Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Заякина Ольга Александровна

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_zhivotnye_zharkikh_stran.docx33.34 КБ
Файл chast_1.pptx2.22 МБ
Файл chast_2.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий.

Тема: «Животные жарких стран».

        

Цель: развитие лексико-грамматических категорий.

Задачи:

  • образовательные: расширение преставлений детей о животных жарких стран и их внешнем виде, питании, детенышах; знакомство детей с континентом Африка и его географическими объектами (остров Занзибар, пустыни Калахари, Сахара, река Лимпопо);
  • воспитательные: воспитание интереса к животному миру планеты; воспитание чувства сострадания к животным; воспитание отзывчивости и бережного отношения к природе;
  • развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; развитие памяти; развитие операций мышления (обобщение, классификация, анализ, синтез); развитие силы голоса;
  • коррекционные: обогащение, уточнение, активизация словаря на материале лексической темы; развитие грамматического строя речи (развитие умения образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные; развитие умения образовывать и употреблять в речи существительные в И.п. мн.ч., Р.п. мн.ч., Д.п. ед. и мн. ч., В.п. ед. и мн. Ч.); развитие умения составлять простые распространенные предложения.

Оборудование:  компьютер, мульти-медиа проектор, глобус, почтовый ящик.

Наглядный материал: телеграмма; эмблемы для станций (остров, пустыни, река); плакат джунгли, на котором изображены прячущиеся животные (тигр, жираф, слон, носорог, крокодил, обезьяна); карточки с изображением мяса, травы; карточки, на которых изображены члены семьи животных, птиц (тигр, слон, жираф, верблюд, страус); карточки, на которых изображены больные животные [1].

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть:
  • орг. момент

  • вводная беседа

- Здравствуйте, ребята, проходите, присаживайтесь. У нас сегодня гости.

- Спинку ровненько держите,

Ушки навострите,

Смотрите вы внимательно,

Выполняйте все старательно!

На столе стоит почтовый ящик с поднятым флажком, что означает, пришло письмо.

- Ребята, посмотрите внимательно, что же вы заметили?

Письмо извлекается из почтового ящика, педагог зачитывает:

«Телеграмма от Гиппопотама!

Приезжайте в Африку скорей,

Спасите наших малышей!

Наши дети заболели.

У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!» [1].

- Ребята, кто же может помочь бедным малышам в далекой Африке?

- Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

Он известен, знаменит,

Это доктор… [1].

СЛАЙД 1: Появляется изображение доктора Айболита.

- Конечно, это доктор Айболит, ему срочно нужно отправится в Африку, чтобы вылечить бедных зверят!

- Ребята, а где же находится Африка?

Педагог показывает материк на глобусе.

- Ребята, Африка очень-очень далеко. Как же мы доберемся до нее?

- В путешествие мы отправимся с помощью волшебного глобуса.

- Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стулья.

Дети замечают флажок, говорят, что пришло письмо.

Предположения детей.

 - Айболит!

Предположения детей.

Предположения детей.

II. Основная часть:

  • развитие лексико-грамматических категорий

  • развитие силы голоса

  • образование и употребление притяжательных прилагательных

  • образование и употребление существительных в Р.п. мн. ч.

  • употребление существительных в Д.п. ед.ч.

  • образование притяжательных прилагательных

  • образование и употребление существительных в И.п. мн.ч., В.п. ед. и мн.ч., Д.п. ед. и мн.ч.
  • развитие умения составлять простые распространенные предложения

СЛАЙД 2: под звуки Африки появляется изображение континента.

- Ребята, посмотрите, вот она Африка! Здесь очень жарко, знойно. В Африке есть бескрайние пустыни – где только один песок (КАРТИНКА: ПУСТЫНИ), и африканские джунгли с густыми зарослями пальм (КАРТИНКА: ДЖУНГЛИ).

СЛАЙД 3: изображение Африки.

- Посмотрите, какая большая Африка, мы даже и не знаем, куда ехать дальше (СЛАЙД 3: включается звук, на карте появляются названия)!

Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-по,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо! [1].

- Мы теперь знаем куда ехать! Итак, отправляемся на Занзибар (СЛАЙД 4: выделяется название и появляется соответствующая картинка)! Занзибар – это остров [2]!

СЛАЙД 4: звучит голос:

В Африке очень опасно,

В Африке очень ужасно!

Прячется в джунглях много зверей,

Отыщи-ка их поскорей!

- Почему же в Африке опасно?

- Правильно, в джунглях обитают очень опасные животные, поэтому в нашем путешествии нужно быть очень внимательными.

- На чем же мы можем добраться на остров?

- На остров мы отправимся на пароходе! Ребята, вставайте друг за другом.

- Машет с пристани народ,

Отплывает пароход,

Отплывает пароход,

Над водой гудок поет!

- Гудок поет тихо: «Уууу!», теперь громко!

- Ребята, давайте же посмотрим, где остров?

- По волнам, по волнам,

Подскажи нам, капитан,

Когда причалим к берегам?

Дети вместе с педагогом подходят к острову (пространство группы организованно по станциям, на каждой станции прикреплена эмблема, соответствующая изображению на проекторе).

- Ребята, давайте внимательно посмотрим, кто же спрятался в джунглях?

- Как вы догадались, что это лев?

- Голова льва, чья голова?

СЛОВА: тигриные лапы, жирафья шея, слоновий хобот,  носорожий рог, крокодильи зубы, обезьяний хвост.

- Ребята, в джунглях, живет много…

- Молодцы, вы были очень внимательны, узнали животных, которые спрятались в джунглях.

- Куда же мы отправимся дальше? Присаживайтесь, сейчас посмотрим на нашу карту (СЛАЙД 5).

- А дальше мы отправимся… в Калахари (СЛАЙД 5: выделяется название и появляется соответствующая картинка).

- Это пустыня Калахари. Это необычная пустыня, среди ее песков растет трава и кустарники, а также здесь живет много животных [2]!

СЛАЙД 5: включается звук:

Калахари, Калахари,

Ты полна чудесами,

Средь твоих пустырей,

Много разных зверей.

В гости к ним приходи,

Угощенье приноси!

- Ребята, скорее в Калахари, посмотрим, кто же там живет!

Дети вместе с педагогом отправляются в Калахари (станция «Калахари»).

- Ребята, посмотрите, кто живет в Калахари?

СЛОВА: антилопа, зебра, жираф,  лев, леопард, гиена.

- Чем же мы будем их угощать?

Педагог выставляет карточки, на которых изображен кусок мяса, листья.

- Как называются животные, которые едят мясо?

- Животные, которые едят траву, листья – это…

- Давайте угостим наших животных. Хищникам дадим мясо, а травоядным – траву.

- ОБРАЗЕЦ: Льву дадим мясо. Он хищник.

- Молодцы! Угостили животных! Теперь они не опасны.

- Можем отправиться дальше, давайте посмотрим на карту (СЛАЙД 6).

- Сейчас мы поедем… в Сахару (СЛАЙД 6: выделяется название и появляется соответствующая картинка)!

- Сахара – это самая большая и жаркая пустыня. В Сахаре очень редко идет дождь. Капли не долетают до земли, они испаряются. А еще в Сахаре бывают очень сильные ветра, они поднимают песок до самого неба [2].

СЛАЙД 6: включается звук:

Вот сильнейший ураган,

Он на Африку напал:

Поднялись пески пустыни,

Не найти родных отныне.

- Что произошло в Сахаре?

- Песчаная буря принесла беду! Что случилось?

- Ребята, срочно отправляемся в Сахару!

Дети вместе с педагогом отправляются в Сахару (станция «Сахара»).

- Ребята, посмотрите, звери из-за песчаной бури перепутали свои семьи, давайте поможем им отыскать друг друга.

- Папа лев, мама львица, детеныш – львенок. Это львиная семья.

СЛОВА: тигр, слон, жираф, верблюд, страус.

- Молодцы, помогли животным и птицам найти свои семьи!

- Что же дальше, смотрим на карту!

- Теперь отправляемся в… Лимпопо (СЛАЙД 7: выделяется название)!

СЛАЙД 7: появляется изображение Лимпопо.

- Лимпопо – это река в Африке, ее называют крокодилья [2].

СЛАЙД 7: включается звук:

И вперед полетел Айболит,

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» [1].

Дети вместе с педагогом отправляются в Лимпопо (станция «Лимпопо»).

- Кто ждет Айболита? (перечисление существительных в И.п. мн.ч.)

- Кого будет лечить Айболит? (употребление сущ. в В.п. ед. и мн. ч.).

- Кому поможет Айболит? (употребление сущ. в Д.п. ед. и мн. ч.).

- В Африке опасно потому, что в джунглях прячется много опасных зверей.

Предположения детей.

Дети выстраиваются друг за другом, выполняют упражнение.

Дети выполняют.

Дети смотрят в бинокль (пальцы рук соединены в кольцо с большим пальцем), ищут остров.

- В джунглях прячется лев.

- Видна голова льва.

- Львиная голова.

Дети перечисляют.

Дети присаживаются на стульчики.

Дети перечисляют.

- Животных будем угощать мясом, травой.

- Животные, которые едят мясо - хищники.

- Травоядные.

Дети выполняют упражнение.

Дети садятся на стульчики.

 

- Произошла песчаная буря!

- Пропали родные.

Дети выполняют по аналогии.

Дети садятся на стульчики.

Дети перечисляют.

III.Заключительная часть:

  • итог

  • оценка

- Ребята, мы помогли Айболиту добраться до больных зверят. Теперь Айболит будет лечить животных, а нам пришло время возвращаться в группу.

- Волшебный глобус я кручу,

В детский сад попасть хочу!

- Ребята, где же мы сегодня побывали?

- Зачем мы отправлялись в Африку?

- Что было сложного в путешествии?

- Что было интересного?

- Ребята, спасибо большое, вы помогли Айболиту добраться до Лимпопо!

Дети садятся на стульчики.

- Мы побывали в Африке.

- Мы помогли Айболиту добраться к животным Африки!

Дети отвечают.

Используемая литература:

  1. Чуковский К. И. Доктор Айболит. М.: Детская литература, 1972. 36 с.
  2. Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. 2-е изд. доп. – М.: Советская энциклопедия, 1989. 592 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Занзибар Калахари Сахара Лимпопо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Калахари Сахара Лимпопо Занзибар

Слайд 2

Калахари Сахара Лимпопо Занзибар

Слайд 3

Калахари Сахара Лимпопо Занзибар

Слайд 4

Калахари Сахара Лимпопо Занзибар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект фронтального логопедического занятия (по развитию лексико-грамматического строя речи) "Путешествие по Москве"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по Москве". На занятии дети знакомятся с достопримечательностями  города Москвы, знакомятся с историей возн...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....