Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Старовойтова Марина Николаевна

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данного занятия:

  • Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
  • Закреплять образование притяжательных  прилагательных от названий животных, навыки употребления слов в Р.п. ед.ч..
  • Продолжать  работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.
  • Отрабатывать навык  деления слов на слоги.
  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_barmaley.docx229.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский  сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность  с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

«Животные жарких стран»

(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Логоритмика. Использование ИКТ.)

        

Старовойтова М.Н.,

учитель-логопед

ГБОУ № 662

г. Кронштадт

2018 г.

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
  • Закреплять образование притяжательных  прилагательных от названий животных, навыки употребления слов в Р.п. ед.ч..
  • Продолжать  работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.
  • Отрабатывать навык  деления слов на слоги.
  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, воображение;
  • Совершенствовать координацию речи с движением.

Оздоровительные задачи:

  • Способствовать здоровьесбережению, используя  самомассаж лица.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слышать и слушать других,
  • Способствовать  закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Воспитывать бережное отношение к животным, особенно занесённым в Красную книгу.

Предварительная работа:

  • Занятия по лексической теме «Животные жарких стран».
  • Беседа о Красной книге.
  • Разучивание физминутки «Обезьянки», комплекса самомассажа  лица  «Зоосад».
  • Чтение сказки  К. Чуковского «Айболит и Бармалей».

Оборудование:

  • телевизор, ноутбук;
  •  видеоматериалы на электронном носителе: отрывок из м/ф «Доктор Айболит», слайды из электронной дидактической игры «Отгадай, кто это»;
  • индивидуальные зеркала;
  • Бармалей (нарисованный или кукла);
  • изображение Чудо-юда (из частей  разных животных);
  • картинки с изображениями животных Африки (слон, лев, жираф, носорог, обезьяна, крокодил, верблюд);
  • изображение клетки с замком;
  •  связка ключей, один из которых подходит к замку;
  •  слоговой поезд;
  • мяч;
  • пеналы для составления схем слов для каждого.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Дети сидят за столами.

Логопед: Ребята, сегодня я узнала, что с животными Африки произошло несчастье, их захватил в плен злой разбойник Бармалей. Он хочет продать их браконьерам, которые убивают животных.

- Как вы думаете, можно убивать животных? (Животных нельзя убивать, их нужно охранять и беречь.)

Логопед:  Конечно, нельзя. Многие  животные занесены в Красную книгу.

Вы знаете, что такое Красная  Книга?  (В Красную книгу записывают животных, которых осталось очень мало на земле, потому что их убили.)

Логопед:  Нам нельзя допустить, чтобы животные Африки попали к браконьерам.  Что нужно сделать, чтобы  этого не произошло? (Надо освободить их от Бармалея. Спасти. Помочь им.)

Логопед:  Как же нам его найти? (поехать в Африку, пойти в полицию.)

 Послушайте, вы что-нибудь слышите?

Показ фрагмента из м/ф «Доктор Айболит»  (Бармалей поёт песню о себе). Появляется Бармалей (нарисованный или кукла).

Бармалей: Ха-ха! Не видели ли вы  браконьеров?  Не хотите ли купить редких африканских животных? Из их кожи и меха можно наделать много дорогих вещей.

Дети:  Нет-нет! Редких африканских животных нужно охранять, мы, считаем, что их нужно отпустить.

Бармалей: Ха-ха! Так я и отпустил ваших бедненьких животных! Впрочем, я могу их отпустить, если вы справитесь с моими сложными заданиями. А если не справитесь, тогда я никого не отпущу и отправлюсь искать браконьеров. Ха-ха-ха!!!

Логопед: Ребята, спасём бедных африканских животных, выполним задания Бармалея? (Да.) Мы готовы, Бармалей, начинай.

  1. Д/И «Отгадай, кто это».

Бармалей:

- Для начала проверим, знаете ли вы вообще животных жарких стран. У меня есть запись их голосов, я включаю запись, а вы попробуйте узнать,  кто так кричит.

http://www.spletnik.ru/img/__post/99/99c4ee05bc95593ac4462bfd77aa92e6_887.jpg  СЛАЙД 4.  

На экране знак вопроса, включается запись рёва льва. Дети отгадывают.

http://udf.by/uploads/posts/2014-02/1392036159_lev-27.jpg СЛАЙД 5.  

http://www.spletnik.ru/img/__post/99/99c4ee05bc95593ac4462bfd77aa92e6_887.jpg СЛАЙД 6 – крик обезьяны.

http://arctur-1.narod.ru/animals/Monkeys/images/035_4106.jpg СЛАЙД 7.  

http://www.spletnik.ru/img/__post/99/99c4ee05bc95593ac4462bfd77aa92e6_887.jpg СЛАЙД 8 – крик бегемота.

http://twarini.com/wp-content/uploads/2012/07/begemot_3.jpg СЛАЙД 9.

http://www.spletnik.ru/img/__post/99/99c4ee05bc95593ac4462bfd77aa92e6_887.jpg СЛАЙД 10 – крик крокодила.

http://kri.su/2011/uploads/images/pix/grebnistij-krokodil-2.jpg

  1. Д/И «Отгадай слово» (синтез слов)

Бармалей: Ладно, с этим заданием справились.  Сейчас я буду произносить названия африканских животных  по звукам, а вы должны назвать кто это.

Итак: [л’],[э],[ф]; [з’],[э],[б],[р],[а]; [с],[л],[о],[н]; [ж],[ы],[р],[а],[ф].  (Лев, зебра, слон, жираф)

Бармалей: М-да, не ожидал! Какие умные ребята, уважаю умных ребят, но не хочу отпускать животных, поэтому дам вам более сложное задание. Вот.

  1. Д/И «Чей, чья, чьё, чьи» (образование притяжательных прилагательных  и  употребление Р.п. ед.ч.).

Бармалей: Я никак не мог поймать этих животных, и  мне пришлось обратиться к знакомой Колдунье, она превратила их в невиданного зверя, которого я и поймал. Чтобы их расколдовать, нужно правильно назвать часть тела животного  и назвать кому эта часть принадлежит.

Логопед: Чья у этого зверя голова? (Голова  львиная).

Отвечать будем так: У невиданного зверя голова львиная, значит нужно спасти льва. (У невиданного зверя хобот слоновий, значит нужно спасти слона.

У невиданного зверя шея жирафья, значит нужно спасти жирафа. У невиданного зверя  панцирь черепаший, значит нужно спасти черепаху. У невиданного зверя  хвост крокодилий, значит нужно спасти крокодила. У невиданного зверя ноги носорожьи, значит нужно спасти носорога.)

4.Д/И «Составь предложение» (составление деформированных предложений)

Игра проводится с перекидыванием мяча. Дети стоят полукругом.

Бармалей: Ух-ты! Всё правильно. Но этим вы меня тоже не разжалобите, покажу вам животных только после того, как вы составите про каждого из них предложение, из слов, которые я скажу.

Лев, притаиться, засада, в.( Лев притаился в засаде.)

Жираф, около, стоять, дерево. (Жираф стоит около дерева.)

Слон, пить, из, вода, река.( Слон пьёт воду из реки.)

Крокодил, река, плыть, по.( Крокодил плывёт по реке.)

Черепаха, ползти, океан, к.( Черепаха ползёт к океану.)

Отдыхать, носорог, дерево, под.( Носорог отдыхает под деревом.)

На доску, после каждого правильного предложения выставляются изображения животных.

Бармалей: Опять правильно сделали. Но я не готов расстаться с моими дорогими зверями.

 Звери «закрываются»  в клетке с замком.

 Бармалей:  Я сейчас такое задание, которое вам никогда не сделать, и мне не придётся выпускать животных. Только для начала хочу отдохнуть, косточки размять.

  1. Самомассаж лица.

Дети сидят за столами.

Логопед: Мы и тут тебе угодить можем. Сначала массаж для отдыха.

«Зоосад»

В жарких странах, говорят, (погладить лоб от середины к вискам)

Есть огромный зоосад. (растереть по кругу лоб)                                                          По дорожкам к водопою (нарисовать круги вокруг глаз  - от  внешнего угла глаза к внутреннему, затем от брови к виску)          

Зебры бегают гурьбою. (пощипать брови по направлению от межбровной складки к вискам)                                                                                                             Даже тигров полосатых    

Можно встретить там, ребята,  (нарисовать полоски движением указательных пальцев по направлению от носа к вискам, от носа к ушам)                                                                                                                       А ещё тут носороги

Важно ходят по дороге (нажать указательными пальцами обеих рук парные точки на носу)                                                                      

Знает каждый носорог

Защитит от тигра рог.    (захватить верхнюю губу пальцами правой руки , а нижнюю – левой, смещать губы в противоположных направлениях)                                                                                                                      И спокойно там и тут

Все жуют, жуют, жуют.  (вытянуть губы вперёд трубочкой, совершать                    круговые движения по часовой стрелке)      

А на ветках обезьяны (надуть нижнюю, а затем верхнюю губу воздухом)             Целый день жуют бананы  (постучать напряжённой верхней губой по нижней губе)  

Строят рожицы кривляки – (надуть сначала правую щёку, затем левую)

Павианы и макаки,    

Но замолкнут в тот же миг, (погладить лицо ото лба через щёки к подбородку)                                                                                                                           Как услышат львиный рык. (погладить голову, затем напряжёнными пальцами помассировать кожу головы)

Хорошо живётся им – (растереть спиралевидными движениями пальцев              Не бывает снежных зим!   голову от макушки к вискам, к затылку, затем погладить голову)

  1. Физминутка.

Дети стоят в круге.  

Логопед:  Ребята знают разминку  про обезьянок, это очень помогает размять косточки. Делай вместе с нами.

                                 Обезьянки.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнём,

Посидим и спать пойдём.

7.Д/И «Составление схемы слова».

Бармалей:  Да-а-а, сообразительные ребята мне попались. Вот справитесь с последним заданием, значит, животные отправятся домой, а не справитесь – останутся у меня.

Вот ключи от клетки, но отдам их, если вы правильно составите схему слова  песок.  В Африке столько песка, что просто не проехать, не пройти.

Логопед:                                            

Песок  – это слово? (Да). Выкладываем …  (одну длинную полоску.)

Сколько слогов в слове песок? (2)

Назовите 1й слог. (ПИ)

Назовите 2й слог. (СОК)

Выкладываем …( 2 коротких полоски).

Назовите 1й звук.([П’])

Он гласный или согласный? (Согласный)

Твёрдый или мягкий? (МЯГКИЙ)

Как обозначим? (ЗЕЛЁНЫМ  КВАДРАТИКОМ)

Выкладывают зелёный квадратик.

Остальные звуки аналогично.

В заключении повторяется, сколько в слове песок слогов, с опорой на схему подсчитывается количество звуков, называются все звуки слова по очереди.

8. Д/И «Подбери ключ» (развитие зрительного внимания).

Бармалей:  Очень мне не хочется отпускать животных, да вы, к моему сожалению и вашей радости, выполнили все мои сложные задания, значит, я вынужден их выпустить, как обещал. Но я же Бармалей, я не могу сдаться просто так. Вот вам ключи, но только один из них подходит к замку от клетки. Найдёте его – откроете клетку, нет – будут там животные томиться. Ха-ха-ха. А я пойду изучать Красную книгу.

Бармалей исчезает.

Логопед: Ну что ж, таким заданием нас невозможно испугать. Ребята, как вы думаете, какой ключ нам нужен?

На доске пять ключей, один из них повторяет форму замка, дети выбирают нужный.

9. Д/И «Поезд» (умение делить слова на слоги).

Дети стоят у ковролина.

Логопед: Мы с вами спасли животных от Бармалея, теперь им надо добраться домой в Африку. Как они туда могут попасть? ( на поезде, самолете….)

Логопед: Я предлагаю отправить их на поезде. Первый вагон для животных, в названии которых один слог, второй – 2 слога, третий – 3 слога, 4й – четыре слога. Дети распределяют животных по вагонам.(1й вагон: лев, слон; 2й вагон: жираф; 3й вагон: носорог, крокодил; 4й вагон: черепаха.)

10. Итог занятия

Логопед: Животные говорят вам «спасибо» и отправляются домой. Вы сегодня молодцы, столько заданий выполнили.

Напомните, что же мы делали? (По заданиям Бармалея мы отгадывали слова по звукам,  называли части тела животных, самих животных, составляли схему  слова, подбирали ключ к замку)

Логопед:  Животные поехали в Африку, а вам пора отправляться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы: «Что? Где? Когда?»

Цель: Систематизировать у детей полученные знания на логопедических занятиях;Задачи:- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать;- расширять знания и кругозор;- закреплять знани...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...