Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"
план-конспект занятия (старшая группа)

Болдырева Ирина Павловна

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dikie_zhivotnye.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Государственное образовательное учреждение

                                начальная школа – детский сад № 687

                   «Центр реабилитации ребёнка»

Конспект фронтального логопедического занятия по            коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения

                                                                              Подготовила:

учитель – логопед Болдырева И.П.

                     

Санкт-Петербург

2011г.

Лексическая тема: «Дикие животные»

Задачи:

- Расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»: закрепить названия диких животных и их детёнышей, названия жилищ диких животных, расширить предикативный словарь.

- Совершенствовать грамматический строй речи:

* развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

* закреплять умение образовывать имена прилагательные от наречий;

* упражнять детей в словообразовании имён существительных с помощью суффиксов

1-я подгруппа (старший дошкольный возраст, дети с ЗПР): образование  существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов,

2-я подгруппа (подготовительный к школе возраст): образование существительных при помощи суффикса –ищ.

*Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

- Учить отвечать на вопросы:

1-я подгруппа (старший дошкольный возраст, дети с ЗПР): простым распространённым предложением;

2-я подгруппа (подготовительный к школе возраст): сложноподчинённым предложением.

- Развивать наглядно-образное и понятийное мышление.

- Развивать зрительное восприятие и внимание.

- Развивать мелкую моторику.

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

- Расширять кругозор.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарь

1-я подгруппа:

*существительные: животное, зверь, лес, медведь, медвежонок, медвежата, волк, волчонок, волчата, лиса, лисёнок, лисята, лисичка, заяц, зайчонок, зайчата, зайчик, ёж, ежонок, ежата, ёжик, белка, бельчонок, бельчата, белочка, детёныш, тело, морда, мордочка, лапа, лапка, шерсть, мех, хвост, хвостик, берлога, дупло, нора, логово;

*прилагательные: холодная, дождливая, пасмурная, ветреная, дремучий, заснеженный, дикий, хитрый, голодный, злой, белый, серый, заячий, беличий, волчий, лисий, косолапый;

* глаголы: спать, сосать (лапу), охотиться, прыгать, бояться, хитрить, дрожать, убегать, сворачиваться (клубком), разворачиваться, собирать.

2-я подгруппа:

*существительные: рысь, рысёнок, рысята, кабан, поросёнок, поросята, кабанище, лось, лосёнок, лосята, лосище, волчище, зайчище, рога, копыта, когти, лёжка;

*прилагательные: хищный, травоядный, пятнистая, лосиные, кабаньи, медвежьи, рысьи;

*глаголы: рыскать, нападать, красться, запутывать следы,  спасаться, пастись, сбрасывать (рога), искать (корм), высматривать, нюхать, запасать.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картина «Дикие животные в лесу», фотографии с изображением диких животных и их детёнышей, дидактическая игра «Накорми животных», картина к игре «В лесной глуши», ёлочки для леса.

Раздаточный материал: контейнеры с крупой, фигурки диких животных, карточки для игры «Накорми животных», мячик.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детёнышей, отгадывание загадок о диких животных, беседы о сезонных изменениях в природе и их влиянии на образ жизни диких животных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед организует приветствие с детьми. Предлагает подойти к контейнерам с крупой и найти предметы, которые спрятаны в них.

Логопед. Что вы нашли?

Ответы детей. Мы нашли фигурки животных.

Логопед. Назовите животных, которых вы нашли.

Ответы детей. Я нашёл хитрую лису. Я нашла пятнистую рысь. И так далее.

Логопед. Какие это животные.

Ответы детей. Это дикие животные.

Логопед. Почему их называют дикими?

Ответы детей. Они живут в лесу. Сами добывают пищу, сами строят себе жильё, сами о себе заботятся.

Логопед. Как по-другому можно назвать диких животных?

Ответы детей. Звери.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных. А сейчас поставьте фигурки диких животных в лес.

 Логопед приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

  1. Рассматривание картины «Дикие животные в лесу» и беседа по ней.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Дидактическое упражнение «Слова действия».

Логопед задает вопросы, что может делать волк (лиса, медведь и так далее).

  1. Дидактическое упражнение «У кого кто?»

Логопед показывает и называет дикое животное, дети называют сначала одного детёныша, потом детёнышей.

  1. Дидактическая игра «Накорми  животных»

Логопед приглашает детей подойти к магнитной доске и угостить животных.

Ответы детей старшей подгруппы. Я угощу белочку орехами и грибами. Я угощу медведя мёдом и малиной. И так далее.

Ответы детей подготовительной к школе подгруппы. Я угощу рысь мясом, потому что рысь – хищник. Я угощу кабана корешками и желудями, потому что он их любит. И так далее.

  1. Игра с мячом

Логопед предлагает детям встать в кружок.

Для детей старшей подгруппы: дидактическое упражнение  «Назови ласково».

Логопед. Я бросаю вам мяч и называю дикое животное или часть тела дикого животного. Вы ловите мяч и называете это животное ласково (или часть тела дикого животного).

Лиса -…….., заяц  - ……., белка - ……, хвост - …….., лапа -………., голова - ……., нора - …………., шерсть- ………..

Для детей подготовительной  подгруппы: дидактическое упражнение  «Это кто такой большой?»

Логопед. Я бросаю мяч и называю дикое животное. Вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии была частица -ищ.

Лось - лосище, кабан - ……, волк - ……, заяц - ……, медведь – …..

  1. Игра «В лесной глуши»

В лесной глуши спрятались звери. Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите.

Для старшей подгруппы:

Логопед. Чьи уши, вы видите за пеньком?

Ответы детей. Я вижу за пеньком заячьи уши.

Логопед. Чей хвост вы видите из-за ёлочки?

Ответ. Я вижу  лисий хвост.

Логопед. Чью морду вы видите за кустом?

Ответ. Я вижу за кустом волчью морду.

Логопед. Чей хвост вы видите в дупле?

                 Ответ. Я вижу в дупле беличий хвост.

Логопед. Посмотрите внимательно, кто прячется за деревом? Расскажите, что вы видите.

Дети подготовительной подгруппы:

Я вижу  лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

Я вижу медвежьи лапы, значит, за деревом прячется медведь.

 

  1.  Итог занятия. О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...