Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Предназначено для детей 5-6 летнего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весна».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей называть признаки времён года;

- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

- развивать мышление и связную речь;

- закреплять навык использования в речи некоторых предлогов;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением тающих сосулек (капели), проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, яркого солнышка, майских жуков и другие.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплее и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна».

  1. Объявление темы.

Логопед: Дети! К нам пришла долгожданная весна. А чем же весна отличается от других времён года? Послушайте мой рассказ про весну.

  1. Вводная беседа.

Весна.

Весной солнышко поднимается выше над землёй и не только светит, но и греет. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе лёгкие, пушистые, перистые – как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них набухают и лопаются почки, появляются листочки. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. Появляются первые весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник. День становится длиннее, а ночь – короче.

Весной прилетают птицы. Они красиво поют, ищут корм и вьют гнёзда. Животные, которые были в спячке, просыпаются и ищут пищу. Некоторые звери меняют старую зимнюю шубку на новую.

Майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

Дети, запомните названия весенних месяцев: март, апрель, май.

  1. Развитие мелкой моторики. «Птички на отдыхе».

Птички полетели,

«Птички»

Крыльями махали,

Махи кистями.

На деревья сели,

Изображаем «дерево» каждой кистью.

Вместе отдыхали.

Изображаем «птицу» каждой кистью.

        

  1. Развитие общей моторики. «Весна».

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

Дети бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают и встают.

И на все цветы вокруг.

«Цветок» над головой.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Дети, внимательно посмотрите на картинки и скажите, без чего не может быть весна?

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников.

Игра «Один-много».

Логопед: Дети, давайте посмотрим, чего бывает много весной.

Одна что? (Лужа.) Если их несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей – ручьи – ручьев.

Дерево – деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз.

Загадки.

Потемнели снега,

Побежали ручьи,

И мороз не рисует

На окнах цветы.

День прибывает.

Когда это бывает? (В марте.)

Солнце весело печет,

Снег водою с крыш течет.

Посмотри – река играет,

Лёд в кусочки разбивает!

Мы забыли про капели.

Когда это бывает? (В апреле.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

Черен, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит – воет, а сядет – землю роет. (Жук.)

Не зверь, не птица – нос как спица. (Комар.)

Игра «Подбери слово».

Подбор прилагательных к слову «весна»: ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, весёлая, звонкая, цветущая, холодная, тёплая.

Игра «Исправь ошибку».

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Тает снег, потому что текут ручьи.

Игра «Составь рассказ».

Согласование слов между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

  1. Итог занятия.

Логопед: Дети, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект фронтального логопедического занятия (по развитию лексико-грамматического строя речи) "Путешествие по Москве"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по Москве". На занятии дети знакомятся с достопримечательностями  города Москвы, знакомятся с историей возн...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....