Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста
картотека по логопедии на тему

Чередниченко Евгения Валерьевна

Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazh.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста

Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

Кулачки

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

В кулачок ладонь сожми,

Кулачками постучи.

Сейчас, девочки и мальчики,

Отдыхать будут ваши пальчики.

Замок

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Ай люли, ай люли!

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота.

Сосулька

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Листья

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Летом вырастают,

А осенью опадают.

Часики

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Влево, вправо,

Влево, вправо.

Дождь

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите -

Потянулись с неба нити !

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Орех

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток...» расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз - и треснул бок.

Упражнения для дыхания.

Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.

Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Порядок действий:

1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.

2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.

3.Выдох - плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.

4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

Упражнение 3 «Дыхание сидя».

Порядок выполнения:

1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.

2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.

3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.

4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).

6. Затем спокойный вдох носом - живот надувается. И выдох — живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Упражнение 4. «Дыхание стоя».

Порядок выполнения:

1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними — одна ступня, поставленная перпендикулярно.

2.Спина прямая — без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.

3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.

4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.

5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).

7.Затем сделайте спокойный вдох носом - живот надувается. И выдох через рот — живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

Массаж

Упражнения 1, 2. Общее движение — поглаживание лица и шеи. Вторыми,

третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производится поглаживание по массажным линиям. Заканчивается поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.

Упражнение 3. Поглаживание лица. Третьи и четвертые пальцы располагаются на середине подбородка, вторые — над верхней губой. Производится поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.

Упражнение 4. Переходное. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии,от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу:

Упражнение 5. Волнообразное поглаживание. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

Упражнение 6. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Упражнение 7. Поглаживание лобной и височной впадины. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

Упражнение 8, переходное. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 9. Поколачивание. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивайте по массажным линиям.

Упражнение 10. «Стакатто». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

Упражнение 11. Плотное прижимание. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

Упражнение 12. Поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие,

плавные, скользящие.

Самомассаж шеи.

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1 – медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2 – медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Упражнение 3 – положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания. Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

— от середины лба к вискам;

— от середины лба до ушных раковин;

— от бровей до волосистой части головы;

— от спинки носа к ушным раковинам;

— от середины верхней губы до ушных раковин;

— от линии лба вниз через лицо к шее;

— от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

— от середины верхней губы на подбородок;

— поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба – и снова к середине);

— по верхней губе от углов рта к середине;

— по нижней губе от углов рта к середине;

— поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

— легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка.

Упражнение 1 – вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2 – похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Список используемой литературы

  1. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67
  2. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
  3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
  4. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] //Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30
  5. "Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников" (Леонова С. В.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленных на коррекцию сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста...

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией....

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием

Мы друзей хороших на Луне нашли.                  Выполняется под музыкальное иПригласили в космос их и летим....

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле...

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...