Круглый стол "Культура речи педагога"
консультация по логопедии на тему

Сорокина Светлана Павловна

В рамках подготовки к педсовету был проведен круглый стол для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga_dou.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи педагога ДОУ

Елена Митина
Культура речи педагога ДОУ

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

На наш взгляд, педагог, который знает и помнит, «кому говорит, что говорит, как говорит, где и когда», просто обречён на успех в деле формирования не только культуры собственной речи, но и в развитии речи детей.

«Кому говорит»

- это

доступность речи

для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.

«Что говорит»

- это

точность

словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка.

Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; и особенно смешение паронимов.

Приведём примеры из реальной педагогической среды:

1) «Быстрее одевай куртку и шапку! » (прав. «надевать» что? : шапку, пальто и т. д. ; «одевать» кого? : ребенка, куклу и т. д.) .

2) «У тебя кашель заразительный» (прав. «заразный») .

3) «Взгляд-то у него благодарственный» (прав. «благодарный) .

Также педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания (тезис – доказательство – вывод; либо вступление, т. е. о чем идет речь – основная часть, т. е. что конкретно говорится об этом – заключение, т. е. вывод из всего сказанного, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

«Как говорит»

- это правильность, т. е.

соблюдение норм

русского литературного языка, и

выразительность речи

.

Примеры нарушения морфологических норм (формы слова) :

1) Потерялся один туфель (прав. одна туфля – ж. р.) .

2) Сегодня пирожки с повидлой (прав. с повидлом – ср. р) .

Примеры нарушения словообразовательных норм:

1) Уже давайте ехайте домой! (прав. поезжайте) .

2) Помахайте мне рукой в окно! (прав. помашите) .

3) Если вы не хочете меня послушать (прав. хотите) .

Нарушение норм ударения. Словесное ударение в русском языке свободное. Оно может находиться на любом слоге слова (вода, оратор, дерево) и быть подвижным (вода – воды, голова – головы). Развитие языка влияет на место ударения в слове, что приводит к нормативным колебаниям. Сейчас можно сказать одновременно (эта форма предпочтительнее) и одновременно; звонит и звонит (эта форма предпочтительнее) ; по стенам и по стенам (эта форма предпочтительнее). Русское ударение – явление очень сложное. Поэтому, в случае затруднений, лучше всего обращаться к словарям и справочникам, особенно при выборе места ударения в заимствованных словах. Так, в английском языке ударение обычно падает на первый слог, а во французком – на последний. Эта же закономерность сохраняется и в русском языке (сравните: англ. : рельсы, драйвер, спринтер; франц. : сувенир, партер, сюрприз).

Примеры нарушения норм ударения: жалюзи (прав. жалюзи – фр.) ; торты (прав. торты) ; табеля (прав. табели) ; балованный (прав. балованный – прич.) ; наврала (прав. наврала – ж. р.) ; обеспечение (прав. обеспечение) .

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

«Где и когда»

- это

уместность речи

, т. е. знание стилей и типов речи.

Например, учим детей составлять рассказ по картине. Это будет тип речи описание, значит ребёнок при рассказывании должен чаще всего использовать прилагательные, т. е отвечать на вопрос: какой предмет?

Если учим рассуждению, то дети должны использовать формулировки: я думаю, мне кажется и т. п., как бы отвечая на вопрос: почему?

Когда необходимо построить устное высказывание, где раскрывается последовательность событий, т. е. тип речи повествование, то ключевыми словами будут глаголы (вопрос: что происходит? ) .

Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения — залог успешного взаимоотношения с ребёнком, возникновения обратной связи, залог морального и даже физического здоровья детей.

Список использованной литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. Приказ от 17 октября 2013г. № 1155.

2. Далецкий Ч. Б. Практикум пориторике. – М., 1995.

3. Михайленко Н. А. Риторика. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"

Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Круглый стол для молодых педагогов "Культура речи педагога ДОУ".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28303470","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Круглый стол для педагогов "20 полезных упражнений для развития речи"

Круглый стол для педагогов "20 полезных упражнений для развития речи"...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 15 «Дюймовочка» по теме: «Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»

laquo;Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?...