Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
В первую очередь необходимо нормализовать физиологическое и фонационное дыхание. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Первую неделю упр. выполнять по 8-10 раз в день по 45 сек. В дальнейшем чисто тренировок может быть увеличено до 15 раз по 2 мин. за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упр. сокращается до 15-20 сек. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятий значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет вас. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигается постепенно по мере тренировок.
«Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата.
Этим приемов достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.
Одновременно с «дутьем губной гармошки» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлиненный выдох.
Комплекс 1. И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:
- вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный);
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
- вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
- вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
- вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
- вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).
Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать упражнениями.
Комплекс 2. Упражнения выполняются сидя:
- и.п. руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
- и.п. сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
- и.п. ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
- движение нижней челюсти вниз, в сторону, вперед. Сжимание челюстей.
- надувание щек.
- доставание кончиком языка мягкого неба
- поднятие мягкого неба при зевке
Оба комплекса легко выполнимы. Их можно проводить самостоятельно 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.
После этого можно переходить к следующему этапу – голосовые упражнения. Однако дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционной работы.
Начинаем с произнесения звука М.
Упр.1. Предлагается произносить звук М кратно при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно по мере тренировок, длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, звучным. Как только данное упражнение получается без затруднений, переходим к произнесению открытых слогов.
Упр.2. После длительного произнесения звука М слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти; МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражнения проводятся со всеми согласными звуками.
Дальнейшее закрепление голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на второй слог.
Упр.3. произнести слоги:
мА-МА на-НА
мА-МО на-НО
мА-МУ на-НУ
и т.д. и сочетание слогов с перемещающимся ударением.
Упр.4. Произнести:
мАма-мамА-мамамА
нАна-нанА-нананА и т.д.
По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходим к упр.№5.
Упр.5. Тренировка сочетаний гласных звуков с Й. Звук произносится с незначительным шумом, гласный звук должен звучать коротко, твердо, а Й – длительно: АЙ…, ЯЙ…, ОЙ…, УЙ…, ЮЙ…, ЭЙ…, ЕЙ….
В дальнейшем после получения звучного голоса необходима координация дыхания и голосоведения.
Упр.6. Произнести гласные звуки и их сочетания: А, АО, АУ, АЭ, АИ, АОУ, АОИ, АОУЭИ, АОУИ и т.д.
Сначала сочетания произносятся отраженно (кто-то проговаривает, а вы повторяете), затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать завершенным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.
По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации (закрепления) восстановления голоса. Для этого подбираются слова с прямым ударным слогом – МА, МО, МУ. МЭ, МЫ. При произнесении слов типа МАНКА, МОРЕ, МУХА, МЫЛО легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступайте к фразовой речи, чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняйте вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановительную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.
Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле.
Продолжительность реабилитационной работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушений и времени начала занятий. К восстановлению необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания.
Самостоятельные тренировки проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягать голосовой аппарат.
Используемая литература:
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-49675-1563648976.jpg)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ
Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-49675-1563648976.jpg)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ
Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-49675-1563648976.jpg)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-630033-1430750636.jpg)
Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом
Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-296829-1474718014.jpg)
Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса.
Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса....
Упражнения по восстановлению голоса.
Упражнения по восстановлению голоса....