Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Софронова Юлия Евгеньевна

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте  для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_attestatsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                     

                                                      Конспект

 фронтального логопедического

занятия по обучению грамоте

 для детей 6-7 лет с ОНР.

                                              Учитель-логопед ГБДОУ № 78 «Жемчужинка»

Красносельского района Санкт-Петербурга

Софронова Ю.Е.

Санкт-Петербург , 2021

Тема занятия: «Звуки [д], [д`]. Буква Д».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [д] и [д`], знакомство с буквой Д.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [д] и [д`];
  2. закрепить навык различения звуков [д] и [д`];
  3. развивать фонематический слух;
  4. закрепить навык называния первого и третьего слогов в словах;
  5.  упражнять в словоизменении (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  6. развивать высшие психические функции (мышление);
  7. развивать общую моторику;
  8. развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

  1. познакомить с буквой Д;
  2. закрепить знания о звуках [д] и [д`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркало, карточка с буквой Д, картинки с изображениями к дидактической игре «Скажи ласково» (день, дым, дождь, холод, друг, дети, дым, след, сад, диван, подушка, карандаш).

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляция звуков.

3. Характеристика звуков.

4. Речевая зарядка.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Дидактическая игра «Назови первый и третий слоги в словах».

7. Дидактическая игра «Скажи ласково».

8. Физкультминутка.

9. Подбор родственных слов.

10. Работа в тетрадях.

11. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.

Логопед просит детей встать в

кружок.

- Ребята, за парту сядет тот,

 кто назовёт мне слово со

 звуком [д] или [д`].

Логопед спрашивает одного из детей.

- Правильно, садись на свое

 место.

Далее – он опрашивает всех

 детей по очереди.

- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- С какими?

Дети встают в круг.

Ребенок называет слово со звуком [д], садится за парту.

Дети отвечают и занимают свои места.

- Да.

- [д] и [д`].

2 мин

2 Основная часть.

1. Артикуляция звуков.

Логопед показывает детям карточку с буквой Д.

- Это какая буква?

- Правильно. А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки [д] и [д`]. Сначала скажем все вместе [д-д-д]. Говорим правильно.  Зубки у нас сближены, но не сомкнуты. Кончик язычка за верхними зубками стучит. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком [д`].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

2. Характеристика звуков.

-  Давайте вспомним, что мы знаем о звуках [д] и [д`]. Какой звук [д]?

- Почему он согласный?

- А почему звонкий?

- А чем отличается звук [д] от звука [д`]?

3. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Да—до—ду—ды;

- Зда - здо—зду—зды;

- Ди—де—дя – дю;

- Зди—здездя—здю.

4. Развитие фонематического слуха.

- Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте.  Сейчас я буду произносить слоги, и если вы услышите слог со звуком [д] или [д`],  хлопните в ладоши.

Словарный материал:

Да, бо, ты, ди, ба, ту, до, ти, де, бы, та, пе, ду.

- А теперь я буду произносить слова. Если вы услышите в них звук [д] или [д`],  также хлопните в ладоши.

Словарный материал:

вода, буквы, барабан, шуба, дерево, вата, дом, топор, дело, проводы, думать, дорога, беда, тропа, день, подарок, здание.

5. Дидактическое упражнение «Назови первый и третий слоги в словах».

- Молодцы. А теперь я буду говорить слово, а вы должны назвать в нем первый слог. Понятно задание?

- Дедушка.

Словарный материал:

Девочка, дети, девять, дерево, дача, дом, дымок.

- Хорошо. А теперь третий слог назовите.

Словарный материал:

Награда, погода, помада, наряды, секунда, веранда.

6. Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Правильно. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласково». Как мы ласково назовем дом?

Словарный материал:

День, дым, дождь, холод, друг, дети, дым, след, сад, диван, подушка, карандаш.

- Д.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети произносят [д-д-д] сначала вместе, а затем по очереди.

Дети произносят [д`-д`-д`] сначала вместе, а затем по очереди.

- Согласный, твердый, звонкий.

- Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху.

- Потому что горлышко работает, вибрирует.

- [д]- твердый, а [д`] – мягкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги и фразы.

Дети хлопают в ладоши при наличии в слоге звука [д] или [д`].

Дети хлопают в ладоши при наличии в слове звука [д] или [д`].

- Да.

- Де.

Дети справляются с заданием.

- Домик.

Дети выполняют задание.

12 мин

3 Физкультминутка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети прыгают;

перескакивают с одной ноги на другую;

наклоняются сначала влево, затем вправо;

«грозят» пальчиком;

Улыбаются;

перескакивают с одной ноги на другую.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

 Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради, раскрасьте и напишите по образцу букву Д, слоги и слова с ней (Д, д, Да, Ди, Дом, Дети, Сад). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. Подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.

- [д] и [д`].

- Речевая зарядка.

- Хорошо.

2 мин

30 мин

Используемые ресурсы:

-Сайт « Логопедия, Психология, Педагогика»(vk.com/logopedia)

- А. Попова « Конспекты занятий»)

-Л.С Лылова « Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста»;

-О.Н.Лиманская « Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Методическая разработка Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация звуков [П]-[Б] разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические ...