Посуда . Звук С
план-конспект занятия по логопедии на тему

Знакомство с согласным звуком С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов (подгрупповое занятие для детей подготовительной группы).

 

Тема: « Посуда. Звук С»

Цель: познакомить детей с согласным звуком С,  основываясь на артикуляционных и акустических признаках, с опорой на зрительные, слуховые, кинестетические ощущения на материале лексической темы «Посуда».

Задачи:

коррекционные:

- развивать фонематический слух (выделение звука С из ряда звуков, слогов, слов)

образовательные:

- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;

- упражнять в звуко-слоговом анализе  слов;

-  формировать навыки оценивания своей деятельности  

развивающие:

- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);

- развивать умения осуществлять контроль

воспитательные:

- продолжить формировать умения слушать собеседника

- воспитывать сочувствие, сопереживание

Оборудование:

Фишки, зеркала, схема для характеристики звуков, символ звука С,

предметы ( картинки)  посуды (стакан, скалка, кастрюля, сковорода, поднос, миска,  термос, кружка, вилка, ложка, тарелка, салатник ), шкаф со схемами позиции звука в слове, карточки для индивидуальной работы, простые карандаши.

I. Орг. момент

Цель: настроить детей на занятие.

II. Актуализация знаний детей

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: закрепить понятия «гласный звук», «согласный твердый звук»,

«согласный мягкий звук».

 К нам в гости кто-то пришел, а кто не знаю (герой закрыт).

Чтобы узнать, надо выложить звуковую дорожку к гостю. (Педагог называет звуки, дети выкладывают фишками дорожку: ( к, т, а, мь, у, и, н ).
Проверка: Поставили палец правой руки на первую фишку, Ваня называет

цвет фишек. Поднимите руку, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка?

III. Сообщение темы

Цель: ввести в тему занятия.

 Кто же к нам пришел? (Федора). А кто это – Федора? (ответы детей)

Дети знакомятся с Федорой, она просит помочь ей. Педагог предлагает помочь Федоре, обсуждает с детьми, как можно ей помочь. В итоге может быть предложен такой план:

1. Отправиться с Федорой в  магазин  и выбрать посуду.

2. Научить Федору правильно обращаться с посудой.

 Мы с вами отправимся в магазин, Федора просит купить посуду, в названии которой есть звук, а какой, вы догадаетесь, если прочитаете звуковую телеграмму.

IV. Характеристика звука С .

Цель: упражнять детей производить характеристику звука с опорой на схему.

 Работа с зеркалом.

- Что вы можете сказать об этом звуке? ( дети по схеме производят анализ  звука с опорой на зрительные символы, делают вывод, что звук  – согласный, твердый, глухой, свистящий, язычок внизу, губы улыбаются, холодный ручеек воздуха.)

Показ символа звука С ( насос синего цвета) (используется символ Т. А. Ткаченко).

V. Развитие фонематических процессов  

а) Игра «Ушки на макушке»

Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне звуков, слогов).

Поиграем с Федорой в  игру  «Ушки на макушке».

 Все присели, я называю звуки, если услышите звук С – подпрыгните. - а, т, с, к, о, с, м, с, в, с, с.

А теперь слушайте слоги

- мэ, са, ты, ос, эс, кы, со, си.

б) Игра «Услышь звук»  

Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне слов).

Мы пришли с вами в магазин. Давайте выберем только ту посуду, в названии которой слышится звук С.  (Дети выбирают предметы (картинки). Если в названии  слышится звук С, ставим картинку к символу звука С (насос), если не слышится – к зачеркнутому символу, кто сомневается – может поставить картинку к карточке  «вопрос»).

 Проверка совместно с детьми.  

г) Игра «Поставь посуду на полку»

Цель: упражнять в определении позиции звука в слове.

Поможем Федоре расставить посуду в кухонном  шкафу. Если звук С слышится в начале слова, поставим посуду на нижнюю (первую) полку, если в середине – то на  вторую, среднюю. Если в конце –то на третью, верхнюю . (На полках схемы с обозначением позиции звука в слове. Дети называют предмет посуды и расставляют картинки.

Дежурный контролирует правильность выполнения задания, при ошибке – звонит в колокольчик).

д) Звуко-слоговой анализ слова МИСКА

Цель: упражнять в звуко-слоговом анализе слова из двух слогов со стечением согласных.

 Назовите предмет посуды, который стоит на второй полке и в названии которого два слога. Давайте выложим схему слова МИСКА.

Произнесите слово МИСКА.

Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? Почему?

Назовите второй звук и т. п.

Сколько в слове звуков? Сколько гласных звуков? Назовите его.

Сколько согласных звуков? Назовите их. Кто попробует назвать все звуки по порядку.

VI. Закрепление полученных навыков на индивидуальном материале

Работа с карточками по рядам

1 ряд – «Найди посуду»

2 ряд – «Назови последний звук»

Детям первого ряда необходимо найти и обвести предметы посуды, в названии которых слышится звук С.

Детям второго ряда необходимо определить последний звук в названии посуды и соединить с символом. Затем дети меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания.

VII. Итог

Смогли мы помочь Федоре?

С каким звуком играли?

Какие игры понравились?

Что было трудным? Почему встретилась трудность?

С помощью «Смайликов» оцените свою работу.

       Педагог выражает беспокойство, что новая посуда может убежать от Федоры, предлагает детям высказать свое мнение о том, что нужно сделать, чтобы этого не случилось. Педагог подводит детей к мысли о том, что нужно научить Федору содержать посуду в порядке: мыть, вытирать, ставить на место. Чтобы помочь Федоре, дети показывают ей, как мыть кукольную посуду, вместе с ней наблюдают за работой помощника воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-эстафета по теме: «Посуда. Звук и буква С».

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. Нетрадиционная форма проведения занятия - эстафета. Цель - активизация устойчивого внимания и интереса к занятию детей с гиперакти...

Посуда. Звук С.

Автоматизация звука [с] в словах по теме "Посуда"....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы....

Методическая разработка. НОД в подготовительной к школе группе по теме: Посуда. Звук и буква П.

Цель: уточнить и расширить представление о посуде, познакомить с артикуляторно-акустическим образом звука [П] и [П’] и оптический образ буквы П....

Конспект занятия"В гости к Федоре. Посуда. Звук С"

В конспекте занятия содержатся речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи по лексической теме: Посуда и речевой материал на автоматизацию звука С....

Занятие по развитию речи. Лексика по теме «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Посуда», Звуки «А, У, М, Л»

Лексика по теме «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Посуда», Звуки «А, У, М, Л»...