Нетрадиционные методики по развитию артикуляционной моторики
методическая разработка по логопедии по теме

Анна Петровна Зарубина

Нетрадиционные методики по развитию артикуляционной моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методики по развитию артикуляционной моторики

http://a2b2.ru/storage/images/kindergardens/13/section/15467/main_images.jpeg

 

Раздаточный материал подготовила

Зарубина Анна Петровна

Упражнения с шариком

(диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.)

     1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

     2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

     3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

     4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

     5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

     6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

     7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

     Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

http://behappy-samara.ru/files/gallery/109341.jpg 

Упражнения с двумя шариками

 (диаметр шариков не больше 1,5 см.)

  1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по горизонтально натянутой руками веревке.
  2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать  поочередно вверх  и вниз.
  3. Веревка натянута вертикально , быстро подталкивать  нижний шарик вверх.
  4.  Ловить  оба шарика в «Чашечку».
  5. Поймать шарики  губами  и расположить их во рту так, чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой. Напрягая щеки, толкать шарики.

Примечание:

  1. Используются пластмассовые шарики  из детских погремушек  российского производства при наличии сертификата качества.
  2. Шарики, веревки строго индивидуальны.
  3. Во время работы логопед удерживает веревку  в руке. Шарик с веревкой после каждого занятия тщательно промывается теплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

. http://stranadetstva.ru/thumb/5e568ae5974ae3febe59cc8eaa64a979_1463235178_800_0.jpg

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

http://dddeti.ru/sites/default/files/styles/large/public/525628658bc23.jpg?itok=Da0AKd-6

Упражнение для губ без предмета

Упражнение «Упрямая улыбка»

Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы  рукой в «Трубочке», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10-15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка»

Ребенок вытягивает  губы трубочкой  и удерживает  их в таком  положении  несколько секунд, затем взрослый  рукой пытается,  преодолев сопротивление мышц,  растянуть губы  ребенка в улыбку. Выполняется 10-15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

"Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"

Мастер-класс предназначен для родителей детей, посещающих группу для компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи). В мастер-классе освещены проблемы нарушения мелкой моторики рук и пути ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ"...

Мастер-класс для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  моторики пальцев рук...

Биоэнергопластика как нетрадиционный способ развития артикуляционной моторики пальцев рук

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услу...

Нетрадиционные упражнения для развития артикуляционной моторики

Игры на развитие артикуляционного аппарата...