Презентация для родителей по теме "Механическая дислалия"
презентация по логопедии

Логопедия. Дислалия. Механическая дислалия, этиология, формы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Студентка факультета дефектологии и социальной работы, направление –логопедия Лавхаева Э.Э. Механическая дислалия

Слайд 2

Механическая дислалия Среди нарушений экспрессивной стороны речи встречаются фонетические расстройства, обусловленные анатомическими особенностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть механическими , или органическими, дислалиями .

Слайд 3

Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в стро­ении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс , Гален и др .). В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречи­вых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произ­ношении всевозможных звуковых сочетаний.

Слайд 4

В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описа­ние косноязычия , связанного с неправильным строением артикуляци­онных органов. В . Олтушевский дает классификацию речевых на­рушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произноше­ния, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными из­менениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями . Дефекты речи, возникшие за счет ана­томических изменений нёба, носовых ходов и носо -горловой области, т. е. ринолалию , В. Олтушевский рассматривает как одну из разновид­ностей механической дислалии .

Слайд 5

Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведе­ны в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал доволь­но полно изложен в работе М.Е. Хватцева .

Слайд 6

Интерес к механическим дислалиям в послевоенные годы повысился. Это объясняется тем, что было немало граждан, получивших челюстно-лицевые ранения и трав­мы. Так, по данным двух специальных госпиталей, число военнослужащих с нарушениями речи составляло 44— 47% всех раненых . В ли­тературе стали шире отражаться логопедические методы лечения в комплексе с хирургическими, ортодонтическими и др. Наряду с анатомическими деформациями, возник­шими вследствие различных травм и ранений, внимание специалистов продолжают привлекать аномалии разви­тия челюстно-лицевой системы ребенка и сопутствующие им функциональные расстройства, в том числе речевые.

Слайд 7

Среди аномалий развития лицевого скелета первостепен­ное значение имеют врожденные незаращения нёба («волчья пасть»). Это объясняется довольно высокой частотой их распростране­ния, а также тем, что функциональные изменения, вызван­ные расщелинами, сложны и сопровождаются значительной психической травмой.

Слайд 8

При механической дислалии , как правило, страдает про­изношение звуков. П ри органичес­кой дислалии может встретиться неполноценность и других языковых компонентов: словаря, грамматического строя , как и других элементов фонетической стороны речи (напри­мер, тембра голоса, выразительности, ритма). Однако откло­нения в словаре и в грамматическом строе не являются до­минирующими и выступают как сопутствующие основному расстройству звукопроизношения. П ри механической дислалии могут встречаться не только нарушения воспроизведения, выговаривания звуков, но и неправильное слуховое восприятие их. Так, например, ребенок может плохо дифференцировать звуки с— ш, з — ж, ц — ч,р — л и др.

Слайд 9

Пра вильное строение языка, зубов, челюстей, носоглот­ки имеет большое значение в жизни ребенка, обеспечивает его полноценное питание, дыхание и правильное формиро­вание речи. Нельзя не учитывать и косметический фактор. Н едостаточное пережевывание пищи наруша­ет питание и влечет за собой ослабление детского организ­ма, что ведет ко многим более сложным и тяжелым заболеваниям, и возникновению речевых дефектов. Аналогичная карти­на возникает при неправильном дыхании ребенка.

Слайд 10

Патологические особенности строения артикуляционного аппарата могут быть различными. И х подразде­ляют на две большие группы: 1.Аномалии развития, т. е. всевозможные анатомические отклонения в строении ротовой и носовой полостей, возникшие в процес­се естественного роста ребенка за счет влияния наследствен­ных факторов и различных вредностей, действующих в пе­риод внутриутробного развития (особенно на 2—12-й неделе развития плода). Н а­пример , - расщелины губы и нёба (полные или частичные), - от­сутствие зачатков зубов , прогнатия , прогения и др.

Слайд 11

а) Прогнатия б ) Прогения

Слайд 12

2.Всевозможные структурные изменения приобретенного характера, возникшие после травм, ожогов, заболеваний, т. е. в процессе жизни ребенка. Например , - ранения губы и альвеолярного отростка при уши­бе верхней челюсти, изменения в носоглотке за счет запол­нения ее разросшейся аденоидной тканью, опухоли языка, губ или других элементов артикуляционного аппарата.

Слайд 13

Отклонения в строении и расположении зубов, челюстей, нёба могут возникать под действием неблагоприятных усло­вий как внешней, так и внутренней среды. Влияние этих факторов может сказываться как на всем детском организ­ме, так и избирательно только на системе артикуляционно­го аппарата.

Слайд 14

Губы . Одной из аномалий развития губ может быть не­сращение верхней губы и лишь в редких случаях — ниж­ней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщели­нами нижней челюсти и языка (Ф. Кениг, 1886). В период Великой Отечественной войны в результате трав­матических повреждений и ранений губ встречались случаи сращения ротовой полости. Кроме того, губы могут быть крупными, пухлыми, деформированными рубцами.

Слайд 15

При неправильном строении губ возникает малая подвиж­ность их. В результате больше всего страдает произношение губных звуков: п, п', б, б', м, м', так как не происходит дос­таточное смыкание губ. губно-зубные зву­ки ф, ф', в, в' из-за недостаточного соединения нижней губы с верхними резцами. смычных звуков (п, п', б, б', м, м'), чем щелевых (ф, ф', в, в'). - при формировании ряда других звуков, например о, у, и, с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ.

Слайд 16

Зубы имеют: отклонения по форме, по расположению, по количеству , зубы распола­гаются вне зубного ряда (зубной дуги) растут неправиль­но: с разворотом, наклоном, сужением и т. д . встречается отсутствие одного зуба или более как до, так и после смены молочных зубов. При неполноценнос­ти зубных рядов страдают прежде всего звуки, образуемые с участием передних зубов: язычно-зубные звуки: с, с', з, з', ц, т, т', д, д'. Такое на­рушение часто сочетается с аналогичным дефектом в произ­ношении звуков ш, ж, ч, щ.

Слайд 17

Челюсти. Н еправильный прикус : глу­бокий прикус, т. е. глубокое перекрытие верхними резцами нижних таким образом, что нижние почти не видны. открытый передний прикус (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов), открытый боковой при­кус с одной или двух сторон (когда резцы соединяются, а боковые зубы не смыкаются), перекрестный прикус ( например , при боковом смещении соотношения боковых зубов или при сужении одной из челюстей), прогнатия (выступание верхней челюсти), прогения (выдвижение нижней челюсти)

Слайд 18

При неправильных прикусах страдает функция жева­тельной системы. Может нарушаться и функция дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все это определен­ным образом сказывается и на конфигурации лица, что может усугублять психическую травматизацию детей и осо­бенно подростков. Для логопедов важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережевывании пищи и дыхании у ребенка могут усугублять аномалии стро­ения артикуляционного аппарата. Так, в результате пре­обладания дыхания через рот может больше выдвигаться вперед в процессе роста нижняя челюсть, увеличивается масса языка.

Слайд 19

Указанные отклонения в строении челюстей могут приво­дить к дефектам произношения — различным сигматизмам , ротацизмам, йотацизмам .

Слайд 20

Н ёб о: 1.Приобретенные дефекты нёба могут быть травма­тического происхождения или возникают в результате спе­цифических заболеваний. 2. Врожденные дефекты нёба: несращение срединного шва малый размер нёбных костей расщелину мягкого нёба и язычка субмукозную щель укорочение мягкого нёба.

Слайд 21

Из аномалий развития нёба чаще встречается его незаращение ( 12—30% всех аномалий приходится на расщелины нёба и губы ), а из незаращений отдельных элементов челюстно-лицевой системы незаращения нёба составляют 80% (М.Д. Дубов). У детей с врожденной расщелиной нёба иногда наблюда­ется сужение верхней челюсти, деформации верхнего ряда зубов, носа, увеличение языка. Это приводит к изменениям конфигурации лица, характерным для таких детей.

Слайд 22

Дифференцированные движения языка играют ведущую роль в формировании конкретных звуков речи. Ано­малий развития: увеличенные размеры языка «слоновость языка» ( у детей, страдающих болезнью Дауна, при выражен­ных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты),в результате воспалительного процесса. Н аряду с нару­шением питания резко страдает и речевая функция . укорочение подъязычной связки.

Слайд 23

Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последо­вательности. В комплекс включаются - массаж артикуляторная гимнастика постановка звуков. Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Права и обязанности родителей"

Презентация для родителей на тему "Права ребенка"...

презентация для родителей "MMS для родителей от детей группы "Семицветик"

Полезная презентация для родителей, которые впервые привели детей в детский сад. Она поможет родителям  облегчить адаптацию малышей к саду....

Консультация для родителей "Что такое дислалия"?

В данной консультации предоставлен материал  для родителей, по речевому нарушению дисталалия у детей дошкольного возраста. Родителям неоходимо понимать речевые проблемы ребенка, его последст...

презентация для родителей "Новогодний шар. Совместная работа родителя и ребенка"

В презентации представлен краткий мастер-класс создания простой новогодней игрушки из картона. Данная работа рассчитана на совместный труд взрослого (родителя, законного представителя) и ребенка....

Работа с родителями, презентация для родителей по программе "От рождения до школы"

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как: патриотизм, активная жизненая позиция, тво...