Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;

- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;

- развивать фонематический слух;

- закрепить понятие о месте звука в слове – звук в начале слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодику;

- тренироваться в выделении звука из состава слогов, слов (ударный звук в начале);

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_6_po_fgos._starshaya_gruppa._zvuki_a_u_o.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе  по теме: «Звуки У-А-О». Занятие №6

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;

- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;

- развивать фонематический слух;

- закрепить понятие о месте звука в слове – звук в начале слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодику;

- тренироваться в выделении звука из состава слогов, слов (ударный звук в начале);

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 - зеркала;

- предметные картинки на звуки А, У, О;

- карточки-символы звуков А,У, О;

- схема для характеристики звуков;

- цветные фишки для ЗБА;

- счетные палочки.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникатив-ное развитие , речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент

Игра «Слушай – повторяй»

На место сядет тот, кто правильно повторит за логопедом.

Мак-бак-так

Лук-бук-тук

Ток-бок-сок

Бок-бак-бук

Рок-рак-рык

Дам-дом-дым

 

И т.п.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики. «Осенью».

Опустел скворечник,

Улетели птицы (машут руками как крыльями)

Листьям на деревьях

Тоже не сидится (приседают).

Целый день сегодня

Все летят, летят… (идут по кругу, машут руками).

Видно тоже в Африку

Улететь хотят (бегут по кругу).

И.Токмакова.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Развитие мелкой моторики.

« Журавли»

Летят лениво журавли,

Летят они, прощаются…

(взмахи перекрещенными кистями рук),

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, озерами

С родимыми просторами.

(Загибают по одному пальцу, начиная с большого).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие мимических мышц.

Выразить состояние печали и грусти («вы прощаетесь с улетающими птицами),

Выразить радость, («птицы вернулись в родные края»)

Физическое развитие

 двигательная деятельность

6. Артикуляционная гимнастика.

- «Окошко» закрывается  и открывается;

- «Пожевывание» - жевательные движения в медленном темпе;

- «Отставление» нижней губы от десен;

- «Втягивание» нижней губы внутрь рта;

- «Индюк».

Физическое развитие

двигательная деятельность

7. Развитие дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно А-----------.

Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести У-------------

Вдохнуть и на выдохе произнести протяжно О--------------

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

- Мы уже познакомились со звуками А, У, О , сегодня мы будем учиться их различать.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, затем сравнивают, чем они похожи и чем отличаются.

Сходство – гласные;

Отличие – артикуляция;

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

10. Загадки:

Это старый наш знакомый:  

Он живет на крыше дома –

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.  

Он летает на охоту  

За лягушками к болоту.            (Ответ: Аист)

Встреча с ними  - ой,  беда,  

Нос - как острая игла,

 В щель забьются, вроде спят,

 Только тронешь - зажужжат.          (Ответ: Осы)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …                         (Ответ: Утка)

Выделение первого звука из слов АААист, УУУтка, ОООсы.
 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физкультминутка.

Выполнять движения по тексту.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

 Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звуков в слогах.

Выделение начальных звуков АП, УП, ОМ,  АН, УН, ОК, УМ, АМ, ОП и др.

- Сколько звуков вы слышите? (2)

- Какой первый звук?

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Закрепление звуков в словах.

 

Дети называют картинки на звуки А, У, О выставленные на доске. После этого поочередно выходят, берут понравившуюся картинку и определяют первый звук в ее названии.

Если ребенок ответил правильно – он забирает картинку к себе на место.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звуков в предложениях. 

Составление предложений со словами – названиями картинок.

- У меня АСТРА, а у тебя нет АСТРЫ!

- У меня УТЮГ, а у тебя нет УТЮГА!

- У меня ОКНА, а у тебя нет ОКОН!

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звуков в тексте.

Повторение за логопедом:

Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Оп-оп-оп – мы в ладоши хлоп!

Ап-ап-ап – дождь идет, кап-кап!

Ус-ус-ус – у Сани укус!

Ом-ом-ом – в речке большой сом!

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- Какие звуки учились различать?

- В чем их сходство?

- В чем различите?

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Составить схемы звукосочетаний:

АО, УА, ОУ

АОУ, УАО, ОУА

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Учить выделению последнего глухого согласного звука и начального глухого согласного звука на примере звука П.Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять...