Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Капустина Елена Владиславовна

Технологическая карта фронтального логопедического  занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фронтального логопедического  занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Домашние животные».

Тема занятия: «Ветеринарная клиника».

Цель: создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, пользе для человека.

Задачи:

*коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Домашние животные»;

- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;                                                                                          

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в предложениях.                            

*коррекционно-развивающая:

- развивать умение слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог.

*коррекционно-воспитательная:

- прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: игрушечные животные, халаты, шапки, карандаши и бумага для рецептов, игровой набор «Больница», аудиозапись с голосами домашних животных.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы), чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», Э. Успенский «Играли в больницу», рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др., беседа с детьми о работе ветеринарного врача, изготовление с детьми атрибутов к игре (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровые роли: ветеринарный врач, медсестра, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы и приемы работы

Приветствие. Создание атмосферы психологической комфортности

Поприветствовать детей, установить зрительный контакт. Дать установку на успешную деятельность. Педагог читает стихотворение:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети стоят в кругу. Выполняют упражнение в соответствии с текстом.

Постановка проблемы

Актуализация знаний

Создание игровой ситуации.

Затруднение в игровой ситуации или постановка проблемы.

Сюжетно-ролевая игра

Итог занятия. Осмысление.

Ребята, сегодня нам пришло письмо от Доктора Айболита.

Давайте прочитаем его. Доктор Айболит пишет, что он сейчас в «Лесной больнице», где у него много больных. И он не успевает приехать в наш город, чтобы лечить живущих здесь животных и просит нас помочь ему. Поможем?

- Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у вас домашние питомцы (животные).

- А каких еще домашних животных вы знаете?

- Почему этих животных называют домашними?

- Где живут? Рядом в комнате?

- А какую пользу приносят домашние животные?

- Скажите, ребята, а куда обращаются владельцы животных, если их питомцы болеют?

- Вспомните, кто работает в ветеринарной лечебнице.

- Давайте, мы у нас в группе организуем свою ветеринарную клинику и тем самым поможем Доктору Айболиту. Вы согласны?

Распределение ролей.

- Кто кем хочет работать  в нашей  клинике?

- Ребята, перед вами коробка с игрушками.

- Вам необходимо выбрать только те игрушки, которые будут нужны для игры «Ветеринарная клиника».

- Какие предметы возьмем?

- Прежде чем вести своих питомцев в ветеринарную клинику хозяевам нужно их покормить. Чем будете кормить своих животных?

- Наша ветеринарная клиника открыта!

Работники клиники на своих рабочих местах, а питомцы и их владельцы ждут своей очереди.

- Ребята, мы с вами разговариваем, и животные тоже разговаривают.

- Как говорит кошка?

- Собака?

- Корова?

- Лошадь? и др.

Включается запись «Кто как кричит?», на которой записаны голоса домашних животных.

Дается установка: давать полный ответ.

- Ребята, перед вами кошка и собака. Посмотрите внимательно на них и подумайте, чем они похожи.

- А теперь подумайте, чем они отличаются.

Аналогично обсуждаются корова и лошадь.

- Наша ветеринарная клиника закрывается. Доктор Айболит благодарит всех за работу!

- Ребята, как вы считаете, получились из вас хорошие работники ветеринарной клиники и хозяева домашних питомцев? Что вам в этом помогло?

Ответы детей.

- Свинья, козел, овца, корова, лошадь, собака, кошка, кролик.

- Потому что, они живут рядом с человеком. Человек о них заботится.

Умозаключения детей.

- Каждый в своем домике. Собака – в конуре (будке), кошка – в комнате, корова – в хлеву, свинья – в свинарнике, лошадь – в конюшне. 

- Собака охраняет дом. Корова дает молоко и мясо. Баран дает шерсть и мясо. Лошадь катает людей и перевозит тяжелые грузы.

- В ветеринарную клинику.

- Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки.

Принятие на себя роли.

Дети выбирают атрибуты, объясняя свой выбор

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Построение диалога между детьми.

В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных.

Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.  Медсестра выписывает рецепт.

Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д.

Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Дети проговаривают полным предложением («Я слышала, как мычит корова»)

Идет сравнение двух животных, делается вывод детьми.

- Да!

- Любовь к животным, знания о домашних животных, умение заботится о них.

Рассказ педагога

Вопросы и ответы, требующие констатации.

Постановка вопроса

Создание проблемной ситуации.

Демонстрация наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...