ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья по логопедии на тему

Этнокультурный компонент позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить речевую активность и др. Использование этнокультурного компонента (народной педагогики, фольклора) органично вплетается в жизнь не только детей, но и педагогов. Он пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с ясельной группы до выхода в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В  РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.

Курдаш М. М.,

учитель-логопед

МБДОУ №29, г. Йошкар-Ола

В нашем марийском национальном детском саду много лет идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить речевую активность и др. Использование этнокультурного компонента (народной педагогики, фольклора) органично вплетается в жизнь не только детей, но и педагогов. Он пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с ясельной группы до выхода в школу.

Создание в дошкольном учреждении этнокультурной среды и организация полноценной содержательной практической деятельности детей, которые создают естественную среду для приобщения детей к национальной культуре и культуре других народов, повышает эффективность внедрения этнокультурного компонента. Разучивая стихи, песни, потешки, пословицы народов на занятиях, на праздниках и в повседневной жизни, играя в подвижные игры разных народов, развивается речевая активность детей.

В нашем детском саду дети усваивают два языка: русский и марийский. У детей, которые осваивают эти два языка, существуют определенные особенности в речевом развитии (неустойчивое звукопроизношение, трудности при применении лексико-грамматических средств языка, трудности при пересказе рассказов, при их составлении, низкий словарный запас и т.д.). Учитывая такие особенности в речи детей, в своей работе на логопедических занятиях использую ознакомление детей с поэтическим фольклором русского и марийского народа.

На занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста изучаем народные сказки: русские («Снегурочка», «Садко», «Добрыня и змей», «Василиса прекрасная») и марийские в переводе В.К. Соловьевой («Кокша-богатырь», «Мужик и черт», «Конь с серебряной гривой», «Два брата», «Сорок одна небылица», «Иван-охотник», «Гусли-самогуды» и др.). С детьми их читаем, слушаем, рассказыванием, пересказываем с использованием наглядного материала с игрушками, с разными видами театра. Также использую их как фонетические сказки. Подбираю грамматические задания: на словообразование («Скажи ласково о родных»), словоизменение («Установи родственные связи»), согласование разных частей речи друг с другом («Сравни предметы по плану»), подбор слов, противоположных и близких по значению («Подбери слова, противоположные по смыслу»).  Каждое произведение направлено на работу с определенным звуком по следующим направлениям: на выделение слов с заданным звуком («Найди все слова со звуком [С]»), определение позиции звука в слове («Где спрятался звук»), характеристику звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам («Подбери нужную схему»), звуковой анализ («Назови звуки по порядку»). Задания направлены не только на развитие речи, но и развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Одну сказку разбираем несколько занятий. Занятия провожу с детьми по подгруппам 2-4 ребенка, один раз в неделю. Так создается развернутая картина: сказки учат не только последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы, описывать предметы, действия, но и развивают фонематическое восприятие. Делаю показ фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делаю динамический акцент на фрагментах текста. В ходе прослушивания текста поощряю и стимулирую действенное участие ребенка. Стараюсь эмоционально излагать произведения, побуждаю детей к познавательной деятельности (это и сюрпризность появления, интонационная выразительность речи). Обращаю внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях. Слежу, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом. И применяю обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство. Затем мы с детьми рисуем сказку. Активному погружению ребенка в мир народной культуры способствует широкое использование продуктивных методов работы с детьми. В работе предлагаю детям много творческих заданий, созданию проблемно-игровых ситуации, организую детское экспериментирование с фольклорными произведениями. Использую сухой бассейн, где спрятаны герои сказок. Дети с удовольствием ищут их сами, сочиняют сказки.

Главное, при ознакомлении детей с различными сказками и рассказами (фольклорными жанрами) - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо. Дети на занятиях сами помогают придумывать конец произведения, придумывать вопросы и самостоятельно отвечать на них, добавляют свои события.

Посещая логопедические занятия, занятия по обучению марийскому языку, дети становятся более активными в повседневной жизни. Они активно участвуют в праздниках, театральных постановках, концертах, стараются правильно строить предложения, улучшается звукопроизношение, развивается связная речь. Использование этнокультурного компонента на логопедических занятиях, в процессе организации различных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.

На протяжении многих лет в нашем марийском национальном детском саду идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет соз...

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.117 занятий рассчитаны на весь учебный год.Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для форми...

Рекомендации родителям по лексическим темам изучаемым на логопедических занятиях в детском саду с детьми 6 -7 лет.

В логопедической группе логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной ...

Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях в детском саду

Представлены некоторые приемы развития мелкой моторики...

индивидуальные логопедические занятия в детском саду

Презентация для родительского собрания...

Методическая разработка. Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб «Удивительный мир динозавров»

Данный материал вызывает у детей живой познавательный интерес к прошлому нашей планеты и  такой увлекательной , трудной ,но очень актуальной профессии палеонтолога....

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду. Подготовительная к школе группа

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогаще...