Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
статья по логопедии на тему

Мясникова Анна Анатольевна

В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы развития коммуникативных навыков у детей

 с задержкой психического развития

 Халдарова Диана Фархадовна, учитель-логопед

Мясникова Анна Анатольевна, учитель-логопед

Шамаева Виктория Александровна, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/c №201 «Волшебница»

г. Тольятти

Аннотация: в статье описанаметодика  работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольникого возрастапо  коммуникативному развитию.

Ключевые слова: психология, психическое развитие, старший докольный возраст, коммуникативные навыки.

Одной из важнейших проблем современного общества является существенное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, постоянно снижающийся уровень их физических кондиций.

Анализ многочисленных исследований этой проблемы свидетельствует, что около 80 % рождающихся в России детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только около 30 % детей можно считать вполне здоровыми.

Очевидно, особая роль в решении, как существующих проблем здоровья детей, так и возникающих в связи с изменениями в социально-экономической жизни общества принадлежит научным исследованиям, раскрывающим эффективные механизмы оздоровления человека.

Введение в действие Федерального  государственного стандарта образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду. Стандарт направлен на решение первостепенной  задачи образовательной области «Физическое развитие»: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Одной из важных задач коррекционной педагогики является задача воспитания и обучения детей с задержкой в развитии, которые решаются через инклюзивное образование дошкольников. Специфика таких детей начала изучаться под руководством Т.А. Власовой и Т.С. Певзнер. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, выделяющих ряд отличительных черт в развитии у детей с недостаточным уровнем развития, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены. Среди них вопрос формирования коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития специально не был изучен.

Общение - один из ключевых факторов психического развития. Благодаря общению, человек всесторонне развивается, без общения не будет существовать человеческая индивидуальность. Для детей с недостаточным уровнем психического развития свойственно изменение способов коммуникации, которое может проявляться и в том, что у большинства из них   повреждено речевое общение. Большинству детей характерны дефекты звукопроизношения, затруднено действие принятия и осознания содержания произведений, стихов и т.д. последовательность систематического, развернутого изложения не соответствует возрасту ребенка. Все это приводит к тому, что у этих детей нарушено речевое общение. Неполноценность в развитии ребенка, в зависимости от дефекта выражается по-разному, но все равно приводит к отстраненности ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. У детей с недостаточным уровнем психического развития обнаруживается неполнота коммуникативных умений. Отсюда следует, что проблема формирования коммуникативных умений важна для педагогики.

Изучение специфики развития коммуникативной деятельности у детей с задержкой психического развития необходимо так же для определения своеобразия их отставания в личностном развитии.

Проблема обучения дошкольников, отстающих в своём развитии от принятых психических норм, правильно выстраивать коммуникативный акт, явилась толчком для опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня развития коммуникативных умений у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Организация исследования проводилась на базе детского сада АНО ДО «Планета детства «Лада» №201 «Волшебница» г. Тольятти.

Диагностика проводилась с использованием методики «Отражение чувств» О.В. Дыбиной, А.Ю.Козловой.

Исследование проводится индивидуально. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответить на ряд вопросов:

- кто изображен на картинке?

- что они делают?

- как они себя чувствуют? Какое у них настроение?

- как ты догадался об этом?

- как ты думаешь, что произойдет дальше?

Результатом исследования стало определение умения детей понимать эмоциональное состояние другого человека, рассказывать о них, различать эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых, а также возможности правильно определять чувства и уметь вести себя в соответствии с данной эмоциональной выраженностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы данного исследования в том, что полученные результаты могут послужить основанием для дальнейшей разработки содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 Список литературы:

1. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития [Текст]  / Е.В. Петрова, В.М. Дроздова, И.А. Кузнецова, Е.В. Бартенева, Н.А. Сергеева Научный руководитель — канд. пед. наук О.А. Безрукова. — М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под. ред. К. С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982. – 128 с.

3.Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 112 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...

Развитие коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития посредством Лего-конструирования.

Преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте - является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для конкретного человека, так и для обще...

Из опыта работы "Эффективные формы взаимодействия с семьёй ребенка с задержкой психического развития в период самоизоляции"

тезисы содержат практический материал работы с семьёй ребенка с ЗПР в домашних условиях...

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психического развития.

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психическог...