коррекция произношения звука р у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Алла Ивановна

В норме в пяти годам ребенок должен четко произносить все звуки родной речи. Материалы пособия предназначены для использования в работе с детьми дошкольного возраста с целью автоматизации звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_r.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проговаривать слова:

Травы, трап, травка, трасса, трос, тройка, трогать,

труд, трубка, трудный, матрац, тетрадь, метро, ситро, матрос, ватрушка, петрушка, отрывок.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, дружный, подруга.

Пудра, выдра, ведра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Брат, враг, врач, грач, град, гранит, граната, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, цифра, хранить, храпеть.

Брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, громко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок,  Фрося, фронт.

Брусника, груз, груша, группа, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты.

Брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, Крым, закрыть, прыгать, прыжок.

Рак, ура, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сырок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, розовый.

Беру, нору, жару, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза.

Рысь, рыба, рыжик. рынок, рыхлый дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть.

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида.

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружье, румяный, рубанок, рукавица.

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, боксеры, шахтеры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.

Вар, дар, шар, пар, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, сорт, горка, орден, торт, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, куртка, дежурный, Мурка, сыр, дырка, бобер, актер, монтер, шофер, верба, верно, мерка, мир, мир, тир, кефир, мундир, пассажир, командир, арбуз, повар, сахар, барсук, картон, карман, катер, мастер, зерно, черта, вернуть, держать, терпеть.

Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, сортировать, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, самовары, пробраться, разворачивать, раскрывать, раздразнить, раздробить, распороть.

Проговаривать:

Ра – ра – ра – мне вставать уже пора!

Ра – ра – ра – каша есть из топора.

Ра – ра – ра – готовят вкусно повара.

Ро – ро – ро – летит легкое перо

Ро – ро – ро – сливают молоко в ведро

 Ру – ру – ру – что у медведя во бору?

 Ру – ру – ру – сама посуду уберу.

Ру — ру — ру — я сама зашью дыру

 

Ор – ор – ор – подмету сама я двор,

Ор – ор – ор – мы белили коридор,

Ор – ор – ор – едет дедушка Егор.

Ур — ур — ур — повесим новый абажур

Ур — ур — ур — наша Маша кормит кур

Ир — ир — ир — все выпили кефир?

Ир — ир — ир — пусть везде будет мир

Ары — ары — ары — вечером включают фары

Ары — ары — ары — потушили все пожары

Оры — оры — оры — мы сажали помидоры

Тра — тра — тра — посидим у костра

Тру — тру — тру — встану рано поутру

Тру — тру — тру — быстро тряпкой пыль сотру

Тру — тру — тру — дрожат листочки на ветру

Вры — вры — вры — стелим новые ковры

Бры — бры — бры — быстро строят дом бобры

Тры — тры — тры — плывут большие осетры

Проговаривать предложения:

Серая ворона. Быстрая ракета. Озорной воробей. Морская рыба. Российский сыр. Дорогой подарок. Царский трон. Северный ветер. Пестрая рубашка. Старший брат. Открытая фрамуга. Красивый графин. Гром грохочет. Крутой поворот. Верный друг.

Трудный урок. Другая сторона. Мокрая трава. Черная смородина. Сорная трава. Быстрая спортсменка. Быстроногий страус. Грозная стража. Гитарная струна. Громадная стройка. Просторная квартира. Быстрый разговор. Красивый фарфор. Красная крышка. Черный воротник. Шиферная крыша.

Трудная работа. Кружевной узор. Кирпичный гараж. Ровная дорога. Дровяной сарай. Крупная трата. Раннее утро. Острый топор. Красный гранат. Упругая пружина. Северная граница. Черный грач. Срочный груз. Барабанная дробь. Старая дружба. Русский народ. Красивый шар. Громадный пароход. Горная тропинка. Крутая гора. Старое перо.

Скромный завтрак. Родная страна. Красная строка. Пёстрая рубашка. Строгая старушка. Огромный размер. Проворный барсук. Красный барабан. Чёрный свитер. Чёрные перчатки. Крупный виноград.

Проговаривать предложения:

Вот Вера и Мара.

У Веры шары и у Мары шары.

Рома идет на урок.

Ира песет корову.

У Тамары красный карандаш.

Барабанщик громко барабанит.

Народы мира хотят мира.

Тропинка обрывается у оврага.

Жора и Юра собирают рыжики.

 В руках у дяди Федора рубанок и топор.

На рынке продают разные фрукты.

В саду дорожка заросла травой.

У Федора квартира на втором этаже.

У коровы рога.

У барана рога.

У коровы и барана рога.

У Ромы карандаш.

У Тамары карандаш.

У Ромы и Тамары карандаши.

В огороде растет горох.

В огороде растет кукуруза.

В огороде растут кукуруза и горох.

Крот роет нору.

Кот не роет нору.

Крот роет нору, а кот не роет нору.

В огороде растут помидоры.

В огороде растут огурцы.

В огороде растут огурцы и помидоры.

У Тамары красивый красный фартук.

У Иры старый грязный фартук.

У Иры на фартуке дырка.

«Стыдно, Ира! Надо зашить дырку!»

Юра нарисовал красный круг.

Юра нарисовал черный круг.

Юра нарисовал два круга: черный и красный.

У Ромы красный барабан.

Рома играет на красном барабане.

У Юры черный барабан.

Юра играет на черном барабане.

Мальчики играют на барабанах: Рома – на красном, Юра – на черном.

Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Егор чистит ковер. У норки черная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идем на базар за персиками и арбузами. Повар кладет сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер.

Федор метет двор. Егор чистит ковер. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. Федор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идет на дежурство. Захарка дергает за шнур. Мама дает Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки.

На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша – это фрукт. Крыса – грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопроводчик чинит кран.

КРОТ

У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызет морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, с нашего огорода!

Выучить:

Громыхает грозный гром

Где-то в роще за бугром.

Не боится Рома грома –

Ведь у Ромы папа дома.

На пруду и шум, и драка,

Там ругаются два рака.

Не уступит раку рак,

Как же обойтись без драк?

По огороду мудрый крот

Ведет к норе водопровод.

Протянет трубы от пруда,

Кран поверни и есть вода

Есть у Ромы огород,

В нем морковка растет,

И горох и помидоры.

Рома фермер будет скоро.

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга стоит.

Красный помидор растет на огороде,

Красный георгин красуется в саду,

Красная брусника краснеет у дороги,

А красную ромашку я что-то не найду.

Дружит Рома с носорогом.

Носорог тот - недотрога.

Не дает потрогать рог

Недотрога - носорог.

В парке высокая горка стоит.

На горке сердитый Егорка сидит.

Боится Егорка

Съехать с горки.

В яркой куртке мухомор

Гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор -

Не пойдем на косогор.

Есть у Раи огород,

Там морковка и горох,

Справа огород Федоры,

В основном там помидоры.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Шел Егор через бор,

Видит: вырос мухомор,

- Хоть красив, а не беру, -

вслух сказал Егор в бору.

- Верно ты сказал, Егор! -

Так ему ответил бор.

Вечером над озером

Ходит белый пар.

Это рыбы в озере

Ставят самовар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Модель «Грядки» как способ коррекции словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Данная статья позволит педагогу в создании нетрадиционного оборудования для работы с детьми....

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста

методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...