Главные вкладки

    Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
    консультация по логопедии

    Куделина Юлия Юрьевна

    практические упражнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon narushenie_golosa.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Восстановление голоса при парезах и параличах гортани

    В первую очередь необходимо нормализовать физиологическое и фонационное дыхание. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Первую неделю упр. выполнять по 8-10 раз в день по 45 сек. В дальнейшем чисто тренировок может быть увеличено до 15 раз по 2 мин. за прием.  Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упр. сокращается до 15-20 сек. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятий значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет вас. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигается постепенно по мере тренировок.

    «Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

    Этим приемов достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи  происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

    Одновременно с «дутьем губной гармошки» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлиненный выдох.

    Комплекс 1. И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

    1. вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный);
    2. вдох через нос, выдох через рот;
    3. вдох через рот, выдох через нос;
    4. вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
    5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
    6. вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
    7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
    8. вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).

    Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать упражнениями.

    Комплекс 2. Упражнения выполняются сидя:

    1. и.п. руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
    2. и.п. сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
    3. и.п. ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
    4. движение нижней челюсти вниз, в сторону, вперед. Сжимание челюстей.
    5. надувание щек.
    6. доставание кончиком языка мягкого неба
    7. поднятие мягкого неба при зевке

    Оба комплекса легко выполнимы. Их можно проводить самостоятельно 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

    После этого можно переходить к следующему этапу – голосовые упражнения. Однако дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционной работы.

    Начинаем с произнесения звука М.

    Упр.1. Предлагается произносить звук М кратно при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно по мере тренировок, длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, звучным.  Как только данное упражнение получается без затруднений, переходим к произнесению открытых слогов.

    Упр.2. После длительного произнесения звука М слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти; МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражнения проводятся со всеми согласными звуками.

    Дальнейшее закрепление голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на второй слог.

    Упр.3. произнести слоги:

    мА-МА           на-НА

    мА-МО           на-НО

    мА-МУ          на-НУ                 

     и т.д. и сочетание слогов с перемещающимся ударением.

    Упр.4. Произнести:

    мАма-мамА-мамамА

    нАна-нанА-нананА и т.д.

    По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходим к упр.№5.

    Упр.5. Тренировка сочетаний гласных звуков с Й. Звук произносится с незначительным шумом, гласный звук должен звучать коротко, твердо, а Й – длительно: АЙ…, ЯЙ…, ОЙ…, УЙ…, ЮЙ…, ЭЙ…, ЕЙ….

    В дальнейшем после получения звучного голоса необходима координация дыхания и голосоведения.

    Упр.6. Произнести гласные звуки и их сочетания: А, АО, АУ, АЭ, АИ, АОУ, АОИ, АОУЭИ, АОУИ и т.д.

    Сначала сочетания произносятся отраженно (кто-то проговаривает, а вы повторяете), затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать завершенным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

    По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации (закрепления) восстановления голоса. Для этого подбираются слова с прямым ударным слогом – МА, МО, МУ. МЭ, МЫ.  При произнесении слов типа МАНКА, МОРЕ, МУХА, МЫЛО легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступайте к фразовой речи, чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняйте вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановительную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

    Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле.

    Продолжительность реабилитационной работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушений и времени начала занятий. К восстановлению необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания.

    Самостоятельные тренировки проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягать голосовой аппарат.

    Используемая литература:

     

    Волкова Л.С. Логопедия. – М.: 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ

    Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапе...

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ

    Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и...

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

    Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. ...

    Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

    Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

    Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса.

    Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса....

    Упражнения по восстановлению голоса.

    Упражнения по восстановлению голоса....