Речевое развитие младших дошкольников
консультация по логопедии на тему

Особенности речевого развития младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_mladshih_doshkolnikov.docx160.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

 младших дошкольников.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягченность речи: «лезецька» (ложечка),  «сюмоцька» (сумочка). Многие малыши не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Младшие дошкольники часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо «рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К – Т, Г – Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).

        Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук (Р ) в сочетании с гласными звуками ( рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными ( тамвай – трамвай, клыша – крыша). В русском языке малышам с трудом даётся произношение двух – трёх рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребёнок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове. Например, «мумага», «бабака», «форааппарат». Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребёнок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

В чём причина речевых недостатков ребёнка?

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей.

Серьёзное значение имеют психологические особенности ребёнка: он должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и – слово произношении.

 Для того чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребёнка должен быть хорошо развит и речевой аппарат, он должен чётко действовать. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Учеными давно доказано, что речь напрямую связана с мелкой моторикой пальцев рук. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

big_4282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"

Данная консультация предназначена для родителей младшей группы.  Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...

Материал на стенд для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...