ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья по логопедии на тему

На протяжении многих лет в нашем марийском национальном детском саду идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить речевую активность и др. Использование элементов этнокультуры (народной педагогики, фольклора) органично вплетается в жизнь не только детей, но и педагогов. Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с ясельной группы до выхода в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.

Курдаш М. М., МБДОУ №29, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия

На протяжении многих лет в нашем марийском национальном детском саду идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить речевую активность и др. Использование элементов этнокультуры (народной педагогики, фольклора) органично вплетается в жизнь не только детей, но и педагогов. Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с ясельной группы до выхода в школу.

Эффективность использования элементов этнокультуры в воспитательно-образовательной  работе с детьми зависит от ряда моментов. Самое главное из них - это создание в дошкольном учреждении этнокультурной среды и организация полноценной содержательной практической деятельности детей, которые создают естественную среду для приобщения детей к национальной культуре и культуре других народов. Этнокультурная среда - это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности народа. Наполняя предметное окружение объектами их национальной культуры, разучивая стихи, песни, потешки, пословицы народов, близких и понятных дошкольникам по содержанию, на праздниках и в повседневной жизни, играя в подвижные игры разных народов, развивается речевая активность детей.

В нашем детском саду дети усваивают 2 языка: русский и марийский. У детей, которые осваивают эти два языка, существуют определенные особенности в речевом развитии (неустойчивое звукопроизношение, трудности при применении лексико-грамматических средств языка, трудности при пересказе рассказов, при их составлении, низкий словарный запас и т.д.).

Учитывая такие особенности в речи детей, в своей работе на логопедических занятиях использую ознакомление детей с поэтическим фольклором русского и марийского народа.

На занятиях исправляю звукопроизношение, развиваю связную речь, лексико-грамматические средства языка, занимаюсь по формированию фонематических процессов, а также изучаю с детьми народные сказки: русские («Снегурочка», «Садко», «Добрыня и змей», «Василиса прекрасная») и марийские в переводе В.К. Соловьевой («Кокша-богатырь», «Мужик и черт», «Конь с серебряной гривой», «Два брата», «Сорок одна небылица», «Иван-охотник», «Гусли-самогуды» и др.). С детьми их читаем, слушаем, рассказыванием, пересказываем с использованием наглядного материала с игрушками, с разными видами театра. Также использую их как фонетические сказки. Подбираю грамматические задания: на словообразование («Скажи ласково о родных»), словоизменение («Установи родственные связи»), согласование разных частей речи друг с другом («Сравни предметы по плану»), подбор слов, противоположных и близких по значению («Подбери слова, противоположные по смыслу»).  Каждое произведение направлено на работу с определенным звуком по следующим направлениям: на выделение слов с заданным звуком («Найди все слова со звуком [С]»), определение позиции звука в слове («Где спрятался звук»), характеристику звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам («Подбери нужную схему»), звуковой анализ («Назови звуки по порядку»). Задания направлены не только на развитие речи, но и развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления. Сказки разбираем несколько занятий. Занятия провожу с детьми по подгруппам 2-4 ребенка, один раз в неделю. Так создается развернутая картина: сказки учат не только последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы, описывать предметы, действия, но и развивают фонематическое восприятие. Делаю показ фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делаю динамический акцент на фрагментах текста. В ходе инсценирования и прослушивания текста поощряю и стимулирую действенное участие ребенка. Стараюсь эмоционально излагать произведения, побуждаю детей к познавательной деятельности (это и сюрпризность появления, интонационная выразительность речи). Обращаю внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях. Слежу, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом. И применяю обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство. Затем мы с детьми рисуем сказку. Активному погружению ребенка в мир народной культуры способствует широкое использование продуктивных методов работы с детьми. В работе предлагаю детям много творческих заданий, созданию проблемно-игровых ситуации, организую детское экспериментирование с фольклорными произведениями.

Главное, при ознакомлении детей с различными сказками и рассказами (фольклорными жанрами) - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо. Дети на занятиях сами помогают придумывать конец произведения, придумывать вопросы и самостоятельно отвечать на них, добавляют свои события.

Также в своей работе использую потешки, поговорки, чистоговорки, загадки и т.д. по мотивам скказок, которые  ориентированы на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.), проговариваем их вместе голосом. Это обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром.

Посещая логопедические занятия, занятия по обучению марийскому языку, дети становятся более активными в повседневной жизни. Они активно участвуют в праздниках, театральных постановках, концертах, стараются правильно строить предложения, улучшается звукопроизношение, развивается связная речь. У детей, посещающих национальный детский сад с этнокультурным компонентом образования, довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Использование элементов этнокультуры на логопедических занятиях, в процессе организации различных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.

О содержании работы в ДОУ, направленной на подгтовку детей к обучению в специальной школе....

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.

Этнокультурный компонент позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить речевую активность и др. Использование этнокультурного компонента (народно...

Рекомендации родителям по лексическим темам изучаемым на логопедических занятиях в детском саду с детьми 6 -7 лет.

В логопедической группе логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной ...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Конспект занятия «Путешествие на далекий остров» с использованием элементов нейройоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Конспект занятия «Путешествие на далекий остров» с использованием элементов нейройоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»....