал –хищное животное, похожее на волка, живёт в жарких странах.
Ковш (по необходимости) – посуда с ручкой для зачёрпывания воды.
Смешарики «переходят» к остальным на полянку.
Логопед: Мы спасли Смешариков, они благодарят нас, а Совунья, как самая мудрая из них, говорит, если мы правильно сделаем схему слова «пышки», то Шашашам обрадуется и не будет больше похищать Смешариков. Поможем Смешарикам задобрить Шашашама?
10. Составление схемы слова.
Дети садятся за столы, все составляют схему слова на столах, один ребёнок у доски.
Логопед:
- Пышки – это слово? (Да – это еда, выпечка). Выкладываем … (одну длинную полоску.)
Сколько слогов в слове Пышки? (2)
Назовите 1-й слог. (Пыш)
Назовите 2- й слог. (КИ)
Выкладываем …( 2 коротких полоски).
Назовите 1й звук.([П])
Он гласный или согласный? (Согласный)
Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
Как обозначим? (Синим квадратиком)
Выкладывают синий квадратик.
Остальные звуки аналогично.
Аудиозапись: После таких вкусных пышек я больше не буду злым, стану добрым. Спасибо! До свидания!!! Ш-Ш-Ш..
СЛАЙД № 12 – пустой.
11. Д/И «Воздушные шары» (деление слов на слоги).
Дети стоят перед ковролином.
Логопед: Ребята, после таких тревожных событий, Смешарики хотят отправиться в путешествие на воздушных шариках. Пин приготовил им 3 корзины для полёта, помогите всем правильно занять свои места. В корзину с одним воздушным шаром, посадим тех, в именах которых 1 слог, если 2 шара – в имени 2 слога, 3 шара – 3 слога.
- До свидания, Смешарики! Хорошего полёта!
12. Заключительная часть.
- Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Смешарикам? (Про звук [Ш]). В слове Смешарики есть звук [Ш]? (Да) На каком месте? (в середине). Повторяется характеристика звука.
- Посмотрите, Смешарики оставили вам смайлики, они тоже круглые.
Кому было интересно и легко – возьмите весёлый смайлик,
Кому было интересно и немного сложно – возьмите задумчивый смайлик,
Кому было сложно – возьмите грустный смайлик.
Дети выбирают смайлики, прикрепляют свои смайлики на ковролин.
Логопед подводит итог, если все смайлики весёлые:
- Посмотрите, у нас все смайлики весёлые. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут задумчивые или грустные смайлики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).
А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...
Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."
Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."...
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы: «Что? Где? Когда?»
Цель: Систематизировать у детей полученные знания на логопедических занятиях;Задачи:- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать;- расширять знания и кругозор;- закреплять знани...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.
Ц Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...