Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на тему: "Звук и буква Т"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 11. Звук и буква Т.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  1.  познакомить детей со звуком и буквой Т;
  2.  научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.

Коррекционно-развивающие:

  1.  развивать у детей фонематические процессы;
  2.  закреплять понятия: слог, слово, предложение;
  3.  упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход занятия

 1. Организационный момент.

Логопед: вспомните слова, в которых есть звук Н.

2. Развитие общей моторики. «Подарки».

Пошла Маша на базар,

Дети ходят по кругу друг за другом.

Принесла домой товар:

Останавливаются.

Родной матушке платок,

Показывают.

По середочке цветок;

Упражнение «Цветок»

Братьям – соколам -

Делают повороты в стороны. Руки на поясе.

По козловым сапогам;

Наклоняются, не сгибая коленей, касаясь пальцами рук носков ног.

Сестрицам – лебедицам -

Сжимают и разжимают переплетённые пальцы рук.

По белым руковицам.

Вращают ладонями с расставленными пальцами.

3. Развитие мелкой моторики. «Штанишки для мишки».

Нитку тянем, отрываем

(Изобразить)

И в иголку продеваем.

(Изобразить)

Будем шить рубашку мишке

(Изобразить размашистые стежки)

И сошьём ему штанишки.

(Встряхнуть кистями, как бы показывая готовую одежду)

4.        Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

5.        Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

6.        Развитие артикуляционной моторики.

  1. Спокойное открывание — закрывание рта.
  2. Удержание открытого рта под счет до пяти.
  3. Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.
  4. «Болтушка» (языком).

7.        Работа над развитием дыхания и голоса.

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».

8.        Объявление темы занятия.

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.

9.        Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета. Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т.

10.        Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.

11.        Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.

Физкультминутка «Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

 Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой

 — Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова

12.        Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).

13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот. Деление слов на слоги.

14. Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов. Дети подсчитывают количество слов в предложениях.

15. Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т.

Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петух.)

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...

Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Технологическая карта фронтального логопедического  занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....