Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шипкова Татьяна Адольфовна

Конспект

подгруппового логопедического занятия

по обучению грамоте

с детьми подготовительной к школе группы по теме:

«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_feya_faya_1.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

городского округа Павловский Посад Московской области

Юр. адрес: 142506, Московская область, г. Павловский Посад, 1-ый пер. 1-го Мая, д.1

ИНН/КПП 5035021191/503501001

Конспект

подгруппового логопедического занятия

по обучению грамоте

с детьми подготовительной к школе группы по теме:

«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Шипкова Татьяна Адольфовна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 г.о. Павловский Посад

        16 марта 2023 год

Цель: познакомить детей со звуками [Ф], [Ф’], буквой Ф;

Задачи:

Образовательные: 

учить детей характеризовать и различать звуки[ Ф] и [Ф’].  

совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый;

познакомить с буквой  Ф.

 Развивающие:

учить детей дифференцировать звуки [Ф] и [Ф’];

развивать фонематический слух;

развивать графо-моторные навыки.

 Воспитательные: 

воспитывать умение уважать мнение других;

воспитывать умение слушать друг друга.

 

Оборудование: кукла Фея, звуковые пеналы, карточки с предметными картинками для определения позиции звука в слове, простой карандаш, предметные картинки, фишки (красные, зеленые, синие), картинки с изображением сказочных героев, карточки с заданиями.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

Угадайте кто к нам сегодня придет на занятие?

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет. (фея)

(Появляется кукла Фея)

 А живёт Фея в стране звуков и букв. Любит все звуки, но больше всего, … послушайте как её зовут и узнаете: ФЕЯ ФАЯ  из фиолетовой страны?

Дети: Звуки [Ф] и [Ф’].

Логопед:  Фея Фая просит вас  рассказать, что вы знаете о  звуках  и  буквах.

Логопед: Расскажем? Но сначала  вспомним правила.

 Логопед: Запоминает  наша голова важные поступки,  умные слова. (Дети гладят себя по голове).

Слушаем внимательно. (Подносят руки к ушам).

Смотрим обязательно. (Подносят руки к глазам).

Взрослых не перебиваем. (Грозят указательным пальцем).

При ответе руку поднимаем (руку поднимаем)

Логопед: Послушайте загадку:

Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

Дети: Язык

Логопед: А чтобы язык наш был послушным и хорошо говорил, надо сделать гимнастику.

 Артикуляционная гимнастика.

- лопаточка

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели и др.

2.  Фея спрашивает, какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?

1. ребенок

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

 Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

2. ребенок

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипететь, Но не хочется им петь.

Логопед: Вы правильно сказали, что сегодня будем знакомиться со звуками  [Ф] и [Ф’].

3. Дать характеристику звуку.

 Какой это звук - гласный или согласный?

Когда мы произносим звук [Ф], нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

 Звук [ф] – согласный, твердый, глухой

 Звук [ф’] – согласный, мягкий, глухой.

4. Дифференциация звуков [ф], [ф'] на слух

Логопед: - Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.

5. Дифференциация на слух звуков [Ф] и [Ф’] в ряду слогов

Логопед: Я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

6. Дифференциация на слух звуков в ряду[Ф] и [Ф’]. слов

Логопед:- А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – покажите кулак, а если – звук [ф'], мизинчик.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

7. Игра «Разложи картинки на твердые и мягкие звуки»

На доске дети раскладывают картинки под символами.

Фея Фая любит своего друга жирафа и хочет, чтобы вы показали где у него пятнышки (1 куплет)

Физкультминутка: «У жирафа »

8. Игра «Найди звук» 

Логопед: Фее очень интересно, где находится звук (возьмем карандаши и соединим картинку с соответствующей схемой. Дети проверяют на доске.

9. Упражнение «Выложи слово АРФА»

Фея очень хочет проверить, как вы выложите  название её любимого музыкального инструмента арфа.

Дети выполняют самостоятельно, затем проверяют на доске.

10. Дидактическая игра «Составь предложение»

 Логопед:  Фея хочет  спросить вас  из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Логопед: Давайте составим предложения со словом Фея

(показываю схему предложения из 3 слов)

Дети:

Логопед: Фея - сказочная волшебница. В этом предложении три слова.

(показываю схему предложения из 4 слов)

Логопед: Фея всегда помогает людям. В этом предложении четыре слова.

Знакомство с буквой Ф.

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Логопед  показывает картинку с изображением буквы Ф.

-На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

- Верно, буква Ф надула свои щеки или встала руки в боки .

Пальчиковая гимнастика:

С Феей в звуки мы играем

и слова мы подбираем

Флаг, фонтан, футболка, шкаф,

а может быть жираф,

Пальцы тоже разминаем

 и к заданьям приступаем.

11. Упражнение «Выложи букву Ф из бумажного конструктора».

Логопед: Фея спрашивает на что похожа буква Ф?

Логопед: Из каких элементов состоит буква Ф?

Давайте выложим букву Ф из бумажного конструктора.

Логопед:
Давайте покажем как пишется буква Ф?. (Дети встают и показывают). А теперь прописываем – палочка сверху вниз – кружочек слева – кружочек справа.  

12.  Гимнастика для глаз « Филин»

Фея хочет, чтобы вы показали,как филин выходит на охоту

1.Открывает один глаз, потом второй,

2.Поморгать глазами, сделать большие глаза

3. Смотрит вверх-вниз,затем  по кругу

13.Упражнение «Прочитай слоги» (дети читают поочередно слоги)

Логопед: Молодцы, всё правильно выполнили.

Логопед: Подведем итог. Мы сегодня познакомились с двумя звуками – один твердый [Ф] – обозначаем на схеме синим цветом, второй мягкий [Ф’] – обозначаем зеленым цветом и с буквой Ф.

Логопед: — Молодцы! Наше занятие закончено. Фея Фая приготовили для вас еще интересные задания, их можно будет выполнить дома. Фея Фая  была очень довольна вашей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...