Главные вкладки

    Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Старовойтова Марина Николаевна

    Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современного мультипликационного сериала "Смешарики" спасти своих друзей, похищенных злым волшебником. В занятии используются технологии здоровьесбережения (самомассаж лица, упражнение на развитие силы воздушной струи, физминутка) и ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_smeshariki.docx204.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    начальная школа – детский  сад № 662

    Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность  с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

    «Путешествие в страну Смешариков:

    звук [Ш]».

    (Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

    Логоритмика. Использование ИКТ.)

            

    Старовойтова М.Н.,

    учитель-логопед

    ГБОУ № 662

    г. Кронштадт

    2018г.

    Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • Расширять словарный запас детей, объясняя значение незнакомых слов.
    • Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звука [Ш].
    • Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.
    • Работать над составлением предложений по картинкам, определять количество слов в предложении, узнавать предлог на фоне предложения.
    • Продолжать учить делить слова на слоги.
    • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
    • Совершенствовать координацию речи с движением.

    Оздоровительные задачи:

    • Способствовать здоровьесбережению, используя  самомассаж лица, упражнение на дыхание и развитие силы воздушной струи.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих  закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

    Предварительная работа:

    • Разучивание физминутки «Смешарики».
    • Просмотр мультфильмов из сериала «Смешарики».
    • Разучивание комплекса самомассажа
    • Создание мультимедийной презентации.

    Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные):

    • телевизор, ноутбук;
    •  На электронном носителе: отрывок из мультипликационного клипа про Смешариков  «Круглая песня», слайды с изображениями Смешариков, чёрный слайд, карты Страны Смешариков, проверочный слайд для д/и «Найди букву»,  пышек. Аудиозаписи заданий и звуков ветра;
    • Индивидуальные зеркала;
    • Условные обозначения для составления характеристики звука;
    • Изображения  Смешариков, полянки и острова, прикрепляющиеся на ковролин;
    • Ковролин;
    • Мяч;
    • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
    • Условные обозначения для составления схемы слова;
    • Картинки  для  составления цепочки слов (Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк) и составления слова по первым звукам в названиях картинок(…); 
    • «Тучки» на ниточках для дыхательного упражнения;
    • Простые карандаши и листы с буквами для д/и «Найди букву» для каждого ребёнка;
    • Изображения воздушных шаров с корзинами для Д/И «Воздушные шары»;
    • Смайлики весёлые, задумчивые, грустные (по 6 шт. каждого цвета).

    Ход образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.

    Дети входят, приветствуют гостей.

    Логопед: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Сможете отгадать загадку про одну мультипликационную страну?(Да)

    Загадка.

    Нарисована страна

    Круглых маленьких зверьков,

    Из конца в конец она

    В тыщу кроличьих прыжков. (http://luntiki.ru/blog/chtenie/679.html)

    СЛАЙД №1 - пустой.

    Логопед:  Давайте  сядем на свои места и проверим, правильно ли вы отгадали загадку. Показ отрывка из мультклипа про Смешариков «Круглая песня». (СЛАЙД №2)

    Логопед: - Конечно, загадка была про страну Смешариков, хотите отправиться к ним в гости? (Да).

    Перед тем как отправиться  предлагаю вам вспомнить всех главных героев мультфильма, и заодно, сделать массаж лица.

    СЛАЙД № 3 – пустой.

    1. Самомассаж лица (перед индивидуальными зеркалами).

    Есть страна Смешария (погладить лоб обеими руками от середины к вискам)

    С озёрами и реками, (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)

    С горами и пещерами, (указательным и средним пальцами обеих рук рисовать зигзаги от межбровной складки к волосистой части головы)

    С лугами и полями.  (пощипать брови от межбровной складки к вискам)

    И там живут Смешарики, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)

    Круглые как шарики, (рисовать круги вокруг щёк)

    Давай их назовём:

    Крош с ушами длинными (потянуть за уши вверх и вниз)

    И колючий Ёжик; (пальчиковый «душ» по щекам)

    Свинка Нюша – модница(поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)

    И Бараш-мечтатель, (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)

    Совунья и Лосяш,          (погладить указательными пальцами от середины

    верхней губы к углам рта)

    И Пин – изобретатель,  (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)

    Ворон Кар Карыч,      (постучать напряжёнными указательными пальцами, поднятыми вверх по углам рта)  

    Копатыч – медведь.  (погладить кончиками пальцев от мочек ушей к подбородку и вниз по шее)    

    Всем интересно (погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)

    На них посмотреть (сделать «очки» руками).

    3.Составление  предложений по картинкам.

    Логопед: Давайте посмотрим, что делают Смешарики сейчас.

    Демонстрация слайдов № 4,5,6, дети составляют предложения, определяют количество слов в каждом предложении, называют предлог.

     СЛАЙД № 4C:\Users\Максим\Desktop\Марина\Ш и смешарики\1185208471_8_velosiped_1600.jpg

    Логопед:  Что делает Нюша? (Нюша катается на велосипеде)

    Что делает Бараш? (Бараш бежит за Нюшей./ Бараш бегает по полянке.)

     

    СЛАЙД № 5C:\Users\Максим\Desktop\Марина\новый детский сад\смешарики\1.jpg

    Логопед:  Что делает Крош? (Крош купается в ванне.)

    C:\Users\Максим\Desktop\Марина\новый детский сад\смешарики\44570111.jpg

     СЛАЙД № 6

    Логопед:  Что делает Лосяш? (Лосяш сидит на ступеньках (крыльце.)

    Логопед:  Посмотрим, кто же дальше.

    СЛАЙД № 7 – фотография ураганного ветра, аудиозапись воя ветра.

    4. Дыхательная гимнастика.

    Логопед: Над страной Смешариков поднялся сильный ветер, да такой что ничего не видно. Давайте мы с вами подуем и  разгоним эти чёрные тучи.

    Подойдите все ко мне, встаньте полукругом, возьмите  тучки  (дети встают и берут  тучки на ниточках). Не забудьте, чтобы ветер был сильнее - щёки не должны надуваться. Итак, начали.  Дети стоят полукругом и дуют: вдох носом, выдох через рот.

    5. Характеристика звука [Ш].

    Логопед: Смотрите, мы разогнали тучи, и ветер стих. Присаживайтесь. Дети садятся на места.

    СЛАЙД № 8 – «Карта страны Смешариков».C:\Users\Максим\Desktop\Марина\Ш и смешарики\karta_strany_Smesharikov_ramka.jpg

    Напуганные ветром Смешарики выбежали на полянку.(На ковролине выставляются изображения Смешариков, кроме Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши). И вдруг все услышали…

    Аудиозапись:  Я злой волшебник Шашашам,

    Я поедаю звуки – АМ!

    Есть звук любимый у меня.

    Какой? Уж догадайтесь сами,

    Послушав имена друзей

    Которых нету с вами!

    Если вы не догадаетесь,

    Съем их! Без друзей останетесь!

    Логопед: Ребята, вы слышали, что сказал злой волшебник? Давайте, посмотрим внимательно, кого из Смешариков  нет на полянке. (Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши).

    - Какой одинаковый звук в их именах? (звук [Ш]).

    - Наверное, это любимый звук Шашашама. Давайте его произнесём и послушаем.(ш-ш-ш-ш-ш…)

    - Кто знает, какой буквой обозначается звук [Ш]?

    - Кто сможет ее найти среди других? (ребенок находит букву)

    - Что мы можем сказать про звук [Ш]? (согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок чашечкой, всегда твёрдый, глухой, потому что голосок спит/горлышко не работает).

    Один ребёнок у доски выкладывает условные обозначения: чашечка, синий прямоугольник, перечёркнутый колокольчик.

    Аудиозапись: Звук отгадали правильно. Не буду есть ваших друзей, но, чтобы я их отпустил вы должны выполнить мои задания. Выполняете одно задание -  отпускаю одного Смешарика. Готовы ? (Да). Задания вы найдёте в волшебной шкатулке.

    6. Задание 1. Д/И «Четвёртый лишний». 

    СЛАЙД № 9 - Крош, Лосяш, Нюша, Бараш

    Логопед:- Послушайте внимательно имена друзей, определите на каком месте в словах находится  звук [Ш]. Назовите, кто лишний и почему. Лишний Смешарик  попадает на остров Спасения.

    Крош, Лосяш, Нюша, Бараш.(Лишняя Нюша, потому что в её имени звук [Ш] в середине, а в именах Крош, Лосяш, Бараш в конце).

    Логопед: Молодцы, ребята! Нюша попадает на остров Спасения.

    СЛАЙД № 10 – исчезает Нюша.

    Логопед прикрепляет  изображение Нюши на «остров» на ковролине.

    7. Задание 2. Д/И с мячом «Добавь звук [Ш]».

    Дети становятся полукругом.

    Логопед читает  начало слова, ребёнок добавляет звук [Ш] и говорит целое слово.  Слова: Кро…, малы…, Лося…, каранда…, Бара…, мы…(камы…).

    Логопед: На остров Спасения Шашашам  отправит того Смешарика, в имени которого один слог, и вы должны его назвать и не ошибиться.  У кого в имени один слог? (У Кроша).

    СЛАЙД № 10 – исчезает Крош.

    Логопед прикрепляет  изображение Кроша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

    8. Задание 3. Д/И «Составь слово» (составление слов по первым звукам в названии картинок).

    Логопед: В этом задании нужно отгадать  слово по первым звукам в названиях картинок.

    Картинки: Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк.

    Логопед: Какое слово получилось? (Стихи).

    На остров спасения отправляется Смешарик, который пишет стихи. Кто это? (Бараш).

    СЛАЙД № 10 – исчезает Бараш.

    Логопед прикрепляет  изображение   Бараша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

    9. Задание 4. Д/И «Найди букву».

    Логопед: Кого осталось спасти от Шашашама? (Лосяша) Лосяш – учёный, он часто пишет разные непонятности, поэтому для его спасения надо найти все буквы Ш среди неправильных.

    Детям раздаются листы с буквами и карандаши.

    Возьмите карандаши и обведите все правильно написанные буквы Ш.

    Проверка. СЛАЙД № 11.

    Логопед: У всех так получилось?(Да). Лосяш отправляется на остров Спасения.

    СЛАЙД № 12 – исчезает Лосяш.

    Логопед прикрепляет  изображение  Лосяша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

    10.  Физминутка.

     Логопед: Смешарики  рады чудесному спасению  и прыгают от радости, давайте попрыгаем вмести с ними.

    Дети становятся в круг.

    Ура!Ура! Спасены Смешарики,  поднимают руки вверх

    Прыгают от радости,                    прыжки на двух ногах 

    Как маленькие шарики,

    Крош на ножке на одной            прыжки на правой ноге

    Ловко прыгает со мной,

    И Бараш не отстаёт,                    прыжки на левой ноге

    Тоже темп он задаёт,

    А Лосяш-то крутится,                покружиться, руки на голове, изображают

    Как маленький волчок,              рога

    Свинка Нюша в реверансе        реверанс и поклоны

    Наклоняет пятачок.

    Дети садятся на места.

    11. Составление цепочки слов.

    СЛАЙД № 13 – карта страны Смешариков.

    Аудиозапись: Рано радуетесь.  Как ваши Смешарики доберутся до земли, ведь они на острове? Ха-ха-ха.

    Логопед:  Что же нам делать?

    Логопед:  А я знаю, давайте построим мост от острова к полянке Смешариков, у меня есть дощечки на каждой дощечке – картинка, чтобы мостик получился прочным надо, чтобы название следующей картинки начиналось на последний звук названия предыдущей.

    Детям раздаётся по 1й картинке, каждый ребёнок отвечает на вопрос на каком месте в его слове звук [Ш]и выкладывают мост-цепочку слов.

    Картинки: шлем, малыш, шарик, карандаш, шакал, ландыш, шнурок (запасная картинка ковш, если дети поставят картинки не в той последовательности).

    Объясняются значения слов:

    Шлем – специальный головной убор, предохраняющий голову от ранений, ушибов, давления, лучей тропического солнца.

    Шакал –хищное животное, похожее на волка, живёт в жарких странах.

    Ковш (по необходимости) – посуда с ручкой для зачёрпывания воды.

    Смешарики «переходят» к остальным на полянку.

    Логопед:  Мы спасли Смешариков, они благодарят нас, а Совунья, как самая мудрая из них, говорит, если мы правильно сделаем схему слова «пышки», то Шашашам обрадуется и не будет больше похищать Смешариков. Поможем Смешарикам задобрить Шашашама?

    10. Составление схемы слова. 

    Дети садятся за столы, все составляют схему слова на столах, один ребёнок у доски.

    Логопед:                                            

    - Пышки – это слово? (Да – это еда, выпечка). Выкладываем …  (одну длинную полоску.)

    Сколько слогов в слове Пышки? (2)

    Назовите 1-й слог. (Пыш)

    Назовите 2- й слог. (КИ)

    Выкладываем …( 2 коротких полоски).

    Назовите 1й звук.([П])

    Он гласный или согласный? (Согласный)

    Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

    Как обозначим? (Синим квадратиком)

    Выкладывают синий квадратик.

    Остальные звуки аналогично.

    Аудиозапись: После таких вкусных пышек я больше не буду злым, стану  добрым. Спасибо! До свидания!!! Ш-Ш-Ш..

    СЛАЙД № 12 – пустой.

    11. Д/И «Воздушные шары» (деление слов на слоги).

    Дети стоят перед ковролином.

    Логопед: Ребята, после таких тревожных событий, Смешарики хотят отправиться в путешествие на воздушных шариках. Пин приготовил им 3 корзины для полёта, помогите всем правильно занять свои места. В корзину с одним воздушным шаром, посадим тех, в именах которых 1 слог, если 2 шара – в имени 2 слога, 3 шара – 3 слога.

    - До свидания, Смешарики! Хорошего полёта!

    12. Заключительная часть.

    - Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Смешарикам? (Про звук [Ш]). В слове Смешарики есть звук [Ш]? (Да) На каком месте? (в середине). Повторяется характеристика звука.

    - Посмотрите, Смешарики оставили вам смайлики, они тоже круглые.

    Кому было интересно и легко – возьмите весёлый смайлик,

    Кому было интересно и немного сложно – возьмите задумчивый смайлик,

    Кому было сложно – возьмите грустный смайлик.

    Дети выбирают смайлики, прикрепляют свои смайлики на ковролин.

    Логопед подводит итог, если все смайлики весёлые:

    - Посмотрите, у нас все смайлики весёлые. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут задумчивые или грустные смайлики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

    А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «ЦИРК»

    Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии осуществляется интеграция познавательно-исследовательской, коммуни...

    Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы

    Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы, которое охватывает все разделы работы по обучению грамоте, а так же развития речи....

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

    Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T\']  и буквой Т, помогая ...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

    государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

    Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

    На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

    Итоговая непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы №5 на тему: «Юные знатоки»

    Обобщение и систематизирование знаний детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствование навыков звукового анализа; умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схе...