Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шляева Наталья Сергеевна

Конспект непрерывно-образовательной деятельности

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

 «Путешествие на Далёкую планету»

Цель: развитие познавательного интереса у детей и включение их в систему социальных отношений, овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_dalyokuyu_planetu.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно-образовательной деятельности

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

 «Путешествие на Далёкую планету»

/на тему «Космос»/

Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 комбинированного вида Выборгского района

Шляевой Натальей Сергеевной

Цель: развитие познавательного интереса у детей и включение их в систему социальных отношений, овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающей средой.

Обучающие задачи:

-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Космос» (ракета, комета, метеорит, скафандр, планеты, звёзды, невесомость, названия планет);

-Совершенствование синтаксической стороны речи (составление распространённых предложений о родной планете, стране, городе);

-Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5 (2 кометы, 5 ракет, 4 метеорита, 6 спутников…); упражнять в подборе однокоренных (родственных) слов к слову «звезда» (звёздочка, звёздный, звездочёт, звездолёт, звездопад…);

-Формирование навыка звукового анализа слов (определение количества гласных в слове, количества слогов, упражнять в составлении звуковых схем слова из 4-х звуков, звуко-буквенный синтез).

-Упражнять в чтении слов (подбор изображения к прочитанному слову).

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

-развитие внимания, воображения, фонематического слуха; умения различать звучащие предметы на слух («шумовые баночки»);

-развитие мелкой моторики и координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;

-Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-Воспитывать умение выслушать друг друга, вопрос, и дать правильно оформленный ответ.

Реализуемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- физическое развитие;

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска SMART (игры: «Собери вещи в полёт», «Собери слово», «Плитки»), макет космической ракеты, фотографии метеоритов, комет, планет; д/игра «Провиант для космонавта»; планшет и аудиозаписи «сообщений» жителей Далёкой планеты и марсиан, наушники; опорные схемы для рассказывания о планете, стране, городе; шумовые баночки «Космос»; макеты космолётов по количеству детей и цветные болты для составления схем; д/и «Подбери комете хвост».

Проектирование деятельности (предварительная работа):

- рассматривание и беседа по фотографиям космических глубин и явлений; знакомство с именами и достижениями выдающихся космонавтов;

-д/и «скажи какой?», «весёлый счёт», «подбери слово», «скажи наоборот»;

-Чтение Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»; чтение худ. лит-ры по теме (К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, «Звёздные сказки», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»)

-изготовление совместно с воспитателем макета ракеты, сюжетно-ролевая  игра «Космонавты».

Ход деятельности:

  1. Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное послание от жителей далёкой планеты. Давайте его прослушаем. (Жители далёкой планеты просят помощи: они потерпели бедствие из-за метеоритного дождя и их космолёты повреждены. Отправив сообщение, они срочно ждут подмоги).

-Ребята, что мы можем сделать для необычных жителей? Как им помочь? (Отправиться в путешествие, постараться починить их космолёты).

2. Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие к звёздам, нужно определить, что взять с собой в космическую ракету?  

*SMART – 1 (среди предметов выбирают скафандр и питание в тюбиках).

-Почему еда у космонавтов должна быть в тюбике, а не в тарелке?

*SMART – 2

- Чтобы узнать, что находиться в этих тюбиках, нужно взять по первому звуку от названия каждой картинки («собери слово»)

Собака, Облако, Кот и Санки, Улитка, Пушка. (СОК и СУП)

  1. Логопед: Отлично! Пора собрать остальной провиант! Определите количество слогов в названии картинки и поместите её в нужный тюбик. Назовите гласные звуки в слове.

(На столе 3 «тюбика-кармашка» с одной, двумя и тремя точками – для обозначения количества слогов. Дети распределяют картинки по кармашкам)

Сок, суп, сыр, рыба, пирог, лимон, каша, ананас, капуста, баклажан…

  1. Логопед: К полёту готовы! Надо надеть скафандр, шлем. Попрощаться. Сегодня я буду руководителем полёта /наушники, планшет/.

Физминутка

А сейчас мы с вами, дети, (маршируют по кругу)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (поднимаются на носки, руки вверх, сомкнув)

А потом руки вниз. (Опускают руки)

Раз, два, потянись. (Вновь тянутся вверх)

Вот летит ракета ввысь! (Бегут на носочках).

Садитесь в космическую ракету! Ключ на старт!

  1. Слушай команду! В воздухе летают звуки: какое слово я поймаю? П…У…С…К (команда «ПУСК»!)
  2. Логопед: Давайте осмотрим всё вокруг, что можно увидеть за окнами кабины? Я вижу 3 звезды (приготовлены предметные картинки: два спутника, 5 ракет, 6 звёзд, 3 кометы, 5 комет, 2 метеорита и т.д.) /дети по очереди заглядывают в иллюминатор ракеты «я увидел пять ракет», «я вижу три метеорита» …/
  3.  Логопед: А ещё я вижу планеты Солнечной системы! Давайте вспомним их:

/пальч.упражнение/

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Один – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четвёртый – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

А за ним, уже потом,

Есть девятая планета, называется – Плутон.

  1. Логопед: У нас заканчивается топливо! Садимся на дозаправку. Интересно, на какой планете мы оказались?

«Суровая, ржавая,

Красно-оранжевая» (Марс. Как догадались?)

Ребята, кажется марсиане выходят на связь! (Наушники, планшет). Использование аудиозаписи:

Марсиане:

-Откуда вы? Как называется ваша планета.

Дети: наша планета называется Земля, она круглая. На ней есть моря и океаны. На нашей планете много растений и живых существ. На Земле много стран.

Марсиане:

-В какой стране вы живёте?

Дети: наша страна – Россия. Это самая большая страна на Земле. Россия мирная и дружелюбная страна. Столица России – Москва. В нашей стране очень много городов.

Марсиане:

- Расскажите о своём городе.

Дети: Мы живём в Санкт-Петербурге. Это очень красивый город, здесь много красивых зданий, музеи, школы, детские сады. Есть реки, парки. Широкие проспекты, где едут машины. Мы любим свой город.

Логопед:

-Дорогие марсиане, можно ли нам дозаправить свой космолёт? (Ответ положительный).

  1. Взлетаем! Сколько звёзд в космическом пространстве! Давайте попробуем подобрать к слову ЗВЕЗДА родственные слова (небо в звёздах – (какое?) звёздное, маленькая звезда – звёздочка; человек, считающий звёзды – звездочёт, корабль, летящий к звёздам – звездолёт, процесс сгорания метеоров в небе, похожий на то, что звёзды падают, люди назвали – звездопад… /составляем цепочку/.
  2.  Логопед: Как здорово мы провели время в полёте и не заметили, как добрались на Далёкую планету. Вот и её жители. (Экран). Какие смешные, совсем не похожи на нас.

Но мы до сих пор не смогли им помочь – где же их неисправные космолёты? Разделимся на пары и продолжим поиски. /делятся на пары с помощью игры «шумовые баночки» - «Космонавты» /.  

  1.  А вот и неисправные космолёты – как у любой ракеты или спутника у них есть свои названия. Попробуем их починить – болты необходимо вставлять в соответствии с цветовым обозначением звуков в слове (составить схему с помощью болтов в отсеках космолётов). ЛУНА, ПУСК, ЛИСА, ВОЛК.

(По ходу работы логопед задаёт детям вопросы на определение звука в слове, характеристику отдельных звуков).

  1.  Логопед: Как здорово, что мы смогли починить космолёты! Пора отправляться в обратный путь. Садитесь в ракету! Ключ на старт!

Логопед: За окном кабины, кроме звёзд я вижу кометы. Что такое комета? (Небесное тело с «хвостом» из газа и пыли). Помогите всем кометам найти свои «хвосты».

/на «теле» кометы – картинка, на «хвосте» - слово. Дети соотносят прочитанное слово с картинкой, соединяют/

Логопед: как быстро летит наша космическая ракета, и скоро мы вернёмся с вами в детский сад. Мы много успели сегодня сделать.

-Какой добрый поступок мы сегодня совершили?

-Что больше всего тебе (имя ребёнка) понравилось в нашем путешествии?

-Что запомнилось?

-Что было трудно?

Самым отважным и старательным космонавтам жители Далёкой планеты передали с благодарностью настоящие удостоверения юных космонавтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители».

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители»....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ЗПР)

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеСоциально-коммуникативноеРечевое развитиеЦель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие за звездами».

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД   для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ритмопластике для воспитанников старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Цель: всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, формирование навыков по ориентировке в пространстве. Способствовать гармоническому ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Транспорт Санкт-Петербурга».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии  на тему «Тр...